uzluga.ru
добавить свой файл
7-9

9

К. МИРОНОВА

6

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНиВЕРСИТЕТ



ЖУРНАЛИСТ– ИНТЕРВЬЮЕР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА


Понятие интервью. Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, представляющими общественный интерес, обладающими актуальной информацией, пользующимися авторитетом, предназначенная для опубликования в печати, передачи по радио или телевидению. Обладает особой силой достоверности и убедительности, ибо содержит свидетельство, мнения авторитетного лица.

Виды интервью. Любому виду интервью предваряет врезка или вводка, в которой

называется тема интервью и представляется собеседник.

Интервью-монолог – сообщение или заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом (содержание беседы передается в виде цельного рассказа). Можно в связанной форме обработать материал, почерпнутый в разговоре с собеседником. Тогда в конце указывается “Записал…” Интервью-монолог по своему построению приближается к статье, корреспонденции.

Интервью-сообщение характерно своей информационной направленностью. Ответ собеседника журналист или пересказывает или воспроизводит в сокращенном виде. Иногда подобная беседа публикуется только со ссылкой на собеседника.

Интервью-беседа приводит полный текст беседы.

В интервью-зарисовке, кроме содержания разговора, передается обстановка, его характер. Корреспондент коротко комментирует события, факты, о которых идет речь.

Интервью-мнение – развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.

Интервью-диалог – вид интервью, в котором даётся изложение вопросов и ответов на них.

Разновидностью интервью является анкета.




Процесс подготовки интервью.

Прежде всего, необходимо подготовить а) тему будущей беседы, характер ее и направление, б) собеседника в) вопросы основные, наводящие, дополнительные. Необходимо постоянно помнить о цели беседы.

  1. Заранее подготовиться к встрече (знать имя собеседника).

  2. Уметь выслушать собеседника до конца.

  3. Вопросы: - должны быть лаконичными и ясными;


- чтобы не было однозначных ответов;

  • не должно быть два вопроса в одном;

  • должны нести в себе информацию;

  • должны идти по степени сложности.

4) К художественному вымыслу и литературной обработке речи нужно относиться очень осторожно, не искажая характеристики, не преувеличивая его возможностей, но, не умаляя фактов.

5) Следить за эмоциональностью материала.

6) Аргументация и доказательность. Для этого перед началом работы ознакомиться с литературой по вопросу.

Назначение интервью – правдиво, из первых рук сообщить наиболее важные сведения, всесторонние, со ссылкой на собеседника, осветить какой-либо факт, либо какое-либо существенное событие, начинание, отразить общественное мнение по важным вопросам социальной жизни. При этом неизменно преследуются информационные, познавательные и воспитательные цели. Важнейшие и непременные достоинства интервью – злободневность, политическая целеустремленность, общественная значимость.


Интервью-фальшивки, выход на профессиональную этику журналиста.

Издавна “хозяева” газет требовали сенсационных интервью. В газете “Новое время” часто публиковались сенсационные беседы, как, например, интервью с людоедом, жителем острова Фиджи.1 Аналогичные интервью немало разбросаны по страницам русских дореволюционных газет. Репортеры желтой прессы изо дня в день работают в поисках сенсаций, рассчитанных на вкусы невзыскательных читателей. Один из французских репортеров так рассказывал о своей работе: “Благодаря журналистике, я соприкасался с королями и мошенниками, с учеными, убийцами и сумасшедшими; я познакомился с бурными заседаниями палаты, с рыданиями в зале уголовного суда и слышал ропот мятежей; в течение многих лет, вставая рано и возвращаясь поздно, я приближался к людям великим и ничтожным в самый важный момент их существования, когда смерть или жандарм, богатство или слава собирались войти к ним”.2 Для желтой прессы характерны и интервью-фальшивки. Несколько раз приходилось опровергать подобные интервью М. Горькому. В 1928г. он писал литературоведу П.С. Когану: “К письму этому прилагаю курьезный, но не редкий образчик бесцеремонного итальянского журналиста. Человек, не видя меня нигде, ни единого раза, напечатал безграмотное интервью, а затем уже обратился ко мне с еще более бесцеремонной просьбой подтвердить его глупую выдумку”.3


Профессиональная этика.

Как известно, не только каждый класс, но и каждая профессия”, писал Ф. Энгельс, имеет свою собственную мораль.1 Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. Профессия предоставляет журналисту право и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес, сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала – в каждой из этих “технологических” операций обязательно проявляется и отношение к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность.2 Поэтому о профессиональной пригодности человека к журналистике нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые для этого вида труда имеют не меньшее значение, чем квалификация. Профессиональное здесь практически всегда выступает как моральное и наоборот.

СМИ, опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться в постоянно меняющемся, бесконечно большом и, в общем, мало знакомом лично ему мире. Но для того, чтобы пресса могла осуществлять своё предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист вступает в контакт, его поведение должно регулироваться не только институциональными методами. В обстановке открытого сопоставления идеи и позиции журналист обретает реальную возможность их самостоятельного выбора. Соответственно мере свободы растет и его ответственность пред обществом. Среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения. При этом общие нравственные представления в сознании журналиста обогащаются профессиональным опытом и проявляются в его трудовой деятельности в форме профессиональной морали. Этим понятием мы обозначаем, особенности нравственного сознания и поведения представителей журналистского сословия, которые объясняются их профессиональной принадлежностью.

Профессиональная мораль не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны. Она представляет собой особый оценочно-императивный способ освоения специалистом целей и содержания своей профессиональной деятельности, разделяя все поступки журналиста на правдивые и лживые, справедливые и несправедливые, добрые и злые. Ведь самые главные вещи, в которых человек должен разбираться – это, прежде всего, что есть добро и зло. И в журналистике с ее способностью тысячекратно умножать силу печатного и звучащего слова такое знание необходимо не меньше, а может быть и больше, чем где бы то ни было. Любая профессиональная этика может развиваться лишь на стыке трёх сфер: общей этики, теории данного вида деятельности и ее конкретного опыта. “Профессиональная этика” – “этика журналиста” - наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда. Однако в обиходе прочно закрепилась и иная форма толкования понятия “профессиональной этики”, а именно как свода норм и правил профессиональной морали, как синонима журналистских кодексов. Журналистская этика – наука нормативная. И поэтому разбор типичных ситуаций нравственного выбора, отношений журналиста с героем, источниками информации, коллегами, селекция приемлемых форм поведения и анализ формирующихся на этой основе представлений о должном, помогут читателю в осмыслении нравственных исходных принципов собственного творчества. Профессиональная этика часто не успевает вовремя осмыслить новые морально-психологические ситуации, возникающие из-за стремительных сдвигов в социальной сфере. Частично этот пробел заполняют литература и искусство. “Утраченная часть Катарины Блюм” Г. Бёлля и “Ночи в Византии” И. Шоу, “Блоуап” М. Антониони и “Профессия: репортер” Л. Висконти, “Закон вечности” Н. Думбадзе и “Без наркоза” А. Вайды – вот только первые пришедшие на память значительные произведения, в которых журналистика предстает перед читателем и зрителем как процесс и итог нравственного выбора.


За рубежом, прежде всего в США, выходит немало работ по журналистской этике.1

Ценность многих из них – в детальном анализе нестандартных ситуаций морального выбора, с которыми сталкивались те или иные журналисты при подготовке конкретных публикаций. Авторы этих исследований – либо опытные газетчики, либо преподаватели факультетов журналистики – обычно ограничиваются разбором таких конкретных коллизий, не претендуя на какие-либо философские обобщения.

В настоящее время, особенно если вести речь не о местной, а о центральной прессе, возможности свободного выбора для журналиста неизмеримо расширились. Поэтому и свобода предстает перед пишущими не только как объективная возможность выбора, но и как субъективная способность правильно его произвести.

Профессиональная этика журналиста способна помочь и в разработке общих проблем этики, в частности при исследовании становления нравственной нормы. В журналистике радикальные перемены в нравах произошли на глазах всего-навсего одного поколения. Они интенсивно идут и сейчас, обнажая корни этого процесса. Так что в условиях развивающейся научно-технической революции исследование нравственных аспектов профессионального поведения оказывается среди наиболее перспективных направлений развития этического знания.

Нормы профессиональной морали, несводимые к общим требованиям.

Помимо читателей, к которым обращено творчество, журналист задолго до публикации, еще в процессе создания произведения, втягивает в орбиту своей деятельности конкретных людей. Его прямые, межличностные контакты с будущими героями публикации, с источником информации, с коллегами диктуются самой технологией работы точно так же, как у врача, педагога, юриста… У газетчика случаются коллизии. В условиях газетной оперативности ради своевременного информирования читателя нередко приходится совершать выбор между компетентностью источника информации и его... доступностью. На практике многие сведения газетчики собирают из вторых рук. Неизбежная в условиях газетной оперативности неполнота информации вступает в противоречие с требованиями правдивости и объективности. Однако возводить в непреложную норму то, что часто заведомо невыполнимо, - значит обрекать ее на нарушение и создавать, таким образом, питательную почву для лицемерия и морального нигилизма. Профессиональный долг журналиста – правдиво информировать читателей. В газетной практике постоянно нарушается требование обязательно согласовывать с автором всю редакционную правку, т.к. это не всегда возможно. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкасаемость произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает. Наличие в профессиональной морали журналиста правил, не имеющих аналога в общих нравственных требованиях, не единственное доказательство ее уникальной специфики.

Также наличие в профессиональной морали журналиста особых норм, несводимых к общим нравственным признакам, во-первых, и серьезные изменения в расстановке нравственных ценностей, во-вторых, говорят об уникальности профессиональной морали журналиста как предмета научного изучения и сами по себе служат достаточным основанием для формирования самостоятельной дисциплины – профессиональной этики журналиста.

Кодексы.

О существенном влиянии профессиональной деятельности на иерархию нравственных предпочтений журналиста свидетельствует и разбор 59 профессиональных кодексов, проведенный финским исследователем Ларсом Брууном. Он выявил, что в 53 кодексах в качестве высшей ценности провозгласил следование истине. Требования, зафиксированные в первых кодексах, обычно не выходят за пределы общечеловеческих норм нравственности и рекомендации на уровне здравого смысла. Пиши правду, придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны, уважай честь и достоинство каждой личности, ее право на частную жизнь, не пиши против совести и не принимай ни от кого подачек, исправляй допущенные ошибки, будь честным при сборе распространении новостей, уважай демократические институты и общепринятые нормы морали – вот краткий перечень основных принципов, которые обычно составляют основу кодексов журналистской этики. Кодексы отличаются друг от друга по степени обобщенности требований, предъявляемых журналисту. Одни включают только общие принципы, другие снисходят до конкретных рекомендаций поведения в той или иной частной, но типичной ситуации. Иногда они обрастают дополнительными статьями, сформированными на основе прецедентов, разбиравшихся журналистскими судами чести или советами по прессе.


Журналист и источники информации.

Источники информации как объект нравственного отношения репортера.

Среди личных контактов, которые журналисту приходится устанавливать в процессе подготовки материала, главные – с теми, кто предоставляет ему необходимые для работы сведения.

Общение журналиста с людьми, располагающими нужными сведениями, носит, прежде всего, деловой характер. В процессе такого общения пишущий преследует главным образом утилитарную цель. Поэтому при выборе собеседника журналиста заботит не столько самоценность его как личности, сколько такие сугубо функциональные признаки, как компетентность и объективность в тех вопросах, о которых пойдет речь.

Поскольку журналист зависит от людей, располагающих нужным ему сведениями, в общении с ними он выступает активной стороной. От него зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые ему сведения в полном объеме.

Для получения этой подчас весьма важной информации делового общения достигается свободной формой беседы, в которой жесткая последовательность вопросов и ответов сменяется импровизационным построением беседы, в которой наряду с рациональной информацией большую роль играет информация эмоциональная. Журналист интересуется собеседником не только как официальным лицом, но и как личностью, и сам стремится раскрыться как индивидуальность”.1

Умение считаться с фактами, способность отказаться от первоначальной версии снижают накал страстей и позволяют журналисту находить общий язык с собеседниками даже в самых конфликтных ситуациях.

Острый, разоблачительно-сенсационный характер американской прессы заставляет газетчиков тщательно оберегать от неприятностей тех, кто питает их информацией. Нередко журналисты предпочитают сесть за решетку за неуважение к суду, чем нарушить данное слово. Вместе с тем многие американские исследователи отмечают, что после серии сенсационных разоблачений 60-70гг. иные молодые журналисты, подражая асам и, пытаясь придать своей деятельности видимость таинственности и риска, ссылаются на анонимные источники даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. Приведем пример. Джанетт Кук “Вашингтон пост”… Она была вынуждена вернуть Пулитцеровскую премию за репортаж “Мир Джимми” – о семилетнем наркомане, который попросту выдумала сама. Когда растроганные репортажем читатели и встревоженные муниципальные власти решили помочь Джимми, то и репортер, и редакция “Вашингтон пост” категорически отказывались сообщить его адрес. Будто бы отчим мальчика (торговец наркотиками) грозился убить репортера, если он помешает его бизнесу. Выдумка так и не была бы разоблачена, если бы в самой редакции “Вашингтон пост” не усомнились в правдивости Джанетт Кук…

По мнению ответственного секретаря газеты “Филадельфия инкуайрер” Джина Формана, частые ссылки на анонимные источники вызывают только недоверие к прессе. Поэтому он рекомендует коллегам, прежде чем на это пойти, задать себе несколько контрольных вопросов. А именно:

  • Нет ли возможности обойтись без ссылки на неназванный источник?

  • Действительно ли в случае раскрытия источника его существование будет поставлено на карту?

  • На самом ли деле информация столь важна?

  • Можем ли мы хоть как-то описать читателю человека, предоставившего материал?

  • Правильно ли поступаем мы, публикуя сведения, наносящие кому-то урон? Уверены ли в этом?

Кодекс профессиональной этики запрещает обнародовать в качестве достоверной информацию, основанную на неподтвержденных сообщениях, слухах, предположениях, а также почерпнутую из неизвестного источника.

В социальной психологии есть специальный термин “власть эксперта”. Бывает, журналист, не зная темы, за которую взялся, некритически использует сведения, полученные от человека, которые он считает более информированными. Естественно, этот человек может влиять на позицию журналиста и в итоге на содержание публикации. Опасность попасть в зависимость от информатора снимается тем, что журналист расширяет круг своих источников и таким образом перепроверяет имеющуюся информацию.


Допустимые и недопустимые методы получения информации.

Очевидцы и участники события, которым заинтересовался журналист, не всегда горят желанием поделиться с ним тем, что знают.

Удастся ли журналисту снять психологическую отчужденность и наладить продуктивное общение с информатором, в немалой степени зависит от первого впечатления, которое произвел журналист, от его вежливости, доброжелательности, обаяния, даже внешнего вида. Репортер должен решать сам, насколько уместно применение этого метода в той или иной конкретной ситуации.

Умолчать о своей работе, когда это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправданно.

Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывая все то, что выпадает на долю обычного человека.

Чтобы добыть информацию, журналист прибегает к “методу маски” или “методу смены профессии”. Первым репортажем с использованием “метода маски” обычно считают репортаж Нелли Блай “10 дней в сумасшедшем доме”, который был опубликован в 1890г. в “Чикаго сан таймс”. Что качается “метода смены профессии”, закон здесь ограничивает сферу применения. Журналист не может выполнять обязанности юриста, лиц, занимающих выборные должности, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача.

Сложились и определенные ограничения, которыми интервьюер руководствуется, формулируя вопросы. “Табу” составляют интимные стороны жизни собеседника или тех, о ком идет речь. Бестактно спрашивать и о том, что явно не входит в компетенцию собеседника. Недопустимы грубо наводящие вопросы. Подсказывая опрашиваемому желаемый вариант ответа, журналист рискует принять за истину то, что им же самим инспирировано. Нельзя, кроме того, задавать вопросы, на которые собеседник заведомо не может ответить. При беседе с вероятным героем критического материала в вопросах журналиста не должно быть ничего унизительного для интервьюируемого.

Отношение “журналист – источник информации” возникает как отношение деятельное, а именно в процессе получения журналистом необходимых ему сведений. Это всегда взаимодействие с другим человеком, и всегда - по одному и тому же, достаточно утилитарному поводу: получить от него сведения с тем, чтобы вскорости донести их до огромной анонимной аудитории.

Журналист руководствуется вполне определенной системой профессионально-нравственных предписаний. В его рабочих контактах принципы и нормы профессиональной морали находят одно из своих реальных воплощений.

Правила, позволяющие квалифицированно вести беседу.

  • В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы.

  • Прямо или косвенно выражение интереса к личности собеседника, не только к его официальному статусу, но и к индивидуальности.

  • Психологически благоприятная обстановка, снятие внешних помех общения, учет состояния души человека.

  • Сочетание единства позиции с дискуссией, с постановкой спорных проблем вопроса.

  • Двусторонность общения, умение не только говорить, но и слушать. Интересный рассказчик может быть только у интересного слушателя.

  • Ориентация разговора на тему, наиболее значимую для собеседника

  • Умелое использование вопросов разного типа (прямых и косвенных, нейтральных, личных и безличных, открытых и закрытых)

  • Общаться легче про сборе позитивного материала, когда у беседующих цели в главном совпадают.

Вывод.


Интервью особенно популярно среди СМИ, т.к. обладает особой силой достоверности и убедительности, содержит свидетельство, мнение авторитетного лица. Важно элементарное соблюдение профессиональной этики журналиста, поскольку интервьюер должен помнить об авторских правах собеседника и к литературной обработке относится очень осторожно, не искажая характеристики и не умаляя фактов. Профессиональная этика – важнейший нравственный аспект журналистской деятельности. Правдиво информировать читателей – главная обязанность журналиста. Соблюдение принципов науки, изучающей профессиональную специфику морали, как то честность и добросовестность, уважение достоинства личности и общечеловеческих ценностей – есть его первоочередная задача. Профессиональный долг – вот тот внутренний закон, который должен предопределить поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям ориентироваться в происходящем. Состояться как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга.

Список литературы.

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991 – 253.

2. Введение в журналистику: Хрестоматия сост. П. Прохоров – Москва: Высшая школа, 1986г.


1 1902г., №9473, 20 июля.

2 Один час моей карьеры Л. 1928г. (стр. 65-67).

3 Письмо М.Г. – П.С. Когану от 17 января 1928г. в кн. Лит. Наследство, т. 70 М. 1903г. (стр. 208)

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 21 (стр. 298-299).

2 Конечно, не с точки зрения противопоставления морального аморальному, а в том смысле, что в процессе и результатах этой деятельности выражается внутреннее, интимное отношение журналиста к другим людям и обществу в целом.

1 Christians Cliford G. Rotzoll Kim B. Facker, Media Ethics: Cases and Moral Reasoning. N.Y., 1983; Boher G. Profession: Journal: 81. Geneva, 1984; Goodwin H.E. Grooping for Ethics in Journalism. The Java State University Press, 1983…

1 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства.