uzluga.ru
добавить свой файл
Богданова Лилия Михайловна, учитель начальных классов

первой квалификационной категория

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

г. Ангарск Иркутской области

Урок русского языка

4 класс

ОС «Школа 2100»

Раздел «Глагол»

Тема урока: «Правописание глаголов с изученными орфограммами»

Тип урока: закрепление знаний

Цель урока: Развитие умений писать глаголов с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.

Задачи урока:

  1. Воспитывающая задача: воспитывать интерес к изучению русского языка.

  2. Развивающая задача: формировать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

  3. Образовательная задача: видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);


Урок построен в технологии критического мышления.


Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в группах и для индивидуальной работы.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мобилизующий этап

Давайте поприветствуем друг друга и гостей этим стихотворением (хором).

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не пропадет,

Тот никого не подведет. (Слайд)


Я надеюсь, что ваша дружба и взаимопомощь помогут вам подняться до самой верхней ступеньки лесенки нашего урока. А наша общая работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.

(Лесенка 1)

Эмоциональный настрой на урок

II. Стадия вызова.

(Слайд)

Глагол-самая огнепышущая, самая живая часть речи.

- Как вы понимаете?

(По частоте употребления - 2-е место после существительного. Самая деловая – всегда расскажет, что делает существительное, обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий человека.)


2. Приём «Верные, неверные утверждения»

А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».

1) Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? обозначает действие предмета?

2) Верите ли вы, что глаголы изменяются по падежам?

3) Верите ли Вы, что глаголы изменяются по временам?

4) Верите ли Вы. Что глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам?

5) Верите ли вы, что спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по неопределенной форме глагола?

6) Верите ли вы, что безударное окончание глагола можно проверить по неопределенной форме глагола?

7) Верите ли вы, что безударная гласная в личных окончаниях глаголов является орфограммой?

Самопроверка - таблица (Слайд)

- У кого все правильно?

- Если у кого-то возникли затруднения, то к концу урока мы сможем решить эти проблемы.

Молодцы! (Лесенка 2)


3. Вы всё знаете, но вчера, проверяя ваши тетради, я нашла ошибки у одного ученика. Какие ошибки?

Игра «Лови ошибку». Найдите их в пословицах.

За двумя зайцами погонишся – ни одного непоймаешь. Не тот стрелок, кто стреляит, а тот, кто попадает. На обмане далеко не уедишь. Труд всё побеждает.

-Каких правил не знает ученик?

4. Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд: Правописание глаголов)

Какова же будет цель урока, если мы уже многое знаем? (Слайд: цель)

(Развивать умение, писать глаголы с безударными гласными в личных окончаниях и другие орфограммы. Объяснять условия выбора орфограмм глагола)

5.Выпишите одну пословицу, которая вам понравилась красиво, с соблюдением всех соединений. Объясните смысл пословицы.

Пробуждение интереса к теме

Активизация имевшихся ранее знаний


Самоконтроль


Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


Осознание целей и задач обучения

III. Стадия осмысления

Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов работаем в группах.

1.Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточках.

I группа: Выбери нужное окончание.

Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.

У двери стоял (о, а, и) маленький ребенок.

Среди грядок стоял (о, а, и) соломенное чучело.

На полке стоял (о, а, и) разные книги.

II группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.

Дети пошли купат(?)ся на озеро.

Они веселят(?)ся и громко кричат.

III группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.

Тише едиш(?) – дальше будеш(?).

Нужно береч(?) платье снову, а честь с молоду.

Спряч(?) вещи в шкаф

IV группа: Раскрой скобки.

Сформулируй правило о написании не с глаголами.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

V группа: Вставь гласные.

Сформулируй правило о написании безударного суффикса у глаголов прошедшего времени.

Поужинать – поужин…л.

Обидеть – обид…л.

Клеить – клее…л

Лаять – ла…л

VI группа: Вставь пропущенную гласную.

Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.

Декабрь год конча…т, а зиму начина…т.

Собака помн…т, кот ее корм…т.

2. Приём «Кластер»

Проверка: на доске «макет» кластера «Правописание глаголов»

-Составление кластера.

-Ученики обосновывают свои ответы.

(Лесенка 3)

Физминутка. «Тренажер для глаз» (Слайд)

3.Словарная работа

Я знаю, что вы любите отгадывать ребусы.

Отгадайте ребус, назовите слово, запишите его, поставьте ударение. Определите спряжение глагола.

Гладить (II) (Слайд)

Бросить (II) (Слайд)

Жужжит (II) (Слайд)

Кончить (II) (Слайд)

-Что общего в словах? (глаголы, 2 спряжения, стоят в н.ф.

-Какое слово лишнее?

- жужжит – гл., н.вр., ед.ч., 3л., ударное окончание, жж

Есть ли другие орфограммы? (словообразовательные суффиксы).

Как проверим? (поставить в 3 лицо, мн.ч.) (Лесенка 4)


4. Упражнения в развитии умения писать глаголы с безударными гласными в личных окончаниях.

-Вставьте пропущенную букву, объясните ее написание, запишите глагол.

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что дела…т, расскаж…т

Черт…т, пиш…т иль поёт,

Вар…т или жар…т,

Или забива…т гол,

Все расcкаж…т нам глагол.


5. Работа с учебником (упр.6 стр.96)

- Девочки пишут 1,2,3,4 слово, мальчики 5,6,7,8.

Дифференцированная работа. Карточки-помощницы с индивидуальным заданием)

Над какой орфограммой глагола вы работали? Вот мы и поднялись по лесенке знаний. Пора подвести итоги.

(Лесенка 5)

Отслеживание собственного понимания

Групповая работа

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение на практике и последующее повторение.


Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность


Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией

Презентация работы группы, защита своей точки зрения


Работа в парах


Постепенное продвижение от знания «простого» к «сложному».


Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная работа

IV. Стадия рефлексии

1. Творческая работа. Прием «Круги по воде».

-Подберите и запишите глагол на каждую букву с орфограммой.

«Г» - глагол на конце с шипящей

«Л» - глагол с безударным окончанием

«А» - глагол с сочетанием - тся, - ться

«Г» - с безударным суффиксом у глагола прошедшего времени

«О» - глагол с частицей НЕ

«Л» - глагол - исключение I спряжения

- Кто хотел бы прочесть свои записанные глаголы?

2.Приём «Закончи предложение»

Закончите это предложение знаком, который точно отвечает тем знаниям, которые вы получили о глаголе.

Мой друг глагол (!?) (Слайд) Молодцы!



Творческая переработка изученной информации.


Оценка и самооценка учебной деятельности


Проявление эмоционального отношения


V. Домашнее задание

Творческое задание №288 стр.91