uzluga.ru
добавить свой файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты


IV Крещенские чтения


«Подвигом добрым я подвизался…» (2 Тим 4:7)


Авторы: Макаров Антон,

Тарасов Антон, обучающиеся в 9б классе, МОУ «СОШ № 35 с УИОП»

Руководители: Трапезникова О.М., учитель истории и обществознания; Грозных Е.В., учитель русского языка и литературы.


Воркута 2012


Содержание

1.Введение______________________________________с.3-5

2.Основная часть________________________________ с. 6-26

1) История появления общин сестер милосердия_____ с.6-8

-Первые упоминания о «диаконисах»

- Общины бегинок и братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным

2) Общины сестер милосердия в России____________ с. 9-26

-История российской благотворительности

-Роль Н.И. Пирогова в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных».

-Великая княгиня Елена Павловна

-Даша Севастопольская, «женщина из легенды»

-Екатерина Михайловна Бакунина

-Юлия Петровна Вревская

20 век:

-Русско-японская война 1904-1905гг.

-Первая мировая война

-Великая княгиня Елизавета Федоровна

-После Октября 1917 года

- Великая Отечественная война

- период послевоенного времени

3. Заключение____________________________________с.27

4. Список использованных источников_______________с.28

5. Приложение__________________________________с.29-40


Введение


«Великая радость заключается в том, чтобы посвятить себя служению другим людям», - в этом были убеждены и великая женщина Мать Тереза, и Даша Севастопольская, и Е. Бакунина, и великая княгиня Наталья Шаховская, и все те, кто избрал своей жизненной стезей служение милосердию.

И «дела их идут вслед за ними» (Откровение 14.13). Каждое их доброе слово, сказанное на земле, каждая их благая мысль, каждое их доброе намерение и начинание обретают неведомо для них самих, нескончаемое, не предвиденное ими влияние. В этом смысле и дела их следуют за ними. То, что все совершают во Христе и для Него, то, чего Он источник, цель, семя добра, посеянное всеми в душу, хорошее побуждение , которому мы поддаемся, - все это не умрет.

Самая скромная жизнь, посвященная Богу, самый смиренный труд на ниве Господней, несомненно, оставят след на земле, и долго-долго после смерти никем не замеченных тружеников добра и милосердия нравственный облик их будет жить, влияние их будет действовать и приносить пользу многим. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2, 10)

И в наше непростое время многие люди обращаются к вере как источнику утешения в жизненных трудностях. Посещают храмы, молятся, придерживаются постов. Однако служение вере подразумевает еще и осмысление своего пути в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…». Как проявить себя? Где найти свое призвание? Для кого – то это помощь обездоленным, оказание моральной поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а для кого-то достаточным кажется и подача милостыни на паперти храма. Но есть особая категория людей, которые нашли свой путь в жизни через ежедневный подвиг по уходу за немощными и тяжелобольными людьми. Этими людьми являются сестры милосердия. Так называют женщин, которые посвящают себя очень тяжелому, но благому делу. Которые осознают помощь ближнему как свой долг, которые принимают чужую боль как свою, которые способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты, которые следуют одному из принципов:

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес.4,32)

Никакое земное благо не может сравниться с тем душевным настроением, которое описывает апостол Павел в этих словах. Как часто мы испытываем на себе могущество любви и долготерпения! Как часто в тяжелую минуту нашей жизни, пригретые добрым, ласковым словом, мы вновь видели свет, давно исчезнувший для нас, ибо милосердие – это то, что связывает и объединяет людей, сближает сильней кровного родства и преданной дружбы. Только милосердие способно закрыть глаза на физические недостатки или плохой характер человека. Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом лишь потому что, оно - дело рук Создателя.

Чувствуя актуальность проблемы милосердия в наше время, пораженные деятельностью людей, которые безвозмездно посвящают свою жизнь служению людям, мы решили обратиться к изучению данной темы.

В работе поставлены следующие цели:

1. Рассказать о деятельности сестер милосердия как о примере бескорыстной помощи во имя веры.

2. Показать, как в жизни проходит служение вере через заботу о других людях на примере деятельности известных сестер милосердия.

3. Привлечь внимание к возрождению добрых традиций общин сестер милосердия.

Актуальность данной темы очевидна: в наше время много людей оказалось «за бортом» жизни. Причин этому масса, начиная от ошибок человека в прошлой жизни до трагического стечения обстоятельств. Необходимость в поддержке, которую могут оказать близкие люди, как никогда важна, но если эта поддержка отсутствует, то зачастую именно сестры милосердия берут на себя эту функцию – заботу о ближних во имя веры.

Мотивы, побуждающие людей к благотворительности, различны. Это может быть сознание общественного долга: жажда деятельности на ниве общественной пользы, исполнение евангельских заповедей милосердия и любви к ближнему, просто сердолюбие. В некоторых случаях прослеживается стремление достигнуть общественного признания, наград или титулов. В том или в ином случае можно поставить под сомнение искренность человеколюбивых намерений жертвователя, но трудно отрицать общественную пользу подобных поступков. Очень часто толчком к участию в благотворительной деятельности является тяжелый психологический кризис, возникший на почве утраты близкого человека.

Словарь живого великорусского языка Владимира Даля дает такое толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому». «Любовь на деле» - это когда человек готов пожертвовать чем-то для другого: силами, временем, интересами, ценностями, даже жизнью. «Готовность делать добро всякому» - Как это трудно! Можно помочь тому, что тебе симпатичен. Но как жертвовать своими интересами ради каждого? Но именно на такую высоту должен подняться человек, чтобы выполнить заповеди, данные Христом- Спасителем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф, 5, 44) Сестры милосердия… Белые голубки… Какова же история возникновения сестер милосердия? С чего все начиналось?


1) История появления общин сестер милосердия

Первые упоминания о «диаконисах».


На заре существования христианства еще не было специальной женской организации, занимавшейся благотворительностью. Но в письмах и деяниях апостолов читаем, что им в их евангельской работе помогали женщины. Святой апостол Павел в своих письмах с великой благодарностью и похвалой вспоминает женщин, которые ревностно и жертвенно ему помогали. В конце своего послания к римлянам он пишет : «Поручаю Вам Фиву, сестру нашу, служительницу церкви в Кенхреях… Так как она многим помогала и мне самому тоже. Приветствуйте Марию, которая много для нас потрудилась…. Приветствуйте возлюбленную Персеиду, которая много потрудилась в Господе». ( Глава 16,стих 1-16 ).

Также церковь ранних веков, имея в виду полезную роль женщин в апостольских трудах, установила отдельное служение женщин, которому дала название диаконис. Кем были диаконисы? Греческое слово «диаконос» означает служитель, помощник, относительно женщин помощница. Христианский писатель Тертуллиан называет диаконис «вдовами», потому что чаще диаконис выбирали из вдов. Древнее предписание церкви относительно вдов, которые хотели быть диаконисами, устанавливали такие требования, чтобы они были вдовами одного мужа, чтоб любили читать и имели возраст 40-60 лет. Апостольские правила 4-го столетия говорят, что на диаконису нужно выбирать стыдливую девицу, а если таковой не было, то можно и вдову, но одного мужа, стыдливую и честную. Во времена Юстиниана в Храме пресвятой Софии было 40 диаконис. Соответственно вдовы или девицы становились диаконисами через отдельное благословение и молитву епископа. С исходом времени чин диаконис стал потихоньку выходить из практики церковной, в латинской церкви служба диаконис существовала до конца 5 века, а в греческой - до конца 11 столетия. Помимо вышесказанного, диаконисы являлись особым связующим звеном между священнослужителями и женщинами - членами общин. Во избежание нареканий со стороны язычников они присутствовали при частных беседах священников с женщинами, и сами наставляли последних, посещали больных и бедных, а также христиан, заключенных в тюрьмы.

Предание донесло до нас житие сподвижницы Иоанна Златоуста, Олимпиады. Она, женщина знатного происхождения, была поставлена в диаконисы после ранней смерти мужа. Сам Иоанн любил Олимпиаду за добродетели и духовно наставлял ее. В своих письмах, дошедших до нас Иоанн напоминал о трудах, которые она переносила ранее: "С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напояла жаждущего, одевала нагого, гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному. Имей в мыслях море твоей любви, которое ты открыла до такой степени, что оно с большой стремительностью достигает самых границ вселенной". Олимпиада пережила Иоанна всего лишь на три года и умерла, так и не вернувшись из ссылки, в 410 г.

Последнее упоминание о диаконисах на Востоке относится к XII веку.


Общины бегинок и братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным

Церковное служение женщин после исчезновения диаконис не прекратилось. В раннее средневековье, эпоху крестовых походов, когда многие мужчины, загоревшись идеей освобождения Гроба Господня, оставив семьи, двинулись на Восток, женщины же находили духовную поддержку в создании собственных общин.

Одна из первых женских общин такого рода была основана около 1184 года в Люттихе, современном Льеже (Бельгия), священником Ламбертом Ле Бегом. Название новой организации бегинок дало либо его имя - Бег, по-французски значит "косноязычный", либо старонемецкое слово "беггам", имевшее одно из значений: "нищенствовать".

Бегинки занимались призрением девиц и покинутых жен, служили больным, пилигримам и всем, кто в чем-то имел нужду; при общинах создавались больницы и странноприимные дома, где бедные и больные часто содержались на деньги, собранные в складчину. Бегинки ходили по домам, посещая тяжелобольных, омывали тела умерших, трудились даже во время чумы, воспитывали детей-сирот, иногда основывая целые училища. Некоторые женские общины под этим названием существовали вплоть до конца XIX века в Амстердаме и Брюгге.

Следующий этап в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

Первая попытка Винсента организовать женскую общину относится к 1617 году - времени, когда он служил в Шатильоне. Постепенно Винсент приходит к идее создания женской организации, члены которой всецело посвятят себя уходу за неимущими больными. Во время миссионерских поездок он часто встречался с простыми женщинами, не желавшими вступать в брак, хотя и не чувствовавших особого расположения к иноческой жизни - на них он и решил опереться в первую очередь. Днем рождения первой общины сестер милосердия принято считать 1633 г.


2) Общины сестер милосердия в России

История российской благотворительности


Впервые в России женский труд для ухода за больными был использован при Петре Великом.

В соответствии с царским указом в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Однако, в дальнейшем, привлечение женщин для работы в больницах было отменено, и роль сиделок была отведена отставным служащим.

1798 год – год создания Павлом Первым «Медицинской коллегии», после чего в госпиталях стали появляться штатные единицы женщин, ухаживающих за ранеными и больными.

Вновь женский труд в гражданских больницах начали использовать в середине 18 века. Осуществляли его «бабки - сидельницы ». До конца века специальных сестёр по уходу за больными не было, поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803г. с появлением служб «сердобольных вдов». В том же 1803г. в Москве, а следом и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

История российской благотворительности неотделима от личности императрицы Марии Федоровны супруги Павла I. На шестой день своего пребывания на престоле 12 ноября 1796 г. Павел Петрович передал под попечительство жены Воспитательное общество. Таким образом, было положено начало благотворительной структуре, которая стала самой мощной в стране, получив со временем наименование «Ведомство учреждений императрицы Марии». Рано овдовев, Мария Федоровна всю себя посвятила данному «Ведомству». Именно она горячо поддержала инициативу российского филантропа Павла Помиан - Пезаровиуса создать Комитет о раненых, который заботился бы о воинах, пострадавших на полях сражений (впоследствии данная идея была реализована Анри Дюнаном - этот выдающийся швейцарец создал такую организацию, как Международный Красный Крест).

Во время Наполеоновского нашествия в Россию в 1812 году организовано «Патриотическое общество женщин» для оказания помощи раненым. 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица каждую присягнувшую отмечает особым знаком - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано «СЕРДОЛЮБИЕ».

После смерти вдовствующей императрицы, отмечая ее заслуги, Николай I 14 ноября 1828 г. учредил особый Мариинский знак отличия за беспорочную службу на поприще благотворительности.

В нашей стране начало движению сестер милосердия положили и великая княжна Александра Николаевна, и принцесса Терезия Ольденбургская, которые в 1844 г. основали в Петербурге Свято-Троицкую общину. (Приложение 1) В Москве первая такая община была организована во время эпидемии холеры 1848 года; организовали ее княгиня Софья Щербатова и знаменитый врач Федор Гааз. Из нее позднее выделилась группа сестер, которые организовали общину "Утоли моя печали", взявшую на себя заботу о больных арестантах Бутырской тюрьмы, где работал Федор Гааз.

Именно воспитанницы этих общин составили костяк отряда сестер милосердия, которые отправились помогать защитникам Севастополя. По свидетельствам очевидцев, сестры милосердия спасли множество человеческих жизней, проявив при этом такие качества, как хладнокровие, моральная чистота, высокий профессионализм, которые, по словам Николая Пирогова, "должны были быть названы не иначе чем благородные".

Широкий общественный резонанс, который получил данный почин, вызвал в обществе моду на благотворительность. Обители начали открываться одна за другой. Вот имена лишь нескольких женщин, посвятивших себя этому поприщу - причем в первую очередь вспомним имена тех, кто действовал искренне и бескорыстно, а не для того, чтобы жеманно хвалиться своей деятельностью (такое тоже бывало). Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая и другие. Всего к началу 1913 г. в 109 общинах работали 3442 сестры милосердия, а уже через год, к началу Первой мировой войны, только в госпиталях их насчитывалось около 20 тыс.

Вторая половина 19 века отмечена мощным подъемом духовного движения всех социальных групп и слоев русского общества. Параллельно развитию промышленности, с формированием новых, присущих капиталистическому способу производства отношений, происходит взлет духовности, находивший выражение в разных сферах общественной жизни.

Одной из форм подвижничества было служение в общинах сестер милосердия. Это движение духовно подпитывалось двумя социальными проблемами: недостатком обсуживающего медицинского персонала и социальным неравенством женщин, ограничивающим их участие в различных сферах общественной жизни. Движение общинных сестер милосердия явилось выражением высокой нравственности, самоотверждения и духовности.

Роль Н.И. Пирогова в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных»

Итак, первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. А в 1854 г. великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял знаменитый врач, основоположник полевой хирургии Николай Пирогов (Приложение 2). О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя", среди них - Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей, а баронесса Юлия Вревская умерла от тифа в полевом лазарете.

Н.И.Пирогов первый в мире организовал и применил женский уход за ранеными в районе боевых действий. Он обосновал необходимость привлечения женщины к участию в оказании медицинской помощи на войне, определяя роль и задачи сестре и врачей общины. В частности, он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам. Он участвовал в становлении «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных».

Великая княгиня Елена Павловна

По инициативе ученого в Севастополе впервые в истории отечественной и зарубежной медицины на театр военных действий были привлечены сестры милосердия. Большую помощь в этом ему оказала великая княгиня Елена Павловна, отдавшая много сил и времени делу благотворительности. Под её попечительством находились Максимилиановская больница, Повивальный институт, приюты для детей-сирот и беспризорных, бесплатные столовые для больных, школы.

В 1854 г., когда началась осада Севастополя, у Елены Павловны созрел «гигантский план — основать организованную женскую помощь больным и раненым». Для реализации своей идеи она нашла в Н. И. Пирогове единомышленника, предложив ему подобрать медицинский персонал и взять на себя управление всем делом. Николай Иванович впоследствии писал, что видел до того женскую службу в госпиталях и больницах, «но ещё нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы» . 25 октября 1854 г. Еленой Павловной был утверждён устав Крестовоздвиженской общины. Одновременно она обнародовала воззвание о помощи больным и раненым «Ко всем русским женщинам, не связанным обязательствами семейными, желающим принести свою долю жертвы и добра… Отчизне». Многие женщины различных слоев населения горячо откликнулись, изъявив желание отправиться в Крым и принять участие в уходе за ранеными севастопольцами. Крестовоздвиженская община в короткий срок была укомплектована. Женщины в течение 2-3 месяцев проходили подготовку в Петербурге. Н. И. Пирогов с большим уважением относился к деятельности Елены Павловны. В одном из своих писем он писал: «Великая княгиня содержит в себе много превосходного: она принадлежит к недюжинным личностям, и если что можно сделать хорошего, то именно через неё». (Приложение 3)

24 ноября 1854 г в Крым во главе с А. П. Стахович прибыло 1-е отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в составе 28 человек. В своём письме к жене в декабре 1854 года Н. И. Пирогов сообщал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестёр, числом до тридцати… Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают на операциях, раздают чай и вино. Присутствие женщины, опрятно одетой и участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий». Вскоре в осажденный Севастополь приехало еще несколько отделений самоотверженных женщин. Организация и содержание деятельности Общины были разработаны Н. И. Пироговым, который видел в ней, прежде всего, медицинское учреждение со специализацией труда сестёр. Поэтому сразу же по прибытии в Крым, он разделил их на сестёр — перевязочных, аптекарш и хозяек. Николай Иванович составил «Инструкцию сестрам на время их дежурства в госпиталях и перевязочных пунктах», подробно изложив в ней все их обязанности. Впоследствии он выделил группу транспортных сестёр, которые должны были сопровождать раненых в пути. Для них была также написана специальная инструкция. Под руководством Н. И. Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, приготовляли лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. При исполнении своих обязанностей они не боялись ни неприятельских пуль и снарядов, ни «ужасающего зрелища самых страшных разрушений человеческого тела».

Условия работы были очень тяжёлыми. В армии свирепствовали смертельные осложнения огнестрельных ран, эпидемии заразных болезней, уносящих тысячами защитников Севастополя. Сами сестры становились жертвами этих болезней, и многие из них погибли в Крыму. Поэтому Николай Иванович написал для них обращение «для прочтения и исполнения», в котором требовал, чтобы они следили за своим здоровьем, вовремя питались, учил, как уберечься от заразных болезней. И сестры платили ему искренней любовью за его постоянную заботу.

Екатерина Михайловна Бакунина

Ближайшими помощницами Н. И. Пирогова были старшие сестры милосердия — Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала М. И. Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия; Елизавета Петровна Карцева, по словам Николая Ивановича, сумевшая обратить «обязанность сестры в духовное призвание жизни»; Екатерина Александровна Хитрово, которая своим личным примером способствовала воспитанию в сестрах высокой нравственности.

Особо хочется несколько слов сказать о такой выдающейся сестре милосердия, отличившейся в Крымской войне, как Екатерина Михайловна Бакунина. Выросшая в холе и веселье, именитая аристократка, она работала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер была старшей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая. Именно она обратила внимание на страдания раненых, отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двух полушубков на четверых: У Перекопа полушубки отбирались, далее, где только начиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в холстинном платье, обмораживались и совсем замерзали на дороге. По ходатайству Е.М. Бакуниной, вместо холстинной одежды стали выдавать суконную. Она сама стала сопровождать транспорт раненых, неся вместе с ними все невзгоды пути, голодая, простужаясь и болея, но сделала свое дело: на этапах стал заготавливаться теплый ночлег, горячая пища, сбитень и заботливый уход сестер.

Женщина громадной силы воли, Бакунина была и женщиной великого смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась быть старшей сестрой в своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая в свободное время от работы время присесть на койку больного, побеседовать с ним и утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе в этом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы встречать царя. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене Павловне уговорить Бакунину принять на себя должность настоятельницы общины.

Бакунина была первой на работе и уходила на отдых последней. Последней выходит она из разрушаемых неприятелем градом бомб госпиталей и только тогда, когда вывезен последний раненый, отправлено последнее казенное добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелой формы тифа, она идет на помощь и едва сама не погибает.

Возвращение Бакуниной в Петербург по закрытии всех военно-временных госпиталей было приветствовано поэтом М.Глинкой стихотворением. (Приложение 4)