uzluga.ru
добавить свой файл
Модуль 6


А.Т. Твардовский (1910-1971)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

«Василий Теркин»

Работа с текстами

  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

Василий Тёркин-новый парень в роте, «парень хоть куда». Он вспоминает, как с отрядом из десяти человек, отступая, проходил мимо деревни командира. Они зашли к нему домой, где их встретила его жена. Она их накормила,и уложила спать. Тёркин хотел бы поклониться этой женщине.

При переправе взводы погружаются на понтоны. Атака врага, переправа срывается, но первому взводу удается перебраться на правый берег. Те, кто остались на левом ждут рассвета. Вдруг приплывает Тёркин с правого берега и сообщает о том, что первый взвод в состоянии обеспечить переправу при поддержке огня. Но тут рядом разрывается снаряд. Тёркин прячется в засаде. Там он поджидает и убивает немецкого офицера, но тот успевает его ранить. Танкисты обнаруживают Тёркина и везут в медсанбат.

Выйдя из госпиталя, он догоняет свою роту. Его везут на грузовике. Впереди-остановившийся транспорт. Мороз, у танкистов есть только гармонь, она принадлежала их погибшему генералу. Они дают её Тёркину ,а позже вспоминают, что везли его в медсанбат. И решают подарить её ему.

Заходит в избу к бабке с дедом,чинит им пилу, часы, затем он догадывается, что у них есть сало. Они угощают его.

Боец-бородач теряет свой кисет, Тёркин ему отдает свой. Он понимает, что на войне нельзя не помочь товарищу.

Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает его.

На фронте весна. Слышится гул бомбардировщика. Все лежат ничком. Лишь Тёркин встает и сбивает самолет. Ему дают орден.

Генерал отпускает Тёркина на неделю домой, но советует повременить, так как его деревня еще в руках у немцев.

Бой в болоте за маленькую деревню.

Тёркина на неделю отправляют отдохнуть. Но проходят сутки, и он решает вернуться в родную роту.

Под огнём взвод идет брать село. Командует лейтенант. Его убивают, тогда во главе становиться Тёркин. Село взято, а он тяжело ранен. Его находят люди и несут в санбат.

После госпиталя он возвращается в свою роту, а там уже появился другой Тёркин-Иван. СТрашина объявляет, что каждой роте «будет придан Тёркин свой».

Село, где жили бабка с дедом, которым Тёркин чинил часы, было под немцами. А старики вынуждены были переселиться в погреб. К ним заходит Тёркин в качестве разведчика. Теперь он-офицер. Обещает им привезти новые часы из Берлина.

Тёркин прощается с родной стороной, которая остается в тылу.

Дорога на Берлин. Бабка возвращается из плена домой. Её снабжают конём, повозкой, вещами. «Скажи, мол, что снабдил Василий Тёркин».

Баня в Германии. Парятся солдаты, и среди них есть один, накотором много шрамов от ран. Одет-на гимнастерке медали, ордена. «Всё равно, что Тёркин».------------------


-------------------

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа главного героя;

«Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе»

«Вслед за ротою стрелковой, Тёркин дальше тянет провод. Взвод-за валом огневым. Тёркин с ходу-вслед за взводом, топит провод, точно в воду, жив-здоров и невредим»

«Он сидит за стенкой дзота, кровь течёт, рукав набряк. Тула, Тула, неохота помирать ему вот так»


«Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль»

«В глубине родной России ,против ветра, грудь вперед, по снегам идёт Василий Тёркин. Немца бить идёт»

«Мне не надо, братцы, ордена, мне слава не нужна, ,а нужна, больна мне родина, родная сторона!»

«Озабочен я сейчас лишь одной задачей ,чтоб попасть в родную часть, никуда иначе»

«Если ж пуля в третий раз клюнет насмерть, злая, то по крайности средь вас, братцы, свой последний час встретить я желаю»

«Но покуда вздох в запасе, толку нет о смертном часе. В муках тверд и в горе горд, Теркин жив и весел, черт!»

«То серьезный, то потешный ,нипочем, что дождь, что снег, -в бой, вперед, в огонь кромешный он идет ,святой и грешный русский чудо-человек»



    • образ автора;

«Сколько жил- на том конец ,от хлопот свободен. И тогда ты-тот боец, что для боя годен»

«А застигнет смертный час, значит, номер вышел. В рифму что-нибудь про нас после нас напишут»

«А покуда край обширный той земли родной-в плену, я-любитель жизни мирной-на войне пою войну»

«Чтоб со взрослой грустью сладкой праздник встречи пережить,не украдкой, не с оглядкой по родным лесам кружить»

«Мать-замля моя родная, сторона моя лесная ,край, страдающий в плену! Я приду-лишь дня не знаю, но приду, тебя верну»

«Не звериным робким следом я приду, твой кровный сын,- вместе с нашею победой я иду, а не один»

«Я мечтал о сущем чуде: чтоб от выдумки моей на войне живущим людям было, может,быть, теплей»

«С мыслью, может, дерзновенной посвятить любимый труд павшим памяти священной, всем друзьям поры военной, всем сердцам, чей дорог суд»

    • образ России.

«Грянул год, пришел черед, нынче мы в ответе за Россию, за народ и за всё на свете»

«От Ивана до Фомы, мертвые ль, живые,все мы вместе-это мы, тот народ, Россия»

«Пережить беду-проруху, в кулаке держать табак, но Россию, мать-старуху, нам нельзя терять никак»

«Мне не надо, братцы, ордена, мне слава не нужна, ,а нужна, больна мне родина, родная сторона!»

«И Россия-мать родная-почесть всем отдаст сполна. Бой иной, пора иная, жизнь одна и смерть одна»

«Мать-земля родная наша ,в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет»

-------------------


-------------------

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

«Смерть в бою свистела часто и минёт ли в этот раз?»

«Тёркин так же ждёт разрыва, камнем кинувшись на снег»

«Смерть, смеясь, нагнулась ниже: -Полно, полно, молодец, я-то знаю, я-то вижу:ты-живой, да не жилец»

«Тяжела, мокра шинель ,дождь работал добрый. Крыша-небо, хата-ель ,корни жмут под рёбра»



  • эпитет;

«И чернеет там зубчатый, за холодною чертой, недоступный, непочатый лес над черною водой»

«Низкогрудый, плоскодонный, отягченный сам собой, с пушкой, в душу наведённой, страшен танк, идущий в бой»

«Не иной какой, не энский ,безымянный корешок ,а действительно смоленский, как дразнили нас, рожок»

  • гипербола;

“На исходе первых суток он задумался в раю»

«Низкогрудый, плоскодонный, отягченный сам собой, с пушкой, в душу наведённой, страшен танк, идущий в бой»

«Раз кисет-предмет военный, на-ко мой, не подойдет? Принимай, я-добрый парень. Мне не жаль. Не пропаду. Мне еще пять штук подарят в наступающем году»



  • гротеск.

«Танк-он с виду грозен очень, а на деле глух и слеп»

-------------------


-------------------

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда»

«А быть может, там с полночи порошит снежок им в очи, и уже давно он не тает в их глазницах и пыльцой лежит на лицах-мертвым всё равно»

«Разрешите доложить коротко и просто: я большой охотник жить лет до девяносто»

«Суп досыта, чай до пота,-жизнь как жизнь. И опять война-работа:-становись!»

  • своеобразие рифм.

«А тем часом издалека, глухо, как из-под земли, ровный, дружный, тяжкий рокот надвигался, рос. С востока танки шли»

«Двое вслед за командиром вниз-с гранатой-вдоль стены. Тишина.-Углы темны…»

«С толком пользуйся стоянкой. Разговор-не разговор. Наклонился над баранкой,-смолк шофёр, заснул шофёр»

«На печи, забившись в угол, та следит исподтишка с уважительным испугом за повадкой старика»

-------------------


-------------------


Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

-------------------


-------------------

  1. Рассмотрите особенности сюжета поэмы.

-------------------


-------------------

  1. Проанализируйте своеобразие конфликта произведения. Какую главу, по Вашему мнению, можно считать кульминационной?

-------------------


-------------------

  1. Рассмотрите особенности художественного времени в поэме.

-------------------


-------------------


Анализ проблематики

  1. Рассмотрите своеобразие трактовки темы подвига в поэме «Василий Теркин».

-------------------


-------------------

  1. Сформулируйте и раскройте основные нравственные критерии образа Теркина.

-------------------


-------------------

  1. Проанализируйте особенности интерпретации темы народа в поэме.

-------------------


-------------------

  1. Каким образом, на Ваш взгляд, выражена в поэме правда жизни?

-------------------


-------------------


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Традиции и новаторство в поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

  2. Художественное время в поэме «Василий Теркин».

  3. Образ русского солдата в поэме «Василий Теркин».



-------------------


-------------------


Н.А. Заболоцкий (1903-1958)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

  1. Расположите все программные стихотворения Заболоцкого в хронологическом порядке, указывая год.

“Я не ищу гармонии в природе» (1947), «Завещание» (1947), «Портрет» (1953), «Некрасивая девочка» (1955), «Где –то в поле возле Магадана» (1956), «Последняя любовь» (1957), «Сентябрь» (1957), «Вечер на Оке» (1957), «Не позволяй душе лениться» (1958)-------------------


-------------------

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).

«Мне верить хочется, что сердце не игрушка. Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень ,который в глубине её горит всё боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень!» («Некрасивая девочка»)

«Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»(«Не позволяй душе лениться»)

«Горит весь мир, прозрачен и духовен ,теперь-то он поистине хорош ,и ты, ликуя, множество диковин в его живых чертах распознаёшь» (Вечер на Оке»)

«любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно» («Портрет»)

«Я с помощью ветвей свои взлелею мысли ,чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли и ты причастен был к сознанью моему» («Завещание»)

«Я жизнь мою прожил ,я не видал покоя: покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я» («Завещание»)

«О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потемок ,чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил» («Завещание»)

«Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал ни в недрах скал, ни в ясном небосводе я до сих пор, увы, не различал» («Я не ищу гармонии в природе»)-------------------


-------------------

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие следующие особенности поэтического языка

    • Метафора;



«Вся душа у них перегорела вдалеке от близких и родных, и усталость, сгорбившая тело, в эту ночь снедала души их»

«В ожесточенном пении ветров не слышит сердце правильных созвучий»

«Закрывается тополь взъерошенный серебристой изнанкой листа»

«Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу»

    • Гипербола;

«Вся грудь реки приникнет к небосводу и загорится влажно и светло»

«Я на земле моей впервые мыслить стал, когда почуял жизнь безжизненный кристалл, когда впервые капля дождевая упала на него, в лучах изнемогая»

    • сравнение;

«Словно девушка, вспыхнув, орешина засияла в конце сентября»

«Нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце»

«Её глаза-как два тумана, полуулыбка, полуплач»

«Её глаза-как два тумана, покрытых мглою неудач»

«Сойдет огонь, и в нежном том огне, как будто под руками ювелира, сквозные тени лягут в глубине»

    • олицетворение;

«Сыплет дождик большие горошины»

«С утра обременённая работой, трудом лесов, заботами полей, природа смотрит как бы с неохотой на нас, не очарованных людей»

«Обняла их сладкая дремота, в дальний край, рыдая, повела»



    • ассонанс;

«Обыденности плотная завеса с её красот мгновенно упадёт. Вздохнут леса, опущенные в воду,и, как бы сквозь прозрачное стекло, вся грудь реки приникнет к небосводу»

«И сладко мне стремиться из потемок ,чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил»

    • антитеза.

Её глаза-как два тумана, полуулыбка, полуплач»

«Так живо всё, что для иных мертво!»

«Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

-------------------


-------------------

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

  • образ женщины;

«Её глаза-как два тумана, полуулыбка, полуплач, её глаза-как два обмана, покрытых мглою неудач»

«Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг ,безумной нежности припадок ,предвосхищенье смертных мук»

«А если это так, то что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она ,в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?»

  • образ поэта;

«Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу. Многовековый дуб мою живую душу корнями обовьёт, печален и суров. В его больших листах я дам приют уму, я с помощью ветвей свои взлелею мысли, чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли и ты причастен был к сознанью моему»

«но взгляни сквозь отверстие облака, как сквозь арку из каменных плит ,в это царство тумана и морока первый луч, пробиваясь, летит <…>Вот теперь, живописец, выхватывай кисть за кистью и на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне»

  • образ России.

«В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна»

«И чем ясней становятся детали предметов, расположенных вокруг, тем необъятней делаются дали речных лугов, затонов и излук»

-------------------


-------------------


Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Проанализируйте нравственно-эстетический контекст лирики Заболоцкого.

В 1953 году поэт начинает серьезно интересоваться живописью , в частности работами художников 18 века. Особенно Заболоцкий проявляет интерес к творчеству мастера психологического портрета Рокотова. В стихотворении «Портрет» поэт передает своё впечатление от картины: «Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас, с портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?». Заболоцкий поражается умению переносить на полотно неуловимое, ускользающее, невыразимое и вечно меняющееся внутреннее состояние человека, выраженное в его портрете.Особенно поэт выделяет глаза, в них таится «полуиспуг», «полувосторг». Это не просто зрительная, а психологическая деталь. Они выражают таинственность, загадочность, драматизм внутренней жизни человека. Каждый видит в глазах другого человека что-то особенное. Так, глаза героини словно освещают сознание героя, становятся светилом, распространяющим свет со дна его души в тревожные времена

В середине 50-х нравственно-эстетические проблемы особо волнуют Заболоцкого. Столь ценимая им способность художников передавать красоту человека проявилась и в его собственных стихах.

Так, вопрос о сущности красоты затрагивается в стихотворении «Некрасивая девочка» (1955). ------------------


-------------------

  1. Рассмотрите особенности любовной лирики Заболоцкого.

В 1956-57 годах поэт создает лирический цикл «Последняя любовь» ,который состоит из 10 стихотворений. Это история взаимоотношений двух уже немолодых людей, чьё чувство прошло ряд испытаний. Интересно, что история любви раскрывается через картины природы, пейзажи.Так, в первом стихотворени «букет чертополоха» предстает как составляющая природы, вселенной (эти звезды с острыми концами, эти брызги северной зари»), одновременно он является и символом любовных отношений, подходящих к своему логическому завершению («И простерся шип клинообразный в грудь мою, и уж в последний раз светит мне печальный и прекрасный взор её неугасимых глаз»).

Заглавное стихотворение цикла-«Последняя любовь» («Задрожала машина и стала»). Действие развертывается на фоне осеннего пейзажа, в вечернее время суток. Несомненно, это передает душевное состояние героев, их позднюю страсть друг к другу. Таким образом, тема любви отражается во взаимоотношениях человека и природы. В заключительных стихотворениях цикла («Встреча», «Старость») на смену переживаниям приходит чувство просветлённости, умиротворения. Все испытания, всё самое тяжёлое осталось позади.


-------------------


-------------------

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе ‹‹Принципы анализа литературных произведений››.

-------------------


-------------------

  1. Приведите примеры использования жанра лирического портрета.

Жанр лирического портрета Заболоцкий использует в стихотворении «Некрасивая девочка». Первая часть стихотворения-зарисовка, незамысловатый портрет девочки, привлекшей внимание поэта: «Среди других играющих детей она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, колечки рыжеватые кудрей рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы». Но позже эта зарисовка переходит в авторское размышление по поводу увиденного. Он пытается представить себе дальнейшую судьбу «некрасивой девочки», которая, он уверен, сложится благополучно. К концу произведения поэт привлекает читателя к рассуждению о сути прекрасного, что же есть, в сущности, красота. Разве это не духовное богатство-«огонь, мерцающий в сосуде»?

Заболоцкий сумел поэтически утвердить духовную красоту-к размышлениям на эту тему он непрестанно возвращался в 50-х годах.

-------------------


-------------------

  1. Проанализируйте традиции Ф.И. Тютчева и В.А. Жуковского в поэзии Заболоцкого.

Многие стихотворения Заболоцкого опираются на тютчевские традиции. Природа и человек у Тютчева неразделимы. Порой даже сложно отличить образ природы от человеческого: «Цветами сыплет над землёю, свежа, как первая весна; была ль другая перед нею- о том не ведает она». В стихотворениях Заболоцкого связь между природой и человеком также неразрывна. Мир лирического героя зачастую передается через пейзажные зарисовки.

Так, в стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» природа будто одушевленный образ: «Печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело».Интересно, что эту динамику природного мира можно заметить и у Тютчева в стихотворении «Весна» : «Весна…она о вас не знает, о вас, о горе и о зле»

Интересна перекличка следующих двух стихотворений, в которых переживания лирического героя выражены с помощью описания природы. Если у Тютчева можно увидеть строки : «Сквозь ресницы шелковые проступили две слезы…Иль то капли дождевые зачинающей грозы?..», то у Заболоцкого в стихотворении «Сентябрь»: «Сыплет дождик большие горошины. Рвётся ветер, и даль нечиста<…>Нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце с беспокойно-скользящей улыбкою на заплаканном юном лице»

Но надо сказать ,что Заболоцкий несколько переосмысливает традиции Тютчева. Последний пишет: «Созвучье полное в природе». Заболоцкий же, напротив, отрицает гармонию в мире, а природа изменчива и противоречива («Я не ищу гармонии в природе»)-------------------


-------------------


Анализ проблематики

  1. Рассмотрите тему взаимоотношений человека и природы в лирике Заболоцкого. Сопоставьте трактовку темы Заболоцким с ахматовской и пастернаковской.

-------------------


-------------------

  1. Исследуйте философские мотивы в лирике Заболоцкого.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» содержит в себе вопросы о том, что такое истина, как постичь её во взаимодействии с природой. Безусловно, оно напирается на тютчевскую традицию, но в то же время и вступает в полемику с ней. Так, если у Тютчева: «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах…Невозмутимый строй во всём, созвучье полное в природе», то у Заболоцкого: «Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал ни в недрах скал, ни в ясном небосводе я до сих пор, увы ,не различал». Природа у Заболоцкого постоянно изменяется, она многообразна и противоречива, полна движения. Об этом говорит и наличие огромного количества метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений.Именно одухотворенность природы позволяет поэту в конце сравнить её с матерью.

В том же году Заболоцкий пишет стихотворение «Завещание», развивая философскую тему довоенных стихотворений. «Завещание»-итог размышления поэта о человеке, о его месте в мире,о бессмертии. Утверждается бесконечность мира, его вечное движение, вечность человеческой души: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу». Если в предыдущем стихотворении можно увидеть тютчевские традиции, то здесь заметна явная перекличка со стихотворениями Пушкина («Я памятник себе воздвиг», «Вновь я посетил»). Поэт обращается к своему потомку, которому он адресует своё творчество, поэт верит, что дело его жизни будет продолжено.-------------------


-------------------

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается проблема прекрасного в лирике Заболоцкого?

-------------------


-------------------

  1. Сформулируйте и раскройте основные социально-гуманистические мотивы лирики Заболоцкого.

В 50 годах в стихотворениях Заболоцкого начинают отчетливо звучать социально-гуманистические мотивы. Сочувствие людям, стремление разделить их несчастную участь выражено во многих стихотворениях поэта (например «В кино», «Смерть врача»).Поэт поражается людскому терпению и силе, проявлявшимся в наитяжелейших условиях существования. В стихотворении «Где-то в поле возле Магадана» речь идет о судьбе двух несчастных стариков, находящихся в лагере на Колыме. Поэт лишь кратко описывает условия, в которых жили люди, но благодаря бытовым деталям, придающим реалистичный оттенок, а также контрасту картина приобретает гигантский масштаб. Параллельно с темой «человек и социальная действительность» рассматриваются темы «человек и природа», «человек и вселенная», причем последние две явно противопоставлены первой: «Жизнь над ними в образах природы чередою двигалась своей. Только звёзды, символы свободы, не смотрели больше на людей». Звёзды и природа,части вселенной, отвернулись от людей , останутся сверкать над головой лишь созвездья Магадана-отражение трагической действительности.-------------------


-------------------ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Человек и природа в лирике Заболоцкого.

Тема человека и природы в творчестве Заболоцкого во многом соответствует традициям Тютчева. У последнего зачастую лирический образ сливается с миром природы: «Цветами сыплет над землёю, свежа, как первая весна; была ль другая перед нею- о том не ведает она».У Заболоцкого человек и мир ,природа, космос также неразрывны, часто мир лирического героя выражен через пейзажные зарисовки.

Для обоих поэтов природа будто одушевлена, её образ исполнен динамики. Так, у Тютчева: ««Весна…она о вас не знает, о вас, о горе и о зле», у Заболоцкого: «Печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело»


Интересна перекличка двух стихотворений поэтов, в которых переживания лирического героя выражены через мир природы. Если у Тютчева: «Сквозь ресницы шелковые проступили две слезы…Иль то капли дождевые зачинающей грозы?..», то у Заболоцкого в стихотворении «Сентябрь»: «Сыплет дождик большие горошины. Рвётся ветер, и даль нечиста<…>Нарисуй, словно деревце, зыбкую молодую царевну в венце с беспокойно-скользящей улыбкою на заплаканном юном лице»


Но Заболоцкий несколько переосмысливает традиции Тютчева. Последний пишет: «Созвучье полное в природе». Заболоцкий же, напротив, отрицает гармонию в мире, а природа изменчива и противоречива («Я не ищу гармонии в природе»)


Роль природы в творчестве Заболоцкого нельзя переоценить. Через природный мир выражаются чувства героя, история любви также может быть передана через описание пейзажа. В стихотворениях Заболоцкого герой через окружающий мир познает тайны вселенной. («Я не ищу гармонии в природе»).

В цикле «Последняя любовь» в стихотворении «Задрожала машина и стала» описывается встреча двух влюбленных, уже немолодых. Эту встречу окаймляют осенний пейзаж и вечернее время суток. Осень-это не просто время года, это состояние душ героев ,которые почувствовали позднюю страсть, ведь даже шоферу такси известно ,что это из последняя встреча.

В стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» герой говорит о дисгармонии в природе. Она противоречива. «В ожесточенном пении ветров не слышит сердце правильных созвучий»-герой не может постичь истины ,не может найти ответа на свои вопросы.

Интересны взаимоотношения в стихотворении «Завещание» человек-природа-вечность. Лирический герой подводит итог своим размышлениям о месте человека в мире, о его бессмертии: ««Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу». Он обращается к потомку ,который, он уверен, продолжит его дело»

Таким образом, природу поэт рассматривает как вечно меняющийся, динамичный мир. Зачастую через неё лирический герой выражает свои чувства, переживания. Мир природы предстает перед поэтом как бесконечность, поэтому после смерти человека его душа навсегда остаётся в нём. Здесь она может познать тайны бытия.


-------------------


-------------------

  1. Образ «души» в любовной и философской лирике Н. Заболоцкого.

-------------------


-------------------

  1. Образ художника в лирике Пастернака и Заболоцкого.

-------------------


-------------------