uzluga.ru
добавить свой файл




КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 443 ФРУНЗЕНСКОГО

АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


«СОГЛАСОВАНО» «ДОПУЩЕНО»

Директор НМЦ

Римкявичене О. А. Председатель президиума РЭС

________________ Фрадкин В.Е.____________________


Председатель секции математики РЭС

Жигулев Л.А.__________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №443

____________________________

Протокол педсовета № 1


ПРОГРАММА


МАТЕМАТИКА И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов

с ориентацией на естественнонаучный профиль, 17 часов)


Председатель

методического объединения

учителей математики

Личная подпись_________

03.10. 2005


Автор программы,

учитель математики

Суровцева Н.В.

Личная подпись________

03.10. 2005


Санкт-Петербург,

2005

Пояснительная записка


Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Он поможет сориентироваться в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Своей целью курс ставит создание условий для повышения мотивации учащихся к изучению предметов технического цикла, а также способствовать осознанному выбору профессии. Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи:

-формирование представления о роли математике в различных сферах жизнедеятельности человека;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- развитие логического мышления учащихся;

-ознакомление с новыми формами работы, такими как работа со справочными материалами, таблицами, техническими характеристиками.

Данный курс демонстрирует связь математических знаний, полученных в школе, с отраслями народного хозяйства. В качестве примера можно выбрать такую область, как транспорт, а именно проектирование, строительство и функционирование железных дорог. Курс позволит расширить представления учащихся о сфере применения математических знаний в народном хозяйстве: о роли математики в различных профессиях. Кроме того, курс несет просветительскую функцию: история возникновения и развития железнодорожного транспорта в России; вклад русских ученых и изобретателей.

Курс представляет собой единую систему теоретических и практических занятий, а также включает экскурсии, встречи со специалистами. Логическим завершением курса является разработка индивидуального проекта.

Курс достаточно мобилен. В качестве примера можно выбрать такую отрасль как: сельское хозяйство, строительство, геодезия и т.д. Курс может быть адаптирован для различного уровня знаний учащихся(различный уровень сложности технических характеристик и математических формул). Курс может быть меж предметным, если по нему будет работать коллектив учителей, например, еще учитель физики или/и учитель географии.


Аннотация для учащихся и родителей


Математическими знаниями мы с вами пользуемся каждый день: совершаем покупки в магазине, рассчитываем, успеем на автобус или нет, но редко когда замечаем, что все это - математика. Даже младшие школьники знают, что математика – древнейшая из наук. Каждый из нас пользуется телевизором, телефоном и другими достижениями современной науки и создание редко каких из них обходится без математических формул и алгоритмов. В разработке принимают участие различные специалисты, которые в свою очередь пользуются знаниями по математике. И, тем не менее, мы все равно слышим: «Зачем нам нужны эти синусы? Для чего теорема Виета?» Данный курс как раз и поможет ответить на эти вопросы. Дети на практике увидят, как производятся различные замеры на местности, познакомятся с историей развития железных дорог в России, смогут приобрести навыки работы с измерительными приборами, получить опыт в моделировании.


Тематическое планирование





№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Количество часов

1


2


3


4


5

Введение.

« Математика в народном хозяйстве»

« История развития железных дорог в России»


«От проекта до поездки»


« Техника безопасности»


« Строим дорогу»


Подведение итогов


Лекция


Экскурсия в железнодорожный музей


Практические работы по расчетным формулам


Экскурсия к железнодорожному полотну


Разработка индивидуального проекта и его создание


Круглый стол


2


5


1


3


1

Содержание учебного материала.


Введение.

Учащимся рассказывается о значении математики в жизни человека. Можно попросить учеников привести свои примеры ситуаций, когда они встретились с необходимостью применения математических знаний. Также можно использовать в качестве иллюстрации сюжеты видеофильмов, как документальных, так и учебных. При посещении музея основной акцент сделать на измерительные приборы, такие как теодолит, невелир, вагон Лященко. Кроме того, необходимо обратить внимание учеников на значение железных дорог в жизни нашей страны: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, армия и т.д. Отметить, как огромен спектр профессий: проектировщики, строители, машинисты, диспетчера и многие другие.


«От проекта до поездки»

В данном блоке учащимся предлагается ознакомиться с различными этапами строительства железной дороги, продемонстрировав им применение различных математических формул, на определенном этапе. Это можно осуществить с помощью проведения параллелей между учебным материалом и данным этапом:

  • расчет проекта – масштаб;

  • уклон пути – тангенс угла;

  • переходные кривые – свойство хорды;

  • мерный клин – подобные треугольники;

  • работа диспетчера – «чтение» графиков.

Работу можно построить следующим образом; сначала вспомнить или сообщить необходимый теоретический материал, а затем можно предложить произвести различные вычисления. В качестве дидактического материала может быть использован, как и тот, которым пользуется учитель для своих уроков по соответствующей теме, так и специальный. Можно воспользоваться, например, учебником для учащихся профессиональных училищ «Общий курс железных дорог». Для работы по теме масштаб можно использовать атласы по географии, электронные карты, также пригодятся навыки, полученные на уроках черчения.


«Техника безопасности»

Данную экскурсию лучше всего провести вместе со специалистом - для обеспечения безопасности жизни детей и более точного изложения материала. На данном этапе учащимся предлагается ознакомиться с относительной погрешностью (соответствие нормам расстояния между шпал и стыков рельс).


«Строим дорогу»

На данном этапе учащиеся совместно с учителем участвуют в процессе разработки и создания проекта участка железной дороги. В зависимости от возможностей материально-технической базы, уровня знаний учащихся, наличия навыков практической деятельности такого плана можно выбрать различный уровень сложности проекта. Например,

  • воссоздать небольшой участок пути (акцент на правильный расчет масштаба);

  • спланировать участок пути на спуске или с уклоном (тангенс угла);

  • выполнить определенный макет насыпи (свойства геометрических фигур);

  • большой проект с подвижными вагонами (при работе по данному курсу целого коллектива учителей);

.

Подведение итогов

Занятие можно провести в форме свободной беседы, обсудив, что понравилось, что нет, чтобы внести необходимые поправки на будущее. Можно пригласить гостя, например, проектировщика или строителя-железнодорожника, устроив круглый стол. Главное чтобы у учащихся остался позитивный настрой, появилось чувство причастности к «взрослой жизни» и сохранилась, а еще лучше, возросла мотивация к дальнейшему обучению.


Список литературы:

  1. В.К. Калинин, Н.К. Сологуб, А.А. Казаков «Общий курс железных дорог» Москва «Высшая школа» 1977

  2. Б.В. Барковский, К. Прохазка, Л.Н. Рагозин «Модели железных дорог» Москва «Транспорт» 1989

  3. М.Б. Балк, Г.Д. Балк «Математика после уроков» Москва «Просвещение» 1971

  4. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин «Арифметика» Москва «Наука» 1988 Главная редакция физико-математической литературы

  5. TOPPLAN 2005 «Электронные карты»