uzluga.ru
добавить свой файл
1
Обучение детей-инвалидов


Тезаурус

Дети-инвалидыдети, имеющие  «значительные   ограничения  жизнедеятельности, приводящие  к  социальной  дезадаптации  вследствие   нарушения   роста  и  развития  ребенка, способностей  к  самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контролю  за  своим  поведением, обучению, общению, трудовой  деятельности  в  будущем». Это понятие можно разделить на две категории. В первую из них входят дети, у которых наблюдается врожденное нарушение работы разных органов чувств; дети, наделенные физическими недостатками; умственно отсталые ребята. Во вторую категорию входят дети, потерявшие здоровье после долгой болезни.

Больные дети – это дети, которые по причине болезни не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.

Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения общеобразовательного учреждения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.

Индивидуальное обучение на дому - модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.).

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Обучение на дому направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.

Целью индивидуального обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми, детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.

Организация индивидуального обучения на дому больных детей, детей-инвалидов ставит задачу освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.

             Организация обучения больных детей, детей-инвалидов на дому осуществляется общеобразовательным учреждением, в котором обучается данный обучающийся.


В настоящее время (до 01.01.2011) индивидуальное обучение больных детей, детей-инвалидов на дому регламентируется следующими нормативными документами:




Наименование документа

№ и дата выхода

Содержание

1.

Закон Российской Федерации

10.07.1992. № 3266-1

Федеральные государственные образовательные стандарты (ст.7)

Форма получения образования (ст.10)

2.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»

18.07.1996. № 861

(с изменениям от 01.02.2005 г.)

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.

3.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02»

25.11.2002

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

4.

Письмо Министерства народного образования РСФСР «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

14.11.1988. № 17-253-6

Распределение часов по учебным предметам

5.

Письмо Министерства просве­щения РСФСР и Мин. здравоохранения РСФСР

8-28 июня 1980 г. №281-м-17-13-186

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы

6.

Закон Кемеровской области

12.07.2006 №95-ОЗ

Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также по дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенции местным бюджетам

7.

Постановление Коллегии администрации Кемеровской области

09.08.2010 №338

Внесение изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 №54 «О мерах реализации закона Кемеровской области от 14.02.2005 №25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов

8.

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва

14.04.2010 г. №143

О внесении изменений в решение Междуреченского городского Совета от 01.06.2007 №356 «Об утверждении Положения об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программа, дополнительного образования на территории города Междуреченска


Финансирование учебного плана для больных детей, детей-инвалидов, обучающихся на дому до 1 января 2011 года, осуществляется в соответствии с Законом Кемеровской области от 12.07.2006 №95-ОЗ, решением Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 14.04.2010 г. №143 «О внесении изменений в решение Междуреченского городского Совета от 01.06.2007 №356 «Об утверждении Положения об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программа, дополнительного образования на территории города Междуреченска». Количество часов к финансированию учебного плана для больных детей, детей-инвалидов, обучающихся на дому, определяется следующим образом: при наличии средств фонда оплаты труда недельная нагрузка на одного обучающегося может быть увеличена до 25 часов. На основании письма Министерства народного образования РСФР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 минимальное количество часов распределяется следующим образом: 1-4 классы до 8 часов, 5-8 классов до 10 часов, 9 классов до 11 часов, 10-11 классов до 12 часов. В ряде общеобразовательных учреждений (Гимназия №6, Лицей №20, ООШ №4, СОШ №25) имеются средства, поэтому на второй ступени увеличена нагрузка на одного обучающегося на дому до 25 часов, но есть общеобразовательные учреждения, которые выделили на второй ступени 10 часов на одного обучающегося, это также не является нарушением.

С 01.01.2011 года вступает в силу Закон Кемеровской области от 29.09.2010 №99 «О внесении изменений в приложение к Закону Кемеровской области от 12.07.2006 №95-ОЗ «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также по дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенции местным бюджетам».

До 1 января 2011 года

После 1 января 2011 года

Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования в зависимости от дополнительного числа часов по базисному

учебному плану, связанного с делением классов на группы, а также часов на дополнительное образование и работу в группах продленного дня в общеобразовательных учреждениях - Обучение на дому больных
детей, детей-инвалидов, в больницах:

1 ступень – 0,8

2 ступень – 0,8

3 ступень – 0,8

Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования в зависимости от дополнительного числа часов по базисному учебному плану, связанного с делением классов на группы,

а также часов на дополнительное образование и работу в группах продленного дня в общеобразовательных учреждениях


Обучение основным общеобразовательным программам

Ступени общего образования

1-я
начальная
ступень
обучения

2-я
основная
ступень
обучения

3-я
старшая
ступень
обучения

Обучение на дому больных
детей, детей-инвалидов


0,32


0,29


0,34

Обучение на дому в форме дистанционного обучения детей и детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому



0,76



0,66



0,67





С 01.09.2010 г. вступило в силу Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010 №338 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 №54 «О мерах реализации закона Кемеровской области от 14.02.2005 №25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов». Постановление разъясняет особенности данного Закона и регламентирует порядок действий по его реализации.

В пункте 5.4 настоящего постановления «для каждого ребенка-инвалида, обучающегося на дому, составляется индивидуальный учебный план.

Минимальный объем учебной нагрузки детей-инвалидов, обучающихся на дому, определяется с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей, при этом не может быть больше 8 часов в неделю для 1 - 4-х классов, 10 часов в неделю в 5 - 8-х классах, 11 часов в неделю в 9-х классах, 12 часов в неделю в 10 - 11-х классах, 11 часов в неделю в 12-х классах.

Количество часов для детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, не может быть больше 19 часов в неделю в 1 - 4-х классах, 20 часов в неделю в 5 - 7-х классах, 21 часа в неделю в 8-х классах, 23 часов в неделю в 9-х классах, 24 часов в неделю в 10 - 12-х классах» ( в соответствии с ОЗ № 99).


Согласно изменениям в законодательстве с 01.01.2011 года учебная нагрузка больных детей, детей-инвалидов обучающихся на дому составит:


Обучение основным общеобразовательным программам

1-4 классы

5-7 классы

8 классы

9 класс

10- 11 классы

12 класс

Обучение на дому больных
детей, детей-инвалидов

8 ч.

10 ч.

10ч.

11ч.

12 ч.

11ч.


Обучение на дому в форме дистанционного обучения детей и детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

19 ч.

20ч.


21ч.


23ч.

24ч.

24ч.

Обучение на дому с использованием дистанционного обучения детей и детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

8ч.+11ч.

10ч.+10ч.

10ч.+11ч.

11ч.+12ч.

12ч.+12ч.

11ч.+13ч.


В соответствии с Решением Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 14.04.2010 г. №143 «О внесении изменений в решение Междуреченского городского Совета от 01.06.2007 №356 «Об утверждении Положения об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программа, дополнительного образования на территории города Междуреченска» индивидуальное обучение детей на дому реализуется при наличии:

  • медицинского заключения о состоянии здоровья о необходимости организации индивидуального обучения на дому;

  • копии документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);

  • заявления родителя (законного представителя) обучающегося;

  • приказа руководителя муниципального общеобразовательного учреждения об организации индивидуального обучения на дому;

  • учебного плана обучающегося индивидуально на дому;

  • журнал проведенных занятий (индивидуальное обучение на дому). Журнал проведенных занятий хранится и уничтожается вместе с классными журналами в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

  • классного журнала (вносятся оценки по итогам промежуточной аттестации обучающе­гося индивидуально на дому);

  • расписания занятий обучающегося индивидуально на дому;

  • рабочей программы по предметам для обучающихся индивидуально на дому.



Алгоритм оформления документации по обучению на дому больных детей


Медицинского заключения о состоянии здоровья о необходимости организации индивидуального обучения на дому, копию документа, подтверждающего инвалидность







Заявление родителя (законного представителя) обучающегося, договор с родителями (законными представителями) обучающегося







Приказ руководителя муниципального общеобразовательного учреждения об организации индивидуального обучения на дому





Учебный план обучающегося индивидуально на дому





Рабочая программа по предметам для обучающихся индивидуально на дому





Расписание занятий обучающегося индивидуально на дому





Журнал проведенных занятий (индивидуальное обучение на дому). Журнал проведенных занятий хранится и уничтожается вместе с классными журналами в порядке, установленном действующим законодательством РФ







Классный журнал (вносятся оценки по итогам промежуточной аттестации обучающе­гося индивидуально на дому)



Алгоритм оформления документации по обучению на дому детей-инвалидов


Медицинского заключения о состоянии здоровья о необходимости организации индивидуального обучения на дому, копия документа, подтверждающего инвалидность







Заявление родителя (законного представителя) обучающегося, договор с родителями (законными представителями) обучающегося








Приказ руководителя муниципального общеобразовательного учреждения об организации индивидуального обучения на дому согласованный с председателем МУУО «Комитет образования»





Учебный план обучающегося индивидуально на дому





Рабочая программа по предметам для обучающихся индивидуально на дому





Расписание занятий обучающегося индивидуально на дому





Журнал проведенных занятий (индивидуальное обучение на дому). Журнал проведенных занятий хранится и уничтожается вместе с классными журналами в порядке, установленном действующим законодательством РФ







Классный журнал (вносятся оценки по итогам промежуточной аттестации обучающе­гося индивидуально на дому)