uzluga.ru
добавить свой файл
ДУХОВНЫЕ СИМВОЛЫ ЭТНОСА

Винокурова У.А.

Арктический государственный институт искусств и культуры, г. Якутск


Важными компонентами этничности являются этническое самосознание, единство исторической памяти, общность происхождения, культуры, национальной картины мира. Все эти компоненты по сути представляют собой содержание духовных символов этноса. Эти символы выражаются в различных формах и смыслах, несут свод знаний, во многих случаях отнесенных к культурному генетическому коду этноса. Талантливый представитель этноса способен выделить тот особенный духовный символ, присущий родному этносу и выразить его в своем творчестве.

Каждый этнос имеет присущую ему картину мира, созданную в соответствии с местом обитания, менталитетом, образом жизни, эстетическими и этическими ценностями. Духовные символы народов Якутии основываются на эстетизации природы окружающей среды, ставшей источником гуманизации человеческой природы. Не зря саха говорят: айыл5атыынынан ыллыыбын («пою в ритме дыхания природы»).

Свод духовных символов был выявлен и воплощен в государственной политике Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева, ставшего признанным народом духовным лидером нации (1990-2001гг.). Он провозгласил Культ матери, Культ знаний, Культ Труда и Культ земли родной. Были объявлены Годы детства и спорта, здорового образа жизни, молодежи, Арктики, Дни матери, отца, Праздник Ысыах, построены дворцы спорта, центр материнства и детства, принята государственная программа по этапам возрождения духовной культуры: Хомус - Ысыах- Олонхо- Итэгэл. Проведена колоссальная практическая работа по практическому воплощению этих духовных символов.

Творчество духовных символов народов, живущих в зоне вечной мерзлоты, отличается, прежде всего, эстетизацией экологических ценностей. Образность, глубина и широта, информационная насыщенность, открытость к инновациям, устойчивость и преемственность зависят от меры потенциала таланта человека. Талантлив тот, у кого все эти параметры личностной этнокультурной картины мира обладают огромными возможностями. Проявление таланта зависит от условий, способствовавших реализации возможностей личности в процессе ее социализации. Эти условия определяются степенью выраженности таланта в среде общения. Талант обязательно имеет глубокие корни генетического дерева. Талантливый человек несет в себе социогенетический код духовных символов, сохраненных от предков. Как говорят саха: «Хааныгар баар» (сохранен в крови).

Следующим важным условием является мера осознанности капитала духовных символов этноса в процессе становления таланта. Провозглашение культурного суверенитета Республики Саха в начале 90-х годов востребовало воссоздания исконных культурных ценностей народов Якутии.

В зеркале социального мира стали отражаться картины прошлого, ценностей жизни на исконной среде обитания. В Якутии сформировался социальный интерес к фольклору, шаманизму, к восстановлению исторической памяти, воспринимаемых как механизмы экогармоничного сосуществования. Уход вглубь генетической памяти есть движение вперед. К примеру, до активного внедрения виртуозной игры на хомусе силами Петра Оготоева, Ивана Алексеева-Хомуса в современное пространство народного искусства особо никто не вникал в суть этого духовного символа народа Саха. Теперь все в Якутии знают, что хомус -духовный символ Саха и созданы условия, чтобы организовать ансамбль из 500 хомусистов.

Огромный талант пропагандиста духовного символа этноса продемонстрировал Иван Осуохай, сумевший одним из первых сосредоточить творческую энергию созидания пробуждающегося этнического сознания на выражение посредством осуохая в городских условиях. Мандар Уус систематизировал и выявил этносемиотический смысл якутских орнаментов как духовных символов этноса.

В духовном символе этноса выражается общечеловеческий смысл, что наглядно продемонстировано в творчестве народного артиста РФ Андрея Саввича Борисова, в картинах художников, в творчестве государственных ансамблей, таких как «Туймаада», «Гулун», заслуженной артистки РФ Степаниды Ильиничны Борисовой, репертуар которых строится на языке аутентичного народного искусства, который в силу того, что выражает духовные символы этноса, открыт общечеловеческому культурному коду восприятия прекрасного. Законы прекрасного и талантливого едины для всего человечества и проявляются в эстетическом воплощении этнических духовных символов.

Народное творчество саха стремительно приобретает черты народного искусства благодаря осознанию и воплощению в язык искусства этносемиотических характеристик духовных символов этноса. В Якутии в настоящее время широко развертывается процесс канонизации духовных символов, эстетического осознания этнической картины мира