uzluga.ru
добавить свой файл
ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Найденко Ира, Першукевич Мария, рук. Гешко О.А.


БОУ СПО «Омский библиотечный техникум»


Мы живем в XXI веке, а это значит, что мы живем в информационном обществе. Прежде всего, дадим определение понятие «информационного общества». Итак, информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

На самом деле, это лишь одно из определений. В настоящее время попытки различных авторов дать определение такому обществу не приводят к результату, который бы устроил большинство исследователей, именно потому, что это общество находится на стадии становления, т.е. процесса возникновения некоторого явления, главная черта которого состоит в том, что явление уже существует, но еще не приобрело завершенной формы.

Отметим, что произошедший во второй половине ХХ века информационный взрыв взбудоражил общественное мнение, и одновременно стал новым фактором общественного развития. Он привел к кардинальным сдвигам в образе жизни человека, цивилизации в целом, продиктованным необходимостью выработки способов сделать оптимальными все процессы, связанные с производством, использованием, хранением и поиском информации. Вследствие этого, такие основополагающие понятия как «информация», «информационное общество» и «информационная экономика», стали едва ли не основными объектами изучения многих ученых и исследователей.

В результате проведенного исследования, мы выяснили то, что в информационном обществе процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. При этом основной - движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе поменялось не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Несомненно у информационного общества есть свои характерные черты, например, осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека; первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация; информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Но кроме очевидных положительных моментов есть также и весьма и опасные тенденции, а именно:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

  • существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Так какова же роль информации и информационных технологий в развитии современного общества? Знаменитый афоризм канадского социолога М. Маклюэна «Средство передачи сообщения само является сообщением» («The medium is the message») – хорошо знаком любому, кто интересуется проблемами электронной культуры и влиянием новых технологий на социум. Канадский ученый подразумевал, что тип общества в значительной степени определяется типом коммуникации, который в нем доминирует.
Американский экономист К. Келли распространил эту идею на экономическую сферу: «… коммуникации – это не просто сектор экономики. Коммуникации – это сама экономика». Информационные технологии стали мощной, интенсивно развивающейся отраслью мирового хозяйства. Затраты развитых стран на новые технологии в последние 10 лет превышали затраты на приобретение основных производственных фондов.

Под влиянием информационных технологий значимо модифицируется деятельность основных субъектов национального хозяйства: потребителей, фирм, государства.

Упрощение взаимодействия потребителя с производителем благодаря возможностям информационных технологий создает предпосылки для смещения интересов потребителя из долгосрочного периода в краткосрочный. В условиях повышения степени информированности возрастает возможность принятия гибких решений. В то же время потребитель сталкивается с проблемой изобилия информации, о которой мы упоминали выше. При осуществлении выбора он все чаще ориентируется не на отдельно взятые блага, а на группы благ, обладающие некоторыми общими свойствами (модели компьютеров, сорта кофе), чтобы таким образом упростить выбор в условиях увеличения многообразия возможностей.

В этой связи перед государством встает новая задача: обеспечить доступ к информации путем не расширения, а ограничения информационного пространства. Большая открытость с точки зрения информации и большая гибкость с точки зрения принятия решений ставит бизнес в условия более сильной конкуренции и предъявляет новые требования к его развитию.

Мы пришли к выводу о том, что авторы множества публикаций, посвященных применению информационных технологий в экономике, подчеркивают, две параллельно действующие тенденции: глобализация и информатизация – сделали современные рынки более сложными, чем они были раньше.

Ведение бизнеса в таких условиях требует новых подходов. Появился термин «информационная прибыльность» (information proficiency) компании, означающий способность компаний и других организаций оптимально и систематически использовать информацию для достижения стратегических целей – это способ объединения информационных навыков компании с теми преимуществами, которые дают электронные формы обмена.

По нашему мнению, важнейшей задачей информационной экономики является исследование новой роли информации в информационном обществе, которая обусловлена повышением ее значимости как главной производственной силы и объекта производства.

В целом, исследование информационной экономики предполагает комплексный охват и использование как технических, так и иных терминов и понятий. В данном случае такими понятиями являются: информация, информационная экономика, информационное общество, информационные производство и информационные технологии.

Информация является основополагающей категорией в процессе становления информационной экономики и несет свою нагрузку, выступая в качестве обязательного первоначального элемента научно-технологических изысканий и используемая в экономической системе точно так же как труд или капитал, то есть можно говорить о прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в производственный процесс.

Информационные технологии – базис информационного производства – технический термин, обозначающий комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых новейших технологий, с помощью которых осуществляется и процесс производства, и процесс взаимодействия между различными секторами хозяйств.

Информационное производство – более широкий термин, обозначающий и более широкое явление, включающее в себя помимо информационных технологий другие компоненты, как например, управление, организация труда, материально-техническое снабжение и т.п. Являясь стержнем информационной экономики, информационное производство охватывает всю совокупность отраслей и сфер, занятых производством, обработкой, хранением и распространением информации, а также разработкой и производством средств информатизации.

Информационная экономика – еще более широкое понятие и более емкое явление, включающееся в себя и информационное производство вместе с информационными технологиями, и все другие виды производств, и сферу услуг, и производственную и непроизводственную инфраструктуру. При этом развитие информационной экономики предполагает утверждение в мире глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ ко всем мировым информационным ресурсам.

Таким образом, в информационном обществе человек все менее и менее является носителем человеческого капитала, и все более и более становится носителем человеческих информационных ресурсов – главных факторов, обеспечивающих высокий динамизм социального прогресса человеческого общества.