uzluga.ru
добавить свой файл
11 класс.

Урок литературы.

Анализ поэтического текста.

(Обучение интерпретации лирического текста на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени...»)


Учитель МОУ СОШ п.Целинный– Акимова Ольга Викторовна (1 квалификационная категория)

Цель урока:

• продолжить обучение анализу стихотворения;

• научить находить способы усвоения и переработки учебной информации;

• развивать творческое мышление;

• воспитывать эстетические чувства, любовь к русской поэзии.


Методические приемы: работа в группах, анализ стихотворения.

Оборудование урока: портрет К.Д. Бальмонта, карточки с заданиями для каждой группы, карандаши, маркеры.

Словарная работа: цензура,

«непосредственное конкретное содержание»

стихотворения; «скрытое, глубинное, символическое» содержание стихотворения.

Эпиграф: Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!» К.Бальмонт.


Ход урока.

1. Учитель читает отрывок из письма И. Анненского, написанного близкой знакомой.

«Любите ли вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной - только по совпаденью - влажный, почти парный, когда зелень темней от сочности, когда солнце еще не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветленными, почти нежными? Сейчас я из сада. Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, и еще эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые... Я шел по песку, песок хрустел, я шел и думал... Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно создающего очаровательно-пестрый сон бытия? Слово?.. Нет, слова мало для этого... Слово слишком грубый символ... слово опошлили, затрепали, слово на виду, на отчете... Поэзия, да: она выше слова».

- Не правда ли, письмо похоже на стихотворение в прозе? Но это всего лишь письмо, одно из многих, которые написаны поэтом, и оно свидетельствует о напряженном духовном бытии поэта, о глубине его отношения к миру. Я умышленно не называю имя поэта, потому что для каждого из поэтов серебряного века характерно сложное отношение к миру, глубокое душевное напряжение. (Чтение эпиграфа к уроку).

Мы продолжаем наше знакомство со сложной, до сих пор до конца непонятой поэзией серебряного века. Цель нашего урока - продолжить обучение анализу лирического текста на примере стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени...» У вас уже накоплен богатый опыт интерпретации лирического произведения, вы многое знаете, много умеете, но сегодня наша задача усложняется, мне хотелось бы, чтобы вы научились сами находить способы усвоения и переработки учебной информации, иными словами, предложили свои приемы анализа стихотворения. Итогом нашего исследования станет творческая работа, в которой вы и попытаетесь дать целостный анализ данного стихотворения.

2. Давайте обратимся к поэзии серебряного века и вспомним самые заветные, самые любимые строки. (Ученики по желанию читают свои любимые стихи).

Обратили ли вы внимание на то, что « вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя: искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания. Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель. (... ) оторванный от живой традиции восприятия подобных стихов?

Определяя символическую поэзию, К. Бальмонт выделял в любом стихотворении «два содержания»: «непосредственно конкретное» и «скрытое, глубинное, символическое». Давайте проверим, действительно ли это так?

В 1895 году Бальмонт выпускает новую книгу «В безбрежности», которая открывается знаменитым стихотворением «Я мечтою ловил уходящие тени...»

3. Чтение и анализ стихотворения.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Каков, на ваш взгляд, явный, непосредственный смысл стихотворения? О чем оно?

Стихотворение о том, как лирический герой восходит на башню во время захода солнца, чтобы «задержать», сохранить для себя исчезающий солнечный свет.

-А теперь попытаемся определить скрытый, символический смысл стихотворения. Но в отличие от профессионального анализа это будет скорее всего, по словам И. Анненского, «выяснение того, что особенно поразило, осталось неясным и попытка в нем разобраться». Мы попытаемся раскрыть тайный смысл стихотворения Бальмонта, работая в группах.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает задание и после его выполнения делится результатом своего исследованиями со всем классом.

1 задание. Определите особенности композиции и ее роль в раскрытии духовных стремлений лирического героя. Попытайтесь графически показать особенности композиции. Что нового в понимание символического смысла стихотворения вносит эта схема?

В стихотворении повторяются рифмующиеся слова первой и последней строф; кроме того, повторяется одна пара рифм второй и предпоследней строф («вдали» - «Земли», «Земли» - «вдали»), причем повторяются зеркально симметрично по отношению ко всему стихотворению. Такой способ рифмовки создает композиционное кольцо. Графически это будет выглядеть так:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Если говорить о каком-либо движении лирического героя, то создается ощущение, что это движение по кругу, может быть, движение без конца. И символический смысл этого стихотворения - в безграничности движения, в «безбрежности».

2 задание. Обратите внимание на ритмическую организацию стихотворения. С помощью схемы установите место цезуры в каждой стихотворной строке. Какой образ помогает создать цезура?

Ритмическая организация стихотворения, на наш взгляд, тоже содержательно значима. Здесь нечастый размер - цезурованный четырехстопный анапест с чередующимися женскими и мужскими окончаниями.

С помощью цезуры поэт создает нужную ему ритмическую окраску. В этом месте стихотворная строка разрывается, при чтении это выражается паузой. Создается образ преграды, барьера, который пытается остановить устремленное движение лирического субъекта.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

3 задание. На какие тропы и стилистические фигуры в стихотворении вы обратили внимание? Попытайтесь в виде схемы изобразить прием буквального повтора. Что нового в понимание символического смысла стихотворения вносят ваши наблюдения?

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались, ,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Внешние очертания бальмонтовских образов лишены графической четкости. Поэт наносит лишь контуры предметов: «уходящие тени», «очертанья вдали», «отуманенный взор», «какие-то звуки». Обращает на себя внимание четырежды повторенная метафора «дрожали ступени». Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, зыбкости, переменчивости, мимолетности. Излюбленный ритмический ход Бальмонта — повторы разных типов. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени...» все построено на буквальных повторах. Каждая последующая строка начинается с тех слов или даже словосочетаний, которыми заканчивалась предыдущая. Схематично это можно изобразить в виде ступеней, что зрительно усиливает тему стихотворения, как тему постоянного движения вверх. А если вспомнить, что повтору предшествует цезура, создающая образ преграды, то мы увидим, что это «препятствие» преодолевается приемом буквального повтора, развивая в сознании читателя центральную тему стихотворения, как тему постоянного движения-преодоления.

4 задание. Определите световую гамму стихотворения. Какой прием вы могли бы предложить для выявления символического смысла стихотворения?

«Колорит стихотворения создается не цветом, а светом - большей или меньшей освещенностью».

Если попробовать заштриховать каждую строфу различными оттенками черного цвета, то ясно можно увидеть, что движение идет от тьмы к свету. Поэтому « главная зрительная тема — борьба света с мраком. Она открывается элегической картиной вечера. (... )В анализируемом стихотворении Бальмонта рядом контекстуально синонимичных (т.е. только в рамках этого стихотворения близких друг другу) слов, образующих как бы музыкальную тему, создается картина угасания дня. (... ). Этому эмоционально-выразительному ряду, инерции угасания противостоит другой ряд, также прослеживающийся с начала до конца текста, - открывающиеся горизонты становятся все ярче, все светлее. (...)

Таким образом, усиление контраста «тьма - свет», осмысление его становятся композиционным стержнем стихотворения. Домысливая этот образ, можно представить движение лирического субъекта от тьмы к свету, от незнания - к знанию, от бездуховности — к чему-то высокому, светлому. И это вечное движение, где нет начала и конца (на это, кстати, указывает и обилие глаголов несовершенного вида), «но есть целенаправленность: движение к свету».1

А если включить это стихотворение в контекст всей поэтики К. Бальмонта, то можно сказать, что оно передает «победный восторг восхождения к незакатному сиянию бытия». Не случайно в качестве эпиграфа к уроку я взяла строки из другого стихотворения К. Бальмонта. (Обратите внимание на эпиграф и название урока).

Таким образом, стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени...» - еще одно свидетельство (вспомните начало нашего разговора) напряженного духовного бытия Поэта, свидетельство его глубинного отношения к миру.

5. Итоги и выводы.

- Какой прием помог нам сегодня увидеть скрытый символический подтекст стихотворения?

Это графический прием.

Вы имеете право сказать мне: зачем же мы испортили какими-то значками одно из самых прекрасных стихотворений в русской поэзии? Да, это верно. Но без значков и схем мы не смогли бы увидеть то, о чем сегодня так интересно рассказывали. Утешением является сознание, что в книге поэта это стихотворение осталось неиспорченным, и там оно по-прежнему приносит читателю радость и счастье. А знания о строении стиха, как оно было задумано поэтом, может быть, для некоторых читателей сделает эту радость более полной.

- Итак, произошло ли для вас открытие на нашем открытом уроке? Что пережито и осмыслено в его пределах? Что испытали вы: «познавательное дивование» или «спасительное недовольство собой»?

Домашнее задание.

Завершить итог своих наблюдений над стихотворением творческой работой. В чем смысл духовных устремлений лирического героя? Форму творческой работы каждый выбирает по своему желанию.



1