uzluga.ru
добавить свой файл
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»,

Санкт-Петербургский филиал


Факультет социологии


Программа дисциплины «Социологическая теория»


для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

1 курс, модули 1-4


Авторы программы:

Чернова Ж.В., к.с.н., доц. zhchernova@hse.spb.ru

Сафонова М.С., к.с.н., ст. преподаватель, safonovam@yandex.ru

Шпаковская Л.Л., к.с.н., доц., lara@eu.spb.ru

Пронин А.С. , ст. преподаватель, socpron@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры социологии прот. № «_30_»___августа ___ 2011 г


Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. _ ___________


Согласована УМО «___»____________ 201_ г

Председатель _______________


Утверждена ученым Советом факультета социологии

Прот. № / «__»_____201__ г.

секретарь __________________


Санкт-Петербург, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Пояснительная записка

Программа курса «Социологическая теория: Введение в социологию и история социологии» рассчитана на студентов первого курса отделения социологии. Исходный уровень знаний: студенты должны иметь общую гуманитарную подготовку на уровне 11 летней программы средней общеобразовательной школы, студенты должны знать основные понятия обществоведения, основные моменты мировой истории и характеристики исторических эпох в разных странах. Желательны элементарные навыки конспектирования, самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении, умение самостоятельно работать с учебной литературой.

Блок «Введение в социологию» является первым тематически модулем курса «Введение в социологию и история социологии». Основной целью данного блока лекционных и семинарских занятий является знакомство студентов-первокурсников с базовыми социологическими понятиями, подходами и методами. Дополнительными целями является представление социологии как области гуманитарного знания в такой форме, в которая была бы простой и увлекательной для начинающих социологов. Курс построен таким образом, чтобы познакомить студентов с оригинальными социологическими работами (а не учебниками), а также предоставить им возможность самостоятельно поработать с различными социологическими методами и источниками. Программа составлена в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством образования РФ. Блок рассчитан на 6 лекций и 6 семинарских занятий и идет в 1 модуле.

Блок «История социологии» является вторым тематическим модулем данного курса. Цель лекций и семинаров в рамках этого блока - рассмотреть в духе исторической социологии знания историю социологических исследований, их связь с политикой и идеологиями своего времени, дать институциональный анализ науки и университетских систем разных стран, в которых проходит развитие социологии. Для анализа развития социологии и деятельности социологов применяются разные социологические теории и подходы, в том числе и в первую очередь, те, которые разработаны самими объектами историко-социологического анализа. Блок рассчитан на 29 лекций и 30 семинарских занятия и идет со 2 по 4 модуль.


Учебные задачи дисциплины:

В результате изучения данного курса студент должен:


  • содействовать развитию представления о месте социологии в системе социальных и гуманитарных наук, о специфике работы социолога во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом;

  • определять понятия общей социологии, иметь представление об основных принципах социологии;

  • ознакомить студентов с основными этапами развития социологии, крупнейшими социологами и их направлениями;

  • знать некоторые теоретические подходы к изучению общества и его подсистем;

  • уметь анализировать явления в жизни людей с социологической точки зрения;

  • уметь анализировать социальные проблемы современного общества.



Практические занятия предполагают анализ подобранных преподавателем текстов по темам курса, обсуждение тем в формате групповых дискуссий, а также презентация результатов домашней работы в малых группах на основании заданий преподавателя. Самостоятельная работа по курсу предполагает изучение рекомендованной литературы, чтение текстов к семинарам, выполнение практических заданий, итоговой контрольной работы и усвоение знаний по темам курса.

Курс Введение в социологию и история социологии предполагает следующие формы контроля:

Текущий — работа на семинарских занятиях, оценки за домашние работы, а также оценки за контрольные работы.

Промежуточный — письменный зачет. Оценка за зачет формируется следующим образом: 50% накопительной оценки за блок «Введение в социологию» + 50% накопительной оценки за блок за блок «История социологии». В случае, если накопительная по одному из блоков отрицательна, написание зачета является обязательным. Оценка за зачетную работу является блокирующей, т.е., в случае отрицательной оценки за нее, накопительные оценки за оба блока не учитываются.

Итоговый — экзамен в виде письменного ответа на открытые вопросы.


Оценка за блок «Введение в социологию» формируется следующим образом:

(А) Изучение обязательной литературы к каждому занятию – 20% финальной оценки. Оценивается на основании результатов тестов. Будет проведено 6 тестов, каждый из них оценивается по 5-балльной шкале (+ и – дают 0.33 балла). Сумма набранных баллов (от 0 до 32) делится на 15, округляется и суммируется с остальными составляющими финальной оценки. Набравшим более 30 баллов (за счет оценок 5+) добавляется при округлении 1 балл к финальной оценке.

(Б) Выполнение домашних заданий – 30%. – финальной оценки. К каждому занятию дается домашнее задание (индивидуальное или групповое). Результат должен быть сдан на следующем занятии в письменной форме (в каждом случае – 1-2 страницы текста). Оценки за каждое задание выставляются по аналогичному принципу – от 1 до 32 баллов, делятся на 10, набравшим более 30 баллов – дополнительный балл к финальной оценке.

(В) Работа на семинарах – 20%. За работу на семинарах раздаются фишки, в последний день число накопленных фишек делится на 3 и прибавляется к финальной оценке.

(Г) Финальный тест – до 30%. Тест состоит из вопросов по всей относящейся к курсу литературе и оценивается по 10-балльной шкале. Каждый балл прибавляет 0.3 к финальной оценке. Участие в финальном тесте не обязательно для всех, кто уже накопил положительную оценку. Накопившим в течение семестра более 10 баллов полагается специальный приз.


Оценка за блок «История социологии» формируется следующим образом:

(А) Изучение обязательной литературы к каждому занятию – 40% финальной оценки. Оценивается на основании результатов проверочных работ; каждая из проверочных работ дает возможность получить максимум 4 балла. Из набранных баллов высчитывается среднее арифметическое, округляется и суммируется с остальными составляющими финальной оценки.

(Б) Работа на семинарах – 40%. Каждый студент по итогам семинара должен оценить работу других групп и составить рейтинг (куда не включает собственную группу). Члены группы, которая займет по итогам блока первое место, получат два дополнительных балла. Баллы зрительских симпатий могут быть получены только в случае отсутствия пропусков (без уважительной причины) семинаров. Группа может получить за семинар максимум 4 балла. Из набранных баллов высчитывается среднее арифметическое, округляется и суммируется с остальными составляющими финальной оценки. Кроме того, за работу на семинарах раздаются фишки, число накопленных фишек делится на 3, округляется и прибавляется к финальной оценке.

(Г) Финальный тест – 20%. Тест состоит из вопросов по всей относящейся к курсу литературе и оценивается по 10-балльной шкале. Каждый балл прибавляет 0.2 к финальной оценке. Накопившим в течение семестра более 10 баллов полагается специальный приз.


Правила округления баллов: если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу; если первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя из сохраняемых цифр остаётся неизменной.


Примерные темы для письменного экзамена:

Опишите жизненный путь и развитие научных взглядов Роберта Мертона;

Опишите особенности, основные этапы и достижения социологии в Чикагском; университете

Опишите жизненный путь, основные направления исследования и вклад Питирима Сорокина в мировую социологию.


Политика в отношении пропусков. Уважительной причиной для пропуска семинара является только болезнь. Факт болезни должен быть подтвержден соответствующим документом из медицинского учреждения. По окончании блока делается запрос в деканат на предмет фамилий студентов, пропускавших занятия по причине болезни, и дат пропусков. По документу, предоставленному из деканата, осуществляется допуск к переписыванию проверочных работ, пропущенных по причине болезни. Промежуточные тесты и проверочные работы могут быть дописаны в течение 2 часов после окончания финального теста.


Содержание блока «Введение в социологию»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Базовый учебник:

Гидденс Э. Социология. М.., 2005.


Дополнительная:

Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.

Монсон П. Лодка на аллеях парка. М., 1998.

Общая социология. Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 2000.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. Любое издание.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекции


Тема 1. Предметная область социологии. Теория вероятностей и массовые опросы

Исторический контекст формирования социологии. Основные идеи. Что такое общество, зачем и как его изучать? Позитивистская традиция. Опросы общественного мнения, статистический анализ.


Литература: Ноэль-Нойман, Элизабет. 1978 (1971). Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М: Прогресс. Читать Введение и Главы 2 («Анкета») и 3 («Репрезентативные выборки») – С. 23-48 и 76-192). Текст доступен в Интернет - http://www.i-u.ru/biblio/archive/massovie/.

Докторов, Борис. 2000. ‘Дж. Гэллап – наш современник: К 100-летию со дня рождения.’ Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, №2: 2-18. http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1257324236203949file.pdf

Тема 2. Социология стратификации и неравенства

Социальная структура. Уровни социальной структуры: макро и микро. Составные части понятия социальной структуры: статус, роль, институт. Понятия социального неравенства и социальной стратификации. Типы стратификацционных систем. Социальная мобильность. Классовые различия в современном обществе: манера жить, рассуждать об искусстве, одеваться, питаться, получать оценки в школе.


Литература:

Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация / Отв. ред. С.А.Бе-лановский. М., 1992. С. 160-177.

Волков В., Хархордин О. Бурдье: фотографирование и суждение вкуса // Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского Ун-та в СПб, 2008. С. 145-160.


Тема 3. Социология повседневности: агенты, роли, смыслы, ситуации

Общество под микроскопом. Драматургическая социология. Исполнители, ситуации, пространства, обстановка и правила повседневного взаимодействия. Управление впечатлениями. Как и зачем исследовать повседневное взаимодействие.


Литература:

Гофман И. «Представление себя другим в повседневной жизни».

Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию: Пер. с нем. СПб.: Алетейя. 2000.


Тема 4. Личность, культура, социализация

Культура и личность. Становление личности. Жизненные циклы социализации. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Переход к социальной зрелости (принцип взросления, социализация взрослой личности). Опыты эмпирического изучения (В.Шубнин, Д.Константиновский, М.Титма, В.Ядов).

Литература:

Штомпка П. Глава 17. Социализация и социальный контроль // Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2008. С. 407-435.
Смелзер Н. Глава 4. Социализация // Социология. М., 1988. С. 94-129.

Гидденс Э. Глава 3. Социализация и жизненный цикл // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 68-94.

Тема 5. Гендерное устройство общества
Гендер: биология vs. общество. Гендерные роли и социализация. Гендерное неравенство и социальные институты. Гендерное измерение публичной сферы. Гендерное измерение частной сферы: семья и родительства. Гендерные репрезентации в СМИ.


Литература:
Гидденс Э. Глава 6. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 152-195.
Киммел М. Гендерезированное рабочее место // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН.2006. С. 274-314.
Киммел М. Гендерезированная семья // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 181-241.
Смелзер Н. Глава 11. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М., 1988. С. 328-360.


Тема 6. Социальные изменения и глобализация

Смысл и структура социальных изменений. Микро- и макроуровни. Теория модернизации. Источники социальных измерений. Социальный конфликт. Технологический прогресс. Идеи. Распространение культуры. Народонаселение. Модели социальных изменений. Время в социологии. Факторы социальных трансформаций. М.Вебер и концепция протестантской этики. Пределы индустриального роста. Модели постиндустриальных обществ. Глобализация и ее варианты. Возможности и опасности глобализации. Опыты социальной прогностики (Римский клуб, Д.Медоуз, И. Бестужев-Лада).


Литература:

Штомпка П. Глава 26. Глобализация // Социология. Анализ современного общества: Пер. С польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2008. С. 602-620.

Гидденс Э. Глава 16. Глобализация социальной жизни // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 483-515.


Семинарские занятия


Семинар 1. Объект и предмет социологии. Технологии массовых опросов: (1) Составить вопросник (для групп по 4-5 человек) и опросить по нему 1 респондента каждому по территоральной выборке (исключается опрос знакомых); (2) Сценарий семинарского занятия. Студенты делятся на три группы, каждая из них получает задание к текстам.
Группа 1. Прочитайте выделенные страницы (11-14, 16, 22-23) из книги З. Баумана «Мыслить социологически»
В чем, согласно Бауману, состоит предмет социологии и чем он отличается от других смежных наук?
В чем состоит социологическое мышление?
Выслушайте выступления других групп по текстам Бергера и Миллса и найдите сходства и отличия в позициях трех авторов.
Группа 2.
Прочитайте разделы 1,2 из главы «Что нам обещает социология» в книге Миллса «Социологическое воображение»
Что такое, согласно Миллсу, социологическое воображение?
Чем отличаются, по его мнению личные трудности от общественных проблем?
Как Миллс определяет «социальную проблему»?
Какие основные вопросы, по мнению Миллса, стоят перед социологией?
Выслушайте выступления других групп по текстам Бергера и Баумана и найдите сходства и отличия в позициях трех авторов.
Группа 3.
Прочитайте фрагмент из книги Бергера «Приглашение в социологию» (с. 36-42)
Что означает выражение автора «видеть сквозь фасад» и какими примерами он его поясняет? Приведите свой пример.
Чем отличается социологическая проблема от проблемы социальной? Приведите пример
Выслушайте выступления других групп по текстам Миллса и Баумана и найдите сходства и отличия в позициях трех авторов.



Литература:
Бауман З. Введение. Зачем нужна социология? // Мыслить социологически. М., 1996. С.7-25.
Бергер П. Социология как форма знания // Приглашение в социологию. М., 1996. С.31-55.
Миллс Ч. Что нам обещает социология // Социологическое воображение. М., 1998. С. 11-33.


Семинар 2: Социальная структура и классовые различия

Задание к семинару:

Подобрать/сделать фотографии людей, жилья, автомобилей, которые или владельцев которых можно отнести к одному социальному классу. Объяснить, почему эти люди/владельцы вещей могут быть отнесены к одному классу. Выделить другие признаки этого класса: образование, доход, профессия, хобби, предпочтения в музыке, одежде, еде и т.п.

Литература:

Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация / Отв. ред. С.А.Бе-лановский. М., 1992. С. 160-177.

Волков В., Хархордин О. Бурдье: фотографирование и суждение вкуса // Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского Ун-та в СПб, 2008. С. 145-160.


Семинар 3: Как управлять впечатлениями?

Литература:

Гофман «Представление себя другим в повседневной жизни».

Задание к семинару:

«Дневник Бриджит Джонс». Глава: 1 января, воскресенье http://www.modernlib.ru/books/filding_helen/dnevnik_bridzhit_dzhons/read/

Опишите сцену знакомства Марка Дарси и Бриджит Джонс, разложив ее на основные компоненты: место, действующие лица, обстановка: книги, одежда, как развивалось взаимодействие, какие роли исполнялись, была ли ролевая дистанция, удалось ли участникам произвести нужное впечатление?

Приведите примеры ситуаций, в которых нам нужно производить впечатление, а в каких не нужно. Как в выделенных ситуациях люди достигают нужного впечатления о себе?


Семинар 4: Культура, личность, социализация

Задание к семинару: (1) выбрать и проанализировать с точки зрения ролевых, гендерных моделей, социальных навыков и качеств, которые можно обнаружить в детских играх, книгах (сказки, учебники, детская литература, мультфильмы и т. п.), работа в малых грауппах; (2) обсуждение текстов к семинару.

Литература:

Штомпка П. Глава 17. Социализация и социальный контроль // Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2008. С. 407-435.
Смелзер Н . Глава 4. Социализация // Социология. М., 1988. С. 94-129.

Гидденс Э. Глава 3. Социализация и жизненный цикл // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 68-94.


Семинар 5. Гендерное устройство общества

Задание к семинару: Посмотреть фильм «Северная страна» (реж. Н. Каро, США, 2005) и обсудить его в малых группах на семинаре; (2) обсуждение текстов к семинару

Литература:
Гидденс Э. Глава 6. Гендер и сексуальность // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 152-195.
Киммел М. Гендерезированное рабочее место // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН.2006. С. 274-314.
Киммел М. Гендерезированная семья // Гендерное общество / Пер. с англ. М.: РОССПЭН. 2006. С. 181-241.
Смелзер Н. Глава 11. Сексуальные роли и неравенство // Социология. М., 1988. С. 328-360.


Семинар 6. Социальные изменения и глобализация

Задание к семинару: (1) Работа в малых группах: сфотографировать признаки глобализациии представить на семинаре фотографии; (2) обсуждение текстов к семинару.

Литература:

Штомпка П. Глава 26. Глобализация // Социология. Анализ современного общества: Пер. С польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2008. С. 602-620.

Гидденс Э. Глава 16. Глобализация социальной жизни // Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 483-515.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

НАПРАВЛЕНИЕ - 040200.62. социология.

Тема




Лекции

Семинары

Сам. раб

Всего

Предметная область социологии. Теория вероятностей и массовые опросы




4

4

 

4

 

4


4


4



4

4

 

4

 

4


4


4



10

10

 

10

 

10


10


10


18

Социология стратификации и неравенства

18

Социология повседневности: агенты, роли, смыслы, ситуации

18

Личность, культура, социализация

18

Гендерное устройство общества

18

Социальные изменения и глобализация

18

Итого 12

24

24

60

108