uzluga.ru
добавить свой файл
Виды и формы международно-правовой ответственности

Под видом ответственности государства обычно понимают общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер. Различают два вида ответственности: политическую и материальную.

Под формой ответственности понимают способы осуществления ответственности в пределах данного вида.

Критериями такого разграничения являются характер и объем ущерба, наносимого противоправным поведением государств.

Политическая ответственность, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, может осуществляться в таких формах как предоставление удовлетворения потерпевшей стороне (например, выражение сожаления, извинения и др.), а иногда и применение принудительных мер в виде санкций. Санкции — это коллективные или индивидуальные меры воздействия государств, применяемые ими к другим государствам в случае нарушения последними общепризнанных норм международного права. Следовательно, санкции — это следствие международных преступлений или преступлений международного характера, выражающееся в применении к государству-нарушителю мер принуждения.

Современному международному праву известны два вида санкций: политические и экономические. Так, после Второй мировой войны политические санкции были применены против Германии и они включали: оккупацию территории Германии, ограничение ее суверенитета и взятие союзниками на себя верховной власти, отторжение части ее территории. Юридическим основанием таких действий союзников служила ответственность Германии за развязывание и преступное ведение агрессивной войны.

В настоящее время, по решению Совета Безопасности политические санкции могут применяться против государства, нарушившего нормы международного права (совершившего агрессию или экоцид, проводящего политику геноцида и др.), и могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушными, морскими и сухопутными силами государств-членов ООН (ст.42 Устава ООН). К политическим санкциям также относятся: приостановление осуществления прав и привилегий, принадлежащих государству, как члену ООН (ст.5); исключение из ООН за систематическое нарушение принципов Устава ООН (ст.6); исключение из ООН за финансовую задолженность (ст.19); разрыв дипломатических, торговых и иных отношений (ст.41) и др.

С помощью системы политических и экономических санкций ООН против расистского режима в ЮАР удалось ликвидировать такое международное преступление, как апартеид.

Санкции могут предусматривать и ответные принудительные меры, применяемые пострадавшим государством в ответ на действия другого государства, так называемые реторсии и репрессалии. Реторсии — это правомерные принудительные действия потерпевшего государства, совершаемые в ответ на недружественные действия в отношении физических и юридических лиц другого государства (однако эти действия не составляют правонарушения). Цель реторсий — достижение правомерными средствами урегулирования разногласий и восстановление нарушенных прав. По степени тяжести реторсии должны быть соразмерны с ущербом, причиненным действиями другого государства. Реторсии осуществляются в различных формах, например, ограничение закупок товаров в другом государстве, отказ в допуске на свою территорию граждан другого государства. Реторсии носят временный характер и должны быть немедленно прекращены после отмены дискриминационных мер. Современное международное право допускает обращение к реторсиям только в качестве крайней меры, когда исчерпаны другие правомерные средства воздействия на государство, проводящее политику дискриминации. В законодательстве России предусмотрена возможность применения реторсий.

Репрессалии — это правомерные принудительные действия пострадавшего государства, предпринимаемые им в ответ на неправомерные действия другого государства (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы в водах другого государства). Цель репрессалий — заставить государство-нарушитель прекратить незаконные действия, возместить ущерб и предотвратить повторение подобных актов в будущем. Репрессалии должны быть соразмерны тем действиям, которыми они вызваны. Ни при каких условиях потерпевшее государство не может прибегать к репрессалиям с применением вооруженной силы: захватывать, блокировать или бомбардировать территорию другого государства. Эмбарго — это запрещение или ограничение на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенных товаров, на передачу научно-технической информации, на определенные виды коммерческой, торгово-экономической деятельности; применяется как средство экономического и финансового давления, принуждения, как форма репрессалий. В настоящее время эмбарго может осуществляться по решению Совета Безопасности в отношении того государства, действия которого представляют угрозу международному миру и безопасности. Например, в 1990 г. после оккупации Кувейта Ираком Совет Безопасности ООН принял решение запретить вывоз нефти из Ирака. 17 мая 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 918(1994) о введении эмбарго на поставки оружия в Руанду. Во исполнение этой резолюции Президент РФ издал распоряжение о мерах по ее выполнению, в котором всем организациям и частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, запрещалась продажа или поставка в Руанду “вооружений или военных материалов всех видов, в том числе боевых средств и военной техники, снаряжения для военизированной полиции и запасных частей”. В связи с вооруженным конфликтом на территории бывшей Югославии Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции и эмбарго (см. резолюции 943(1994), 1022(1995) и др.).

Материальная ответственность государства существует в форме репараций и реституций. Репарации — это денежная или иная (например, натурой) компенсация убытков, причиненных государству, пострадавшему от агрессии. Впервые требование о репарациях было закреплено в Версальском мирном договоре 1919 г., согласно которому Германия обязана была возместить все потери и все убытки, понесенные союзными государствами, в течение периода, когда эти державы находились в состоянии войны с Германией.

При решении вопроса о репарациях после Второй мировой войны большую роль сыграл Советский Союз, выдвинувший демократические принципы возмещения ущерба, которые были закреплены в мирных договорах 1947 г. с Италией, Финляндией, Венгрией, Болгарией, Румынией: принцип ответственности за развязывание и ведение агрессивной войны с учетом, однако того факта, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну; принцип частичного возмещения ущерба, причиненного войной с тем, чтобы выплата репараций не подрывала мирную экономику побежденной страны; принцип выплаты репараций натурой за счет поставок текущей промышленной продукции из побежденных стран, их заграничных активов, а также вывоза из них демонтированных предприятий военной промышленности; принцип сочетания возмещения ущерба с уничтожением военного потенциала побежденной страны. В мирных договорах было установлено, что право на получение репараций имели лишь те государства, на территории которых велись военные действия и которые подверглись оккупации. На Крымской конференции 1945 г. репарации для СССР были установлены (в денежном эквиваленте) в 20 млрд. американских долларов. На Потсдамской конференции 1945 г. это положение было уточнено: СССР получал репарации с Германии за счет изъятий из восточной части Германии; из своей доли репараций СССР должен был удовлетворить претензии Польши; западные державы антигитлеровской коалиции получали репарации за счет изъятий из западной части Германии. Кроме того, СССР должен был еще получить 15% промышленного капитального оборудования из западных зон Германии в обмен на изделия, продукты и другие материалы и 10% промышленного капитального оборудования без оплаты или какого-либо возмещения. Однако западные державы не выполнили решения Крымской и Потсдамской конференций о репарациях Советскому Союзу из западной части Германии; они изъяли в свою пользу огромное количество германских патентов, оборудования, сырья, золотых запасов. Советский Союз в 1948 г. сократил оставшиеся невыплаченными суммы репарационных платежей Финляндии, Румынии и Венгрии (на 50% в отношении каждой из этих стран). Позднее СССР передал Румынии и Венгрии бывшие германские активы, находившиеся на их территории; в 1953 г. — прекратил взимание репараций с ГДР.

Реституции — это возвращение потерпевшему государству имущества, различных предметов, ценностей, неправомерно изъятых и вывезенных воюющим государством с оккупированной территории. Реституции подлежит, насколько это возможно, все имущество, которое было неправомерно изъято. В случае невозможности осуществить реституцию идентифицированных предметов допускалась передача по договоренности предметов такого же рода. Так, по Мирному договору 1947 г. с Италией, последняя обязалась вернуть все монетное золото, незаконно вывезенное в Италию, или “передать соответствующим государствам количество золота, равное вывезенному по весу и той же пробы”.

Вопрос о реституциях особенно остро встал после Второй мировой войны, ибо гитлеровские оккупанты в массовом количестве вывозили с оккупированных ими территорий имущество, художественные, исторические и археологические ценности. В мирных договорах 1947 г. содержался специальный раздел “Репарации и реституции”, согласно которому реституции подлежала вся опознанная собственность, которая насильственно была вывезена с оккупированной территории.

Ответственность международных организаций может возникнуть лишь тогда, когда она предусмотрена в учредительном акте, на основе которого действует международная организация. Так, согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, если несколько государств “совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб” (ст.V, п.I). Коллективная ответственность государств не может снять с них индивидуальной ответственности. Так, в Договоре о космосе устанавливается, что в случае деятельности в космическом пространстве международной организации “ответственность за выполнение настоящего договора несут, наряду с международной организацией, также участвующие в ней государства-участники договора” (ст.6). Международная организация может выступать и субъектом претензий, если наносится ущерб ее штаб-квартире, имуществу, должностным лицам. Однако при решении вопроса об ответственности международных организаций следует принимать во внимание специфическую правосубъектность таких субъектов международного права.