uzluga.ru
добавить свой файл
Урок биологии 8 класс Учитель биологии Боброва Г.В.

(Технология критического мышления)

Тема «Иммунитет»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.

Цель урока:

Образовательная:

-Сформировать понятие иммунитет;

-Познакомить учащихся с видами иммунитета;

-С защитными свойствами организма

Воспитательные:

  • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

  • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

  • осуществлять всестороннее развитие личности.

Тип урока: комбинированный

- обобщение и систематизация знаний;

- изучение нового материала.

Методы обучения:

- частично-поисковый;

- репродуктивный.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

1.Инструктаж учителя по выполнению работы

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

Коды ответов:

Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.

Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

Норма оценок:

7 правильных ответов - «5»;

5-6 - «4»;

3-4 - «3»;

менее 3 - незачет.

3.Проверка результатов биологического диктанта

4.Релаксационная пауза

Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)

II.Изучение нового материала

.I Стадия. Вызов

Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования

чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно

видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке

в Византийской

империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в

Европе погибла четверть

населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло

еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно

от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных

рубцов встречалось

редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.

Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов

Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось

без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.

В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,

что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

- Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

+ Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)



Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.



2.Запись темы урока «Иммунитет»

2.1.Индивидуальная работа

«Перепутанные логические цепочки» (слайд)

Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»


1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.


2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)

3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)

Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

  1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137

  2. Работа с логическими цепочками

Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)



Работа с логическими цепочками

  1. Индивидуальная работа

Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»



  1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

  2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

  3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

  4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.






2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте - приходят к единому мнению)

3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.


(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

4.Чтение текста.


5. Работа с логическими цепочками

6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)


7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.

5.Закрепление. Работа с учебником»

Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

6.Беседа

Какие виды иммунитета существуют?

(в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

Иммунитет

Естественный Искусственный

Врожденный приобретенный активный пассивный

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:


Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет


Что такое вакцина?


Что такое сыворотка?

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,

(записывают в тетрадь)


7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы

«Двухчастный дневник»

Что узнали на уроке

Мне не понятно (требует повторения)

8.Беседа по таблице

III. Итог урока:

IVОценка знаний

VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».

- Спасибо всем за работу на уроке. И в
заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете карточку


если нет -


если, да и нет -

Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия



Приложение №1

ВАРИАНТ №1

I. Какие утверждения верны?

1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа

б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови - это:

а) особый тип соединительной ткани;

б) межклеточное вещество.

3. Эритроциты- это:

а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.

4. Лейкоциты - это:

а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) мелкие ядерные бесцветные клетки непостоянной формы.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

проникновению в организм болезнетворных организмов,

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами
крови. микробов и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,

закрывающий рану.


ВАРИАНТ №2 Приложение №1

I. Какие утверждения верны?

1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

в крови, но много лимфоцитов;

в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

в крови, по меньше лимфоцитов;

2. Кровь – это:

а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

4.Тромбоциты – это:


а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном . мозге;

б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

проникновению в организм болезнетворных организмов.

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов

крови. и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,

закрывающий рану.