uzluga.ru
добавить свой файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красносельская средняя общеобразовательная школа

Красносельского района Костромской области


Творческий проект

Святыни села Красное-на-Волге


храм.jpg


Выполнила:

Смирнова Светлана Юрьевна,

учитель музыки,

предмета «Истоки»

МХК и ОРКСЭ

2012г


Старики говорят, будто на этом месте в древности была кровавая битва с иноземным войском, много народу полегло, поэтому и село названо Красным. Да нет, возражают другие: красное оттого, что здесь испокон веку делали красивые вещи. Ведь  Красное-на-Волге  представляет собой старинный центр ювелирного искусства.

Впервые в архивных документах Красное упоминается с 1569 года, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов. Потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода Мурзы-Чета, выехавшего в XIV веке из Орды на службу к Московскому великому князю и основавшему в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза-Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником Вельяминовых, Годуновых, Черновых. Когда Костромской уезд в 1567 году был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова. С тех пор Красное стало дворцовым селом и управлялось из приказа Большого дворца.

В 1762 году указом Сената Екатерина II приказала: "Бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейбгвардии Конного полка за порутчиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами".

В начале XIX века Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С. Пушкина. Как видно из истории, Красное на протяжении нескольких столетий являлось одной из вотчин великих русских самодержцев. Еще во времена Бориса Годунова 410 лет назад в центре села на самом высоком месте вознесся в небо шатровый храм во имя Богоявления Господня. Подобных шатровых церквей, сохранившихся до наших дней, у нас в России единицы. Много лет после установления советской власти храм пребывал в запустении. В начале шестидесятых над ним нависла серьезная угроза, решался вопрос об его уничтожении. Но в отличие от сотен других русских церквей, судьба была благосклонна к главной святыне села Красного. В 1962 году церковь Богоявления была восстановлена в том виде, который она получила к концу XVII века. Реставрация открыла образ храма, занимающего в ряду древнерусских шатровых церквей свое обособленное место. В 1990 году храм Богоявления возвращен православной церкви, в 1993 году открылся для богослужений.

Выбор и обоснование проекта


Я преподаю в Красносельской средней школе предметы эстетического цикла: музыку, МХК, истоки, ОРКСЭ. Я уверена, что именно на этих уроках необходимо не только давать ребёнку знания, нужно сделать так, чтобы эти знания были наполнены для ученика ценностным смыслом, стали его личным приобретением.

Духовно-нравственное образование немыслимо без патриотического воспитания. Данное направление в работе представляет для меня как для учителя музыки особый интерес. Не секрет, что сегодня чувство патриотизма подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает своей неопределённостью будущее. Происходит потеря общественного идеала.

В таких непростых условиях именно обращение к наследию своей малой родины может вызвать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, формирует нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека. Одной из своих задач я вижу воспитание у детей чувства патриотизма, долга, готовности встать на защиту своего Отечества.

В основу проекта легло изучение истории Храма Богоявления (16 век), а также истории создания в селе иконописной школы под руководством иконописца Александра Михайловича Кошелькова. Это первая в России народная иконописная школа.

В процессе работы над проектом я задумала создание 3 видеофильмов:



Цели и задачи проекта

Цель проекта:

  • Воспитание подлинного чувства любви к своему Отечеству, его истории, истории малой родины, возвращение православных корней национальной культуры.


Задачи проекта:

  • Изучение истории Храма Богоявления - главной святыни Красносельской земли при создании видеороликов «Храм Богоявления» и «Белый Храм»

  • Изучение истории создания иконописной школы в селе Красное-на-Волге, традиций иконописи.


Ожидаемые результаты


  • Образовательные результаты заключаются в более подробном знакомстве учеников с историей своего края;

  • Данный проект способствует сохранить традиции, связь времён и поколений, учит добру и нравственности, ведь развитие духовного начала как никогда стоит острой проблемой в наши дни.



Этапы реализации проекта:

    1. Мотивационный этап включает в себя работу по подбору материала для изучения.




    1. Деятельный этап




  • Проведение социологического опроса на тему: «Знаете ли вы историю Красносельской земли» среди учащихся школы;

Данные социологического исследования



  1. 64% опрошенных хотели бы остаться жить в Красном, когда вырастут

  2. 87% опрошенных хотели бы больше знать о своём селе

  3. 48% опрошенных знают историю храма Богоявления


По итогам опроса я сделала вывод, что учащиеся нашей школы интересуются историей своей малой родины и нуждаются в дополнительном просвещении. Так родилась идея создания видеофильмов.



  • Проведение цикла бесед об истории Красного для учащихся школы, экскурсия в храм Богоявления.

sdc10001.jpg

захваченный кадр 4.bmp



  • посещение занятия иконописной школы.

захваченный кадр 6.bmp

  • Создание авторской песни «Храм Богоявления»;

Храм Богоявления

Музыка и слова: Смирнова С.Ю., учитель Красносельской средней школыscan-110128-0001.jpg

  1. Я родился в селе с добрым именем Красное,

Здесь мой дом, моя мама и здесь мой родник.

Из окна вижу Храм даже в утро ненастное,

Звон с его колокольни мне в самое сердце проник.


Припев: Шатровый белый Храм вознёсся над рекой,

Как страж веков хранит и бережёт покой.

Богоявленским был когда-то наречён…

Здесь моя родина, и здесь я был крещён.


  1. С этим Храмом в селе нашем связано многое,

Были горести, но купола смотрят ввысь.

Каждый к вере идёт лишь своею дорогою,

У меня с этим Храмом вся связана жизнь.


  1. Перезвон колокольный как прежде доносится,

Православною верой сильна наша Русь.

И душа просыпается, мается, просится…

Отче наш, помоги, тихо я помолюсь.


  • Создание авторской песни «Белый Храм»

Белый Храм

Музыка и слова: С. Смирнова

Аранжировка: С. Аверинscan-110128-0002.jpg

  1. Как два мастера Данила да Иван

На Руси решили ставить белый Храм.

С давних пор Россия Храмами сильна,

Наших предков то священная земля.

  1. Как два мастера Иван да Никодим

Говорили: Русь святую сохраним!

И гуляли, веселились до пьяна,

А работали да с ночи до утра.

  1. Как два мастера Василий да Егор

Храм воздвигли, Храм был выше всяких гор:

Белы своды, золотые купола,

Льются звоном и дрожат колокола.

  1. А пришли беда и горе на Руси,

Ты помилуй меня Господи, прости,

И ломали церкви, кары не боясь,

И стонала Русь, да втоптанная в грязь!

  1. Но стоит священный Храм белей чем мел,

И от горя только камень поседел…

Верой, правдою земля освещена,

Сила русская да Господу видна!

  • Творческая работа над созданием видеофильмов «Храм Богоявления», «Белый Храм» и «Икона»


Кадры из фильмов


«Икона» «Белый Храм»


захваченный кадр 8.bmp захваченный кадр 10.bmp


«Храм Богоявления»


захваченный кадр 9.bmp


III. Аналитический этап включает в себя анализ материала, выполнение и оформление работы подготовка к защите проекта на конкурсах.


Ресурсы

Кадровые:

    • внутренние – руководитель проекта, учитель музыки, предмета «Истоки» и ОРКСЭ Смирнова С.Ю., школьники, настоятель Храма богоявления Григорий Ковальский, директор иконописной школы А.М.Кошельков.

    • Информационные:

  • книги и диски по искусству, истории (из библиотек);

  • ресурсы Интернет;



Жизнеспособность проекта

Данный проект развивает творческий потенциал учителя и учащихся, активно способствует духовно-нравственному развитию личности, повышает самооценку, выводит на качественно новый социальный уровень, ребята становятся победителями областного конкурса «Вифлеемская звезда» и районного конкурса-фестиваля творчества юных.


На конкурсе с песней «Храм Богоявления»


протокол олимпиады.jpg


вифлеемская газета


захваченный кадр 7.bmp


hwscan00002.bmp