uzluga.ru
добавить свой файл
Архитектор Кеслер М.Ю.


Зачем Москве типовые модульные быстровозводимые храмы?


В апреле с.г. на Градостроительном Совете Москвы были рассмотрены проектные предложения по модульным быстровозводимым храмам для города Москвы, разработанные двумя творческими коллективами: ГУП Моспроект-3 и МНИИТЭП (мастерская № 5). Они были принципиально одобрены и отправлены для рассмотрения в Московскую Патриархию. Вопрос о необходимости массового строительства православных храмов в городе Москве был поднят на Епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В докладе было сказано в частности следующее: «Московские власти, идя навстречу нашим просьбам, согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций… В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства». Предстоятель подверг критике руководство тех столичных приходов, которые по своему виду не отличаются от бедных сельских храмов. Попробуем разобраться в этих противоречивых вопросах.


Московское столичное храмостроительство

С начала основания Москва, как поселение православной Руси, имела своим средоточием храм. Вначале храмы были деревянные, а в начале ХΙV века в Кремле строится первый каменный храм. Храмы ставились при царском и боярских дворах, в каждой посадской слободе или по вкладам нескольких или отдельных богатых людей.

С 1325 года Москва становится духовным центром Руси после того, как глава Русской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Руси Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, предвидя её будущее возвышение. Ещё большую роль заняла Москва в православном мире после падения Византии в середине ХV века и выдвижения идеи Москвы - третьего Рима - оплота Православия. Начиная с конца ХV века в Москве развёртывается бурное строительство храмов, особенно в Кремле. В ХVΙΙ веке в Москве, согласно переписи Патриаршего приказа значилось 248 церквей. В росписи московских церквей 1778 года всех освящённых престолов в храмах было 1006.

По данным известного исследователя московских храмов П. Паламарчука к началу ХХ века в Москве в пределах ее прежних границ насчитывалось: 9 соборных храмов, 80 монастырских храмов, 258 приходских храмов, 122 домовые церкви и 78 значительных часовен. Всего в Москве тогда было 450 православных церковных зданий и домовых церквей с общим числом престолов свыше 1060. Что касается поговорки о «сорока сороках» московских церквей (что составило бы 1600 церквей), то это не преувеличение, а иносказание. Слово «сорок» означало множество, а «сорок сороков» - великое множество. Кроме того, в Москве было заведено разделение церквей на отдельные районы, называвшиеся «сороками», то есть по современному благочиния.

Кроме церковных зданий в Москве было множество других строений, обеспечивающих деятельность приходских братств и попечительских обществ, образованных при семи десятках московских храмов. К началу ХХ века в церковных домах были: 101 богадельня на 8-20 человек для престарелых прихожан и 9 учреждений для престарелых лиц духовного звания. При храмах действовали также около 100 церковно-приходских школ, в которых бесплатно получали образование дети прихожан.

К началу 1920 года у Церкви было конфисковано 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельня, 31 больница и 6 детских приютов. С 1917 по 1975 гг. в Москве было снесено 284 православные церкви и 63 часовни. До 1983 года в расширившейся к тому времени Москве богослужение совершалось лишь в 46 православных храмах.

В конце 80-х годов в связи с юбилейной датой 1000-летия Крещения Руси в первую очередь в Москве началось возвращение Церкви храмов и монастырей и возобновление нового строительства храмов. По данным доклада Святейшего на епархиальном собрании сейчас в Москве богослужения совершаются в 782 храмах и часовнях, насчитывается 213 воскресных школ, в стадии строительства  находится  90  храмов.

В настоящее время исторический центр Москвы имеет достаточное количество православных церквей, большинство из которых вновь стали действующими, а окраинные районы города, где проживает большинство москвичей, напротив, почти лишены их и там необходимо строительство новых храмов. На территории исторического центра Москвы размещается 90% православных церквей. В историческом пригороде - ныне московских районах массового жилищного строительства и расселения размещается всего 10% православных церквей.

В окраинных районах Москвы в середине 90-х годов было намечено строительство более 70-ти новых православных храмов. С этой целью с участием автора и районных архитекторов Москвы были обследованы возможные участки такого строительства, что легло в основу схемы их размещения, разработанной институтом Генерального плана г. Москвы.

Институтом Генерального плана г. Москвы при участии Архитектурно-художественного центра Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» были разработаны также «Основные направления развития культовых объектов», в числе которых:

- возвращение исторических храмов и других церковных объектов конфессиональным владельцам;

- воссоздание исторических и градостроительно-ценных разрушенных храмов;

- увековечивание разрушенных храмов памятными знаками;

- реставрация исторических храмов;

- отвод участков для строительства новых храмов в периферийных районах города;

- строительство новых храмов в честь знаменательных событий Отечества.

В документе говорилось, что вновь возводимые храмы, в своём большинстве приходские, должны быть рассчитаны на 500-600 человек. При храме, как правило, должен возводиться целый комплекс сооружений просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения, занимающий вместе с храмом территорию от 0.5 до 1 гектара. Новые храмы целесообразно построить также при их отсутствии на московских кладбищах.

Участки под строительство храмов должны выделяться с учётом пешеходной доступности от близлежащих жилых массивов и транспортных магистралей, а также обеспечивать градостроительную значимость храма среди жилой застройки.

На месте утраченного храма допустимо возведение нового, отвечающего современным требованиям при условии, что прежний храм не являлся выдающимся памятником зодчества.

Сегодня по предварительным данным в спальных районах Москвы предстоит построить пока около 200 новых храмов, причём, как было сказано Святейшим, «по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций». Возможно ли это при требовании Святейшего воплотить «высокие идеалы русского церковного искусства», т.е. построить храмы, соответствующие лучшим образцам церковного зодчества, храмам, которыми славится Москва?

Проблема массового строительства храмов

Проблема массового строительства новых храмов не раз вставала в истории нашего Отечества. Так, в середине XIX века огромное значение для закрепления «русско-византийского» типа храма имело издание двух атласов образцовых проектов церквей (1839 и 1844 гг.). Второй атлас был издан с учётом пожеланий Святейшего Синода, которые сводились к требованию более простых и дешёвых в исполнении проектов. По «образцовым проектам» был сооружён целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приёмов, заимствованных из исторических образцов русского зодчества. Ориентация на русско-византийский стиль вошла в нормы Строительного устава 1841 года: «При составлении проектов на построение, починку и распространение церквей должно быть соблюдаемо достоинство и приличие в архитектурном отношении, с сохранением предпочтительно древняго Византийского стиля». Строительный устав закреплял разрешающие функции, контроль строительства храмов в Петербурге и Москве за церковными властями и архитектором, при обязательном утверждении проекта императором.

Для укрепления Православия в западных губерниях правительство России приступило к разработке программы массового строительства небольших деревянных приходских храмов. Крупные городские храмы сооружались по индивидуальным проектам, а для небольших деревянных приходских храмов были разработаны серии образцовых проектов. В 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное петербургским архитектором А.И. Резановым и виленским архитектором Н.М. Чагиным. В альбом вошли проекты более 50-ти каменных и деревянных храмов в романском, русско-византийском, русском и классицистическом стилях.

Другой причиной массового строительства храмов в 1840 – начале 1850-х годов была их нехватка на огромной территории Сибири. На основе предыдущего опыта были проведены обследования в каждой епархии: количество необходимых храмов, места их оптимального размещения и размеры, очерёдность и сроки строительства. Была разработана специальная серия упрощённых проектов небольших, по преимуществу деревянных храмов.

Новый всплеск массового храмостроительства в Сибири и на Дальнем Востоке был связан с подготовкой к прокладке транссибирской магистрали (1890–1910 гг.) и переселенческого движения. При разработке генеральных планов на трассе железной дороги заранее отводились участки под храмы. Неотъемлемой частью государственной программы расселения являлось строительство храмов совместно с приходской школой согласно специальному указанию Николая ІІ.

В качестве пособия по проектированию храмов в 1898 году было выпущено «Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи». Автор работы – саратовский инженер-архитектор А.М. Салько.

В Москве бурный рост храмостроительства, начавшийся ещё в конце ХΙХ века, продолжался вплоть до 1917 года. С 1890-х годов было построено около 100 новых храмов по индивидуальным проектам, выполненным выдающимися архитекторами, в том числе Щусевым, Шехтелем, Бондаренко и др. Заметим, что те наработки, которые были выполнены для вышеуказанных целей массового строительства, в условиях Москвы не использовались. Москва издавна славилась своими храмами, большинство которых являются поставленными под охрану как памятники отечественной истории и культуры, в том числе мирового значения. Можем ли мы сегодня нарушать сложившееся отношение к храму как к величайшей святыне и превращать его во времянку, объект «соцкультбыта» шаговой доступности? Если в условиях острой нехватки храмов приходится решать задачу ускоренного строительства, то какими средствами можно этого достичь?

Модульная система строительства храмов

Идея сборного быстровозводимого храма возникла ещё в начале 90-х годов, когда автор по указанию Хозяйственного Управления Московской Патриархии разрабатывал варианты сборных бревенчатых и крупнопанельных храмов для быстрого возведения в труднодоступных областях Севера и Сибири. Однако тогда реализовать эту идею не удалось из-за отсутствия централизованного финансирования по производству комплектов элементов сборных храмов.

Думается, что современная идея использования модульных конструкций в массовом строительстве храмов для Москвы восходит к проекту Российского Клуба Православных Меценатов (РКПМ). Проект предполагает постройку в России такого же количества храмов на душу населения, какое было во времена Российской империи. Согласно проекту на каждую тысячу православных верующих должен приходиться один храм. Заявлено, что бюджетная стоимость небольшого храма с внутренним убранством, в том числе с иконостасом, должна составлять около 2,5 миллионов рублей.

Проект предлагает два варианта обыденных (строящихся за один день) храмов. Большой храм высотой 15 м и площадью 80 кв. м сможет вместить до 150 прихожан. Малый – на 3 м ниже и площадь его всего 49 кв.м. Для них потребуется очень небольшое место внутри микрорайона. Если со временем верующие решат возвести каменную церковь, то, как заявляют авторы проекта, этот храм можно будет переместить в другое место, и тогда в районе будет уже два храма.

Конструкция обыденного храма собирается на предварительно установленных бетонных блоках без фундамента. Это, по сути, большой конструктор. Пронумерованные деревянные брусья скрепляются винтами, далее храм покрывается заранее изготовленной кровлей, устанавливаются окна и двери, ставится готовый иконостас.

Первый опыт строительства подобных обыденных храмов показал, что за один день можно только вчерне собрать небольшой деревянный храм из заранее изготовленных в промышленных условиях деталей, в том числе брусьев, готовых элементов кровельного покрытия, главки, иконостаса и т. д. А полное обустройство храма требует гораздо больше времени. Кроме того, собранные таким образом деревянные храмы конструктивно не приспособлены для перемещения, да и вместимость их не соответствует требованиям приходского городского храма, которая должна быть около 500 человек.

Поставленную Святейшим задачу ускоренного строительства в Москве приходских храмов «шаговой доступности» попытались реализовать два столичных проектных института.

Мастерской № 5 Московского института типового и экспериментального проектирования разработано несколько вариантов модульных храмов вместимостью 300 и 500 человек, с подвалом и без подвала, с отдельно стоящей звонницей и звонницей над притвором.

Отличие вариантов храма состоит в том, что храм на 500 человек выполнен с пристроенным притвором, сблокированным с лестницей на хоры и иконной лавкой, а в храме на 300 человек притвор, лестница и церковная лавка расположены в общем объёме храма под хорами. В подвале размещаются крестильня, ризница, ряд административных и технических помещений.

В составе проекта разработана схема генерального плана участка храмового комплекса, в который входит храм на 300 (500) человек, церковно-причтовый дом и хозяйственный блок.

Здание храма запроектировано со сборным железобетонным каркасом на железобетонных фундаментах. На четырёх центральных колоннах устанавливается основание купола в виде железобетонного кольца, а колонны по периметру храма объединяются железобетонными балками. На балки, расположенные по периметру храма и центральное кольцо укладываются плоские железобетонные плиты. Купол и барабан главы выполняются из металлических конструкций с утеплителем и двухсторонней облицовкой. Стены выполнены из навесных трёхслойных панелей с внутренним слоем утеплителя типа «сэндвич», которые затем облицовываются снаружи декоративными тонкостенными панелями и ещё накладками декоративных элементов из бетонных отливок.

Для придания интерьеру храма с получившимся плоским потолком подобия церковного интерьера с традиционно округлыми формами, применён приём округления его граней подвесными элементами.

Институт Моспроект-3 разработал три типа храмов, отличающихся в основном видом покрытия с модификациями по вместимости на 300 и 500 человек и по наличию цокольного этажа (всего 8 вариантов).

Здание храма выполнено с металлическим каркасом для навесных стен и покрытия храма. Фасады формируются навесными панелями стен и накладками на них из отдельных декоративных элементов.

Разработанные двумя проектными организациями схемы генеральных планов при конкретной привязке к будущим выделенным участкам наверняка претерпят существеннейшие изменения. Конкретная градостроительная ситуация потребует также корректировки архитектурного облика храма.

Проектные предложения храмов при наличии монолитного фундамента и подвала и необходимости многодельных внутренних отделочных работ весьма далеки от задачи быстровозводимости и это при значительном ухудшении их архитектурно-художественных качеств. Беспокоит также снижение срока их службы за счет использования в стенах трехслойных панелей, которые сегодня широко используются лишь в строительстве разного рода временных сооружений палаток, торговых павильонов и т.д.

По нашему мнению следовало бы отказаться от использования нетрадиционных и недолговечных строительных материалов. На выделяемых Правительством Москвы участках осуществлять проектирование по индивидуальным заданиям с учётом конкретных градостроительных условий и с использованием традиционных строительных материалов, что при небольших объёмах храмов практически не приведёт к увеличению сроков строительства по сравнению с предлагаемыми решениями.

Для ускорения обеспечения жителей спальных районов местами, где они могут помолиться, пока не будет построен полноценный храм, могут быть предложены два варианта: Ι) использование под храм помещений первых этажей жилых зданий, где можно разместить также вспомогательные помещения для организации приходской жизни; 2) мобильные сооружения контейнерного типа, которые сегодня используются строителями как временные сооружения при стройках (такие мобильные храмы существуют, например, в Самаре, Киеве, Харькове).

Для ускорения строительства капитального храма может быть использован вариант с внутренними монолитными стенами, не требующими последующей многодельной отделки внутренних поверхностей под роспись. В готовой монолитной «коробке» параллельно с внутренними работами может осуществляться наружная кирпичная кладка, обеспечивающая требуемую теплозащиту здания и красоту наружных поверхностей храма.

Предлагается также разработать несколько вариантов «образцовых» проектов, обеспечивающих рациональные объёмно-планировочные решения, экономичность, быстровозводимость, долговечность и архитектурную значимости с учётом храмостроительных традиций г. Москвы; использовать эти проекты как эталонные для сравнения с показателями индивидуальных проектов.

Следовало бы осуществлять проектирование каждого конкретного храма на конкурсной основе с привлечением опытных архитекторов-храмостроителей, а предлагаемые проектные решения рассматривать на Градостроительном Совете Москвы после их рассмотрения и одобрения Искусствоведческой комиссией Московской Епархии.