uzluga.ru
добавить свой файл
«Еще одно, последнее сказанье…»

Литературная гостиная, посвященная драматургии А.С. Пушкина

Ведущий. Пушкин – самое дорогое, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас. Великий и желанный спутник, вечный современник, … он всегда откликается на зов нашего сердца. Его творчество – это неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы находим всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать. Сегодня мы вновь соприкоснёмся с творениями А.С.Пушкина.

Ведущий. Широкому кругу читателей он известен больше как поэт и прозаик, но нельзя забывать, что его перу принадлежат удивительные по своей глубине драматические произведения, среди которых «Борис Годунов» и “Маленькие трагедии”. Это про них спустя десятки лет скажет известный русский критик А.В.Дружинин: “… общая идея… по величию своему принадлежит к тем, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данту, Шекспиру…”

Монолог Пимена

Ведущий. Замысел трагедии "Борис Годунов" возник у Пушкина в связи с чтением "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, которому и посвящена пьеса. Пушкин придавал большое значение созданной им трагедии и связывал с ней надежды не просто на литературный, а на театральный успех. В письме Вяземскому от 13 июля 1825 года он сообщал другу её полное заглавие: "Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7..., на городище Ворониче".

Ведущий.В "Набросках предисловия к .Борису Годунову." поэт замечает: "Неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина, и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразования в нашей стране".

Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал её вслух, входя в роль автора, режиссёра и актёров одновременно.

Сообщение об эпохе правления Годунова

Монолог царя Бориса

Инсценировка сцены у фонтана из трагедии «Борис Годунов»

Творческая группа: вывод по трагедии

Ведущий. А теперь перенесёмся на несколько мгновений в Болдино, “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.

Отлогий скат равнины, дорога, по которой въезжал Пушкин со стороны Арзамаса, ничего особенного. Обычная русская провинция.

(На диске - путешествие в Болдино.)

Ведущий. И всё-таки, соприкасаясь со всем этим, чувствуешь трепет в душе и ощущаешь сопричастность вечным образам великого гения.

Ведущий. 9 декабря 1830 г. Пушкин написал 2 письма ближайшим друзьям – П.Плетнёву и Е.Хитрово. В одном из них он с гордостью сообщал о небывалом творческом подъёме в болдинском уединении: «Скажу тебе ( за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы «Онегина»,8-ю,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)…Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…»

Ведущий. В другом, подводя итог уходящему году, восклицал: “Какой год! Какие события!.. Народ подавлен и раздражён. 1830 год – печальный для нас!”

В этих письмах слились противоречивые чувства, владевшие Пушкиным: с одной стороны, радость творчества, а с другой – глубокая тревога за судьбы своих близких, за судьбы целого народа. Почему год печальный? Достаточно вспомнить, что в 1830 г. произошли восстания в Польше, во Франции, крестьянские волнения в России; кроме того, в личной жизни поэта намечались серьёзные изменения – ведь он получил согласие на брак с Натальей Гончаровой.

Ведущий. Драматизм тревожных переживаний, стремление к художественно-философскому их анализу предопределили центральную тему “маленьких трагедий” - тему трагической судьбы Личности.

Эти трагедии объединяет общая идея – страсть – жажда самоутверждения в жизни. Разрываются родственные, любовные, дружеские … и шире – общечеловеческие связи. Для достижения своей цели герои не останавливаются ни перед чем, используют любые средства. В чём герои видят смысл жизни?/В том, чтобы доказать свою исключительность, своё превосходство, чтобы приобрести особые права для себя.

Ведущий. Подобная идея могла родиться только в жестокий век индивидуализма, когда, с одной стороны, человек почувствовал себя свободным, а с другой – своевольным и утвердил свои личные желания как единственную и непреходящую ценность.

На этом пересечении свободы и своеволия, зависимости и произвола, страсти и рассудка, жизни и смерти возникают трагические ситуации болдинских пьес, вырастает мысль о духовных ценностях человечества, о подлинном достоинстве человека.

Ведущий. Из четырех "Маленьких трагедий", написанных в Болдине осенью 1830 года, три ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость"), восходят к 1826 году — периоду Михайловской ссылки; и только четвертая ("Пир во время чумы") была задумана и написана в Болдинскую осень.

Замысел "Маленьких трагедий", связанный с периодом Михайловской ссылки, видоизменялся, приобретая новые очертания к 1830 году.

23 октября Пушкин закончил первую из "Маленьких трагедий" "Скупой рыцарь".


Монолог Барона


Творческая группа: краткий сюжет «Скупого рыцаря»


Инсценировка «Скупого рыцаря»


Творческая группа: вывод по трагедии



Отрывок из фильма


Ведущий. 26 октября — завершение работы над "Моцартом и Сальери" (по первоначальному замыслу — "Зависть"). Внешним толчком к появлению замысла этого произведения, по-видимому, был распространившийся слух о том, что Сальери явился виновником преждевременной смерти Моцарта. По мнению В. Г. Белинского, здесь ставилась проблема зависти, но рассматривался и "вопрос осущности и взаимных отношениях таланта и гения".

Монолог Сальери

Ведущий. Существует легенда о том, что Сальери отравил Моцарта. В этом злодеянии он признался перед смертью. Однако тогда Сальери был уже серьёзно болен, и трудно поверить в его признание. По отношению к реальной истории Пушкин свободен. Его творческое воображение рисует образ Сальери именно таким, чтобы ярче, отчётливее проступали черты высокого гения.

Ведущий. Вот небольшая заметка в бумагах поэта: “В первое представление “Дон Жуана”, в то время, когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист… и знаменитый Сальери вышел из зала, снедаемый завистью… Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца”.

Это художественный вымысел автора. Но он помогает понять сложную цепь взаимоотношений Личности и Посредственности.

Инсценировка «Моцарт и Сальери»


Творческая группа: как в "Моцарте и Сальери" нашли отражение личная судьба Пушкина и его взаимоотношения с обществом на рубеже 1830-х годов.

 


Ведущий. Пушкин первым представил Дона Гуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.

Образ севильского обольстителя  Дон Жуана  до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе.

Отрывок из фильма.

Ведущий. «Пир во время чумы» - это маленькая пьеса, состоящая из одной сцены (также как «Сцена из Фауста»), является переводом фрагмента из пьесы английского поэта Джона Вильсона «Чумной город», посвящённой лондонской чуме 1665 года. В 1830 году Пушкина в Болдине настигла эпидемия холеры (в письмах он называл её чумой), которая и привлекла внимание поэта к этой теме.  Пушкин закончил работу над повестью 6 ноября 1830 года. 

Инсценировка «Пира во время чумы»

Творческая группа: вывод по трагедии

Слово учителя о непреходящей ценности пушкинских произведений