uzluga.ru
добавить свой файл
Информационная карта интегрированного урока окружающего мира и технологии:

«Измерение условно измеряемых величин. Сила ветра.

Создание простейших измерительных приборов».

2 класс ГБОУ Гимназия № 284, учитель: Алексеева С.В

Этапы технологии

Действия

учителя

учащихся

Анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования)

Создание условий для введения учащихся в проект; показ видеоряда, учебный диалог.

Подведение учащихся к формулировке задач исследования.

В процессе работы формулируется проблема: каким образом создаются измерительные приборы, определяется, что можно измерять у ветра.


Постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования)

Предложение по созданию простейшего измерительного прибора в творческих малых группах, подведение к обсуждению методов и способов действий.

В процессе учебного диалога высказываются гипотезы, в группах предлагаются и обсуждаются варианты, способы дальнейшей работы.

Выбор средств достижения цели (обсуждение способов оформления конечных результатов презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров)

Конкретизировать способ оформления творческой работы учащимися. Напомнить о важности правильной организации работы группе с целью создания прибора и его защиты.

Повторяются важнейшие правила успешной групповой работы, распределяются роли в творческой группе.

Поиск и обработка информации

( ее анализ и синтез)

Подготовка необходимых наборов материалов для конструирования приборов группами. Обращение внимания учащихся на разнообразие предметов для создания прибора и необходимость их отбора для выполнения конечной задачи урока.

Учащиеся после распределения ролей в группе выполняют различные работы: готовят эскизы, простейшие чертежи будущих приборов и обсуждают их, осуществляют подбор необходимых предметов для конструирования измерительного прибора.

Оценка полученных результатов и выводов

(подведение итогов, оформление результатов, их презентация)

Создание атмосферы для проведения защиты группами их творческих продуктов, помощь выступающим представителям групп: наводящие вопросы, использование электрического прибора (фена) для проверки эффективности созданного прибора. Подведение учащихся к выводу о соответствии или несоответствии их прибора цели исследования. Использование

подводящего диалога для осознания учащимися необходимости использования в измерительном приборе шкалы порядка.

Представители каждой группы защищают свой прибор: демонстрируют его, показывают в действии, отвечают на вопросы. В результате классной дискуссии делается вывод о соответствии созданного прибора требованиям измерительных приборов. Предлагаются способы доработки полученных изделий.

Моделирование общей схемы измерительного прибора.

Выводы

(выдвижение новых проблем исследования в самых различных формах, рефлексия)


Подводятся итоги урока, отмечается успешность работы каждой группы независимо от полученного результата. Анализируется, что понравилось, получилось на уроке, какие трудности были. Сравнение творческой работы групп с работой учёных, предложение доработать приборы дома или попробовать создать другие приборы тем, кто заинтересовался.

Учащиеся высказываются о групповой работе: получилась ли она, как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Предлагаются новые проблемы для дальнейших исследований.


Интегрированный урок окружающего мира и технологии:

«Измерение условно измеряемых величин. Сила ветра.

Создание простейших измерительных приборов».

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

2 класс ГБОУ Гимназия № 284 учитель: Алексеева С.В.

Цель учителя: организовать открытие детьми приёма оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка.

Задачи:

-развивать внимание и наблюдательность, воображение и фантазию учащихся;

-учить представлять результаты собственных действий;

-развивать умения высказывать свои суждения, формировать умение анализировать работу;

-способствовать приобретению коммуникативных умений, формировать умение работать в группе.

Обеспечение:

Материально-техническое: вентилятор, фены, скотч, лёгкие ленточки, полоски целлофана, бумага, воздушные шарики (надутые и ненадутые), линейки, коробки из-под обуви, карандаши с ластиками, палочки, стаканчики из-под йогурта, верёвки, пластилин, резинки, пластиковые бутылки, тазики с водой, разнообразные предметы, как нужные, так и не нужные для работы. Все комплекты материалов рассчитаны на 5 групп ( по 4-5 человек). Учебно - методическое: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва учебник-тетрадь « Окружающий мир» (2 класс, 1 часть);

Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва «Окружающий мир» методические рекомендации для учителя (2 класс).

Информационное: Электронная презентация « Ветер», интерактивная доска.



Деятельность учителя

Предполагаемые ответы детей. Деятельность учащихся.

Номер слайда

1) -Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира, который будет не совсем обычным. Работа займёт 2 урока.

-Что обычно мы делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна, а сегодня, кроме обычной работы, вы попробуете себя в роли изобретателей. Для этого мы объединились по группам, чтобы вам было легче и веселее выполнять задание.

-Посмотрите на видеоряд. Что объединяет эти фото?

-Совершенно верно, фотографы сумели « поймать» ветер.

- А чем отличается вот эта пара фотографий?


- Почему такие разные фотографии? С чем это связано?

- А что такое ветер?


- Итак, ветер-это движение воздуха.

- Какое, по-вашему, главное слово в этом определении?

- Совершенно верно.

2) – Сейчас я попробую в классе создать ветер. Может быть, вы мне поможете, подскажете, как я могу это сделать?


- Спасибо, я обязательно воспользуюсь некоторыми вашими советами. (С помощью фена учитель создаёт ветер разной силы).


-Вы почувствовали, что ветер разный, но как это доказать? Попробуйте обсудить в группах.


3) - Давайте немного отдохнём.

Вспомним физминутку про ветер:

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше.

4)- Молодцы! Садитесь.

-Посмотрите, на новый слайд. Чем отличаются флажки в ряду?

- А посмотрите на палочку, к которой крепится ткань, она называется « древко». Древко везде одинаковое?


-Молодцы! А из-за чего всё это произошло с флагом?


-Совершенно верно! А давайте вспомним, как мы умеем строить упорядоченный ряд и построим его из флажков. В каком порядке будем строить?


-Отлично! Мы увидели, что ветер был разный и его сила увеличивалась. Ребята, а если нас попросят измерить силу ветра, нам смогут помочь флажки?


5) -Согласна. А давайте сегодня на уроке попробуем « изобрести», сконструировать свои приборы для измерения силы ветра. Посмотрите на столы в конце класса. Эти предметы должны помочь вашей группе сконструировать свой прибор. Подойдите к своим столам, посмотрите, подумайте, что вы будете использовать в своей работе. Не забудьте распределить роли в группе.


6) – Молодцы, конструкторы и изобретатели! Работы получились у всех групп. Теперь ваша задача представить сой прибор, показать его в действии. Для этого вы должны были выбрать 1-2 представителей от группы.

-Пожалуйста, какая группа уже готова защищать своё изобретение?


7) – Спасибо всем представителям групп.

- Откройте свои учебники - тетради на стр.10, верхняя схема. Нам надо составить общую схему простейшего измерительного прибора для измерения силы ветра.

Давайте попробуем сделать вывод, что обязательно должно быть в измерительном приборе для определения силы ветра?

- Отлично, назовём его « улавливатель». Например, флажок, зарисуем его или запишем слово в 1 прямоугольнике.

- А что передаёт значок во втором прямоугольнике? ( . . . )

- Ряд из разных состояний « улавливателя», давайте зарисуем схематично.

-А что, по-вашему, обязательно должно быть в последнем прямоугольнике?

- Вспомните, почему у некоторых групп не получились именно измерительные приборы?

-Конечно, линейка, линейная шкала!

-Зарисуем схематично линейку в последнем прямоугольнике.

-Молодцы, мы составили схему прибора.

8) –Наш необычный урок подходит к концу. Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.

-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой творческой работы группы можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу. Кто хочет, может доработать изделие дома или попробовать создать другие приборы вместе с родителями.

Мы будем рады новым изобретениям!



-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты, проводим опыты.


- На них везде присутствует ветер.


Наблюдения и высказывания детей: деревья по- разному качаются, где-то они даже вырваны из земли, волны больше и т.д.

- На одной картинке ветер сильнее, чем на другой.

Выслушиваются ответы.

Затем, чтение учеником определения по слайду.

- Главное слово « движение».


-Подуть, покружиться, пробежаться, помахать веером, открыть окно, включить вентилятор…

Дети пытаются оценить и сравнить ветер с помощью ладошек.


Предложения групп по решению проблемы фиксируются на доске.

Выполнение упражнений, чтение стихотворения наизусть.


-У них по-разному колышется флаг (ткань) или просто висит.

- На картинках палочка у флажков разная: где-то она искривилась чуть-чуть, а на одной картинке, кажется, что древко сейчас сломается.

- Это произошло из-за ветра, он был разный; сначала тихий, а потом сильный.

- Начиная от слабого ветра и заканчивая самым сильным.

Дети выходят к интерактивной доске и выбирают нужную картинку, которая встаёт на своё место в ряду (№6, №3, №5, №2, №1, №4).


Варианты ответов: - Наверное, измерить флажок не поможет, он только «ловит» ветер, и показывает, когда ветер слабый, а когда сильный.

Группы обсуждают, возможно, составляют списки нужных предметов. После распределения ролей в группе, 1-2 человека собирают нужный набор из предметов, остальные рисуют план, эскиз будущего прибора. Работа групп длится 15-20 минут.


Происходит защита измерительных приборов. При необходимости, учитель помогает создать ветер с помощью фена. Проводится общеклассная дискуссия, приборы оцениваются на соответствие поставленной цели урока - измерение силы ветра.


-Должен быть предмет, позволяющий « поймать ветер».


- Значок говорит, что перед нами ряд каких-то объектов. Может это ряд флажков.


Варианты ответов.


- Нужна линейка, как в приборах у некоторых групп.


Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Предлагаются новые проблемы для дальнейших исследований.




2-13 слайды

14 слайд


15 слайд


16 слайд


17 слайд


17 слайд

( по щелчку 6 раз)


Рисунок 1


18 слайд

( по щелчку появляется шкала)



Приложения


Приложение 1

презентация


Приложение 2

Рисунок 1