uzluga.ru
добавить свой файл
Программа элективного курса для учащихся 9 класса

«Мир литературных открытий. Жизнь и смерть пророка»

(По творчеству Ф.М.Достоевского)

Автор Домашенко Лариса Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОКУ «Партизанская СОШ»

с. Троицкое Республики Калмыкия

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Жизнь и смерть пророка», посвященная жизненному пути Ф.М.Достоевского, ориентирована на изучение в течение 35 часов учащимися 9 класса.

Программа составлена на основании Приказа МО РК от 19.01.2004 года № 29 с целью реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Программой предусматривается систематическое проведение занятий 1 академический час 1 раз в неделю.

Материал, изучаемый в данном курсе, выходит за рамки школьной программы и расширяет знания учащихся о творчестве писателя.

Программа содержит интересный, познавательный материал практической направленности и рассчитана на выработку у учащихся умения вдумчивого чтения и умения анализировать прочитанное и подготавливает учащихся к восприятию творчества писателя в 10 классе.

Материал, изучаемый в рамках данной программы, ранее использовался во время уроков как дополнительный и вызвал интерес у учащихся, способствуя формированию эстетического вкуса. Именно это и послужило основой для принятия решения по составлению отдельной программы.

В соответствии с программой часы, отведенные для изучения курса, делятся на знакомство с биографией писателя, изучение некоторых произведений, не включенных в школьную программу по литературе, и практические занятия (защита рефератов, написание творческих работ).

Цели и задачи программы

Целью программы является повышение интереса учащихся к русской литературе и развитие творческих способностей, культурного уровня учащихся; обучение культуре чтения и нравственное воспитание учащихся.

Задачи программы

Образовательные:

- познакомить учащихся с биографией Ф.М.Достоевского, решение которой поможет глубже понять особенности его творчества;

- знакомство учащихся с художественными приемами, используемыми писателем;

- знакомство учащихся с критической литературой по творчеству писателя;

- знакомство учащихся с христианскими традициями в русской литературе;

- обзор исторической ситуации в современной Достоевскому России;

- изучение роли творчества писателя в современной кинематографии, театре.

Развивающие:

- обучение правильному и рациональному пользованию словарями, справочниками и другой специальной литературой;

- развитие умение писать сочинения различных жанров;

- совершенствование монологической речи учащихся;

- обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

- формирование умения аналитического чтения;

- формирование умения интерпретировать прочитанное

- воспитание в учащихся устойчивого интереса к чтению.

Тематическое планирование

Программа рассчитана на 35 часов и включает в себя теоретические и практические занятия.

  1. Вводное занятие.

  2. «Истоки». Детство: образы и впечатления; инженерное училище: «монах Фотий».

  3. «Самая восхитительная минута». Становление литературного таланта и признание гения.

  4. Повесть «Бедные люди»: традиции Пушкина и новаторство автора.

  5. ПР Письмо литературному критику.

  6. «Искушение»: Белинский и Петрашевский. «Воскресение из мертвых».

  7. «В несчастии яснеет истина». Каторга и ссылка.

8-9. ПР Подготовка и защита реферата на литературную тему.

10-11. «Меня спасла каторга…» Символ веры: смена убеждений. «Полное прощение вины моей…» Достоевский в России и Европе.

12. «И путник усталый на Бога роптал…» Обретение «пристани»: отношения с А.Г.Сниткиной.

13-14. «Красотой мир спасется». Пятикнижие Достоевского.

15. ПР Интерпретация рассказа «Крокодил».

16. «Великий грешник, ставший пророком». Последние годы жизни Достоевского.

17. «Напоследок…» Постскриптум: недосказанное.

18. «Отчего страдает дитё?..» Детская тема в творчестве Достоевского. «Неточка Незванова».

19. ПР Дебаты литературных критиков.

20. Достоевский в кино и театре.

21-23. Кинозал. Просмотр фильмов «Достоевский» и «Преступление и наказание».

24. ПР Рецензия на фильм «Преступление и наказание».

25. «Три любви Достоевского»

26. ПР Литературная зарисовка «Портрет писателя»

27-29. Подготовка литературной выставки.

30. ПР Эссе «С Христом или с истиной…»

31-33. ПР Подготовка и проведение устных журналов, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского, для учащихся разных классов.

34-35.ПР Итоговая читательская конференция «Мой Достоевский»


Ожидаемые педагогические результаты

- Расширение кругозора учащихся в области литературы

- Умение анализировать прочитанное и интерпретировать его

- Навыки написания сочинений различных жанров

Умения учащихся можно оценивать по творческим работам.

Методика преподавания

На занятиях необходимо установить межпредметные связи с русским языком и историей, МХК и ОПК, кино.

Виды занятий

Теоретические:

- беседа

- рассказ учителя

- работа со специальной литературой

Практические:

- написание сочинений различных жанров

- защита рефератов

- конференция

- выставка

Список литературы, использованной при подготовке к занятиям

  1. Белов С. Жена писателя. М.,1986

  2. Белов С. Достоевский. М., 1990

  3. Гроссман Л.П. Достоевский. ЖЗЛ. М., 1962

  4. Достоевская А.Г. воспоминания. М., «Художественная литература» 1971

  5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах

  6. Селезнев Ю.И. Достоевский. ЖЗЛ. М., «Молодая гвардия» 1985