uzluga.ru
добавить свой файл

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




В.В. Весельева


Ленинградский социально-педагогический колледж, Краснодарский край

Научный руководитель Л.И. Весельева


Изобразительное искусство – одно из наиболее распространенных средств пропаганды физической культуры. С древнейших времен художники всех стран воспевали в своих работах красоту человека, его пропорции, пластику, силу, мужество, способность покорять стихию природы. «Стремление к совершенству формы – биологическое стремление человека, - писал А. М. Горький, - в основе его лежит желание человека воспитать в себе гибкость и силу мускулов, лёгкость и ловкость движений».

Важно пробудить в младших школьниках желание стать не только физически сильными, но и открыть для них красоту физически развитого человека. Бытующая в народе фраза: «Красота – страшная сила» раскрывает две стороны возможностей физически развитого человека. Физическая сила может служить добру, а может стать причиной чьих-то несчастий. Важно раскрыть перед школьниками нравственную сторону физического совершенства. В этом и заключается проблема исследования. Можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве по пропаганде единства физической и духовной культуры, можно воспитать высоконравственно и физически развитого современного человека. Тема исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве». Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся младших классов на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве. Объект исследования: внеклассные занятия. Предмет исследования: методы работы учителя по популяризации физической культуры среди учащихся.

В ходе исследования изучена психолого-педагогическая и методическая литература, рассмотрены вопросы эстетического воспитания младших школьников, категории эстетики, роли искусства в эстетическом воспитании обучающихся в начальной школе, значимости физической культуры в формировании личности.

Эстетическая форма общественного сознания отражает действительность конкретно-чувственно, эмоционально, образно; искусство очищает, обостряет, закрепляет в особой форме это отражение. Поэтому оно выступает уже не только как способ отражения действительности, но и как вид «духовного общения людей». Чтобы взрослый человек стал духовно богатым надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Искусство, воздействуя на сознание человека, вызывает в нем обязательное сравнение с личным опытом, причем сравнение не только чисто логического плана, но и конкретно-чувственного. Этому способствует особый язык искусства, своеобразие самой художественной формы, талант художника. Действительно, искусство не использует никаких специальных средств, никаких допингов и возбудителей, а воздействует иногда сильнее, чем перечисленные источники чувственного раздражения.

Культура—это среда, растящая, питающая личность. Физическое воспитание неотъемлемо от интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. А в наших школах распространено невнимательное отношение к физической культуре, которая пренебрежительно называется «физ-ра».

Физическое воспитание гораздо более сложная задача, чем просто тренировка тела. И чтобы в школу пришла культура, прежде всего культуру надо дать учителю. Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства». Эстетика тела не существует вне эстетики движения. Воспитание эстетики движения - самая трудная из всех задач. Движение человека, его поведение - это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.

Рассмотрено понятие физическая культура с точки зрения изобразительного искусства в историческом аспекте от древнеегипетской культуры, античной Греции, средневековья и эпохи Возрождения, до Нового времени в Европе и России, а также тематика спорта в России 20 века.

В опытной части исследования была проведена диагностическая работа: анкетирование, рисуночная методика с целью выяснения отношения учащихся к спорту и их пониманию физической красоты спортивного человека. Проведенное анкетирование в 4-ом классе начальной школы № 40 ст. Ленинградской показало, что многие ученики занимаются такими видами спорта как футбол, борьба, хоккей, теннис, пионербол, дзюдо, баскетбол, бадминтон.

Из предложенных вариантов занятий в свободное время учащиеся выбрали несколько вариантов ответов, среди которых:

65% - прогулки,

55% - занятия спортом,

35% - чтение книг,

30% - компьютерные игры.

Давая ответ на последний вопрос «Знакомы ли тебе картины, скульптуры, рассказывающие о спортсменах или спортивных событиях?», школьники, по-видимому, обращались за информацией в интернет, так как приведенные ими примеры или малоизвестны (Памятник воинам-спортсменам Урала), или ассоциируются с героями мультфильмов в жанре аниме (Спокон). Тем не менее, были 4 примера работы Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и 1 ответ - статуи атлетов работы греческих скульпторов.

Это свидетельствует о том, что учащиеся, фактически, не знакомы обширным пластом изобразительного искусства, пропагандирующего физическое совершенство человека, его нравственные основы.

Нами были разработаны и частично апробированы внеклассные занятия, на которых ученики 4-го А класса НОШ № 40 познакомились с рядом художественных произведений русских и зарубежных мастеров разных эпох, воспевающих физическую культуру человека.

Школьники воспринимали информацию с большим интересом, активно откликались на предложенные виды работ.

Результаты дали основание к разработке серии занятий с целью популяризации физической культуры и ознакомления школьников с произведениями изобразительного искусства на тему спорта. Анализ продуктов деятельности учащихся показал, что дети, выполняя рисунки на предложенные им темы, сумели раскрыть свой замысел, сделать образы достаточно выразительными, яркими, эмоциональными, что и являлось целью работы.

Проведенная работа должна получить свое дальнейшее продолжение и проводиться в системе. Тем не менее, мы смогли убедиться, что действительно, произведения изобразительного искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: культуру внешнюю и внутреннюю, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Все использованные нами материалы могут оказать существенную методическую помощь учителю начальных классов при разработке занятий по популяризации образцов физической культуры в изобразительном искусстве как средства эстетического воспитания младших школьников.

Анализ работы и продуктов деятельности учащихся младших классов подтвердили правильность предположений о значимости проведенного исследования, его актуальности.