uzluga.ru
добавить свой файл
Проект «Начальная школа XXI века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы.

 Предпосылками его создания стали основные положения  теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы  (А. М. Пышкало, Л. Е. Журова,  Н.Ф. Виноградова). Авторский коллектив проекта еще в   девяностые годы поставил перед собой задачу найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы. Каковы же наиболее опасные из них?

 

Прежде чем ответить на этот вопрос, выскажем мнение о том, каким видят разработчики проекта выпускника начальной школы.

1. Школьник, переходящий в среднюю школу, должен отличаться от себя самого-того, который пришел в первый класс. Это положение кажется аксиоматичным. Действительно, за четыре года ребенок изменился: вырос, прибавил в весе, повзрослел, многое умеет-читает, пишет, решает математические задачи. Однако, принципиально важно, чтобы в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и  характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию, т.е. теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника. У Л. С. Выготского эта мысль формулируется следующим образом: развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием. Наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, т.е. усвоение содержания различных учебных предметов,  и есть развитие. Таким образом, обозначим первое противоречие: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям  к образованию младшего школьника. 

Каковы эти требования?

Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.   Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.    

Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии  личности младшего школьника.

2. К концу обучения в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников.   

Авторы УМК имеют в виду не уровень знаний, не отметки в журнале и дневнике, а его индивидуальность, т.е. сохранение и поддержку особенностей, интересов, склонностей, способностей каждого ребенка. На протяжении всей истории развития начальной школы не прекращался разговор о необходимости считаться с индивидуальными особенностями ребенка, о важности природосообразности обучения и воспитания. И вместе с тем решение этой проблемы в дидактике остается одной из самых главных задач. Таким образом возникло противоречие…   

Второе противоречие: между декларированием принципа индивидуализации образования и ориентировкой как содержания, так и методики  обучения на «среднего»  ученика, «средние» показатели, «усредненные» отметки.Его устранение связано с «ломкой» традиционных подходов к    дифференцированному обучению.

3. К концу обучения ребенок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.      

Вспомним здесь слова Д. Б. Эльконина, который подчеркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен  к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи,   неудач и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его ее субъектом, т.е. школьника учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.   

Разработчики проекта «Начальная школа  XXI века» первыми          из авторов «постразвивающих» комплектов  в свое время отвечали и сейчас  успешно отвечают на вопросы: - каковы приоритетные цели обучения в начальной школе?- что такое современное развитие младшего школьника?- как нужно строить процесс обучения в первом школьном звене?  

Примечание: подробнее с данными  установками, уважаемые коллеги,  Вы можете ознакомиться, просмотрев электронные приложения, любезно предоставленные лектором.