uzluga.ru
добавить свой файл
1
В 20 веке возникли 2 крупных направления не только в философии, но и во всей культуре в целом: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – всё лучшее, что достигло человечество, оно достигло благодаря развитию науки. Антисциентизм – не отрицается, что мы много от науки получили, но минусы, сопровождающие этот научный прогресс несоизмеримы с плюсами, то есть благодаря развитию науки человек перестал быть человеком, т.е. всё худшее, с чем связано человечество, было взято в результате развития науки.

В философии эти направления в культуре выразились в направлениях неопозитивизма и экзистенциализма.

Просто позитивизм возник в 19 веке – Огюст Конт. Миль, Мах, Гельмгольц, Спенсер.

Неопозитивизм – Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Карнап, Шлик.

Экзистенциализм – Кьеркеггёр, Хайдегер (не атеист, НСДАП, философ), Жан-Поль Сартр (атеист, коммунист, писатель), Альберт Камю (атеист, социалист, писатель), Карл Ясперс (глубоко верующий, психиатр), Марсель (глубоко верующий, философ), Бердяев, Шестов.

Учёные столкнулись с такой ситуацией, что философия перестала давать реальную информацию (см. цитаты Гегеля – высосано всё из пальца, иначе, чем игрой ума это никто не воспринимает). Но понимали, что без философии не обойтись, и решили создать свою собственную философия, которая давала бы хоть какое-то положительное, позитивное знание. В 19 веке появляется целый ряд направлений, которые пытались как-то обозначить предмет философии. Одни говорили, что философия должна быть философией природы, другие, что природой должны заниматься другие науки, а философия должна изучать человека, и т.д. Эти вопросы обострились позитивистами и экзистенциалистами.

Позитивисты. Претензии классической философии встать над наукой и сказать о мире что-то своё устарели и потеряли своё основание. Конт говорил, что философия была полезна в период детства науки, основой всякого научного исследования является опыт, но в античности эмпирическая компонента практически полностью отсутствовала (проблема курицы и яйца). Философия взяла на себя функции теории, на которой можно строить эмпирическое исследование, но довольно скоро наука встала на свои ноги и эти философские костыли перестали быть нужны. Первый этап взгляда на мир – теологический этап (философия – научная теория), потом появляется следующий этап, высшей стадией которого является классическая философия. Должна быть такая философия, которая должна быть построена только на наблюдении и на опыте, то есть чисто позитивная теории.

Неопозитивизм. Представители этого направления исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть не только теория бытия, но и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно приводит философское мышление в сферу "метафизических" проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Процесс мышления, процесс познания, по мнению логических позитивистов могут быть доступными логическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Цель философии неопозитивисты видели в том чтобы:

1) элиминировать из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил, обусловленного прежде всего теми или иными идеологическими запросами;

2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.


Экзистенциализм. Они согласны с неопозитивистами только в том, что философия не является наукой, что нет преемственности, нет конечных результатов.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.


Неопозитивизм: философия не наука, но должна быть философией науки, научной философией.

Экзистенциализм: философия не наука, не должна быть наукой и никакие критерии научности к ней неприменимы