uzluga.ru
добавить свой файл

Конференция РАППА. Гелио-Парк Кантри, Москва, 3.09 – 8.09.04 


ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПАРКОВЫХ АТТРАКЦИОНАХ



Проф. Одинцов Л.Г., д.т.н.

Главный специалист МЧС России

Как всякое техническое средство парковый аттракцион имеет определенный уровень надежности, а операторы и посетители могут допускать ошибки и нарушения правил эксплуатации («человеческий фактор»).

Аттракционы можно разделить на два основных типа:

  1. Имеющие собственную логическую завершенность;

  2. «Примыкающие» к определенным видам спорта, но находящиеся вне поля действия соответствующих спортивных секций, федераций, обществ и ассоциаций, или являющихся, как бы, предварительным этапом к последующим занятиям в спортивных секциях и федерациях.

Предупреждение и эффективную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций можно достигнуть путем выполнения следующих требований:

  • организационные требования;

  • требования к техническому оснащению (снаряжение, оборудование, экипировка и т.д.);

  • требования к состоянию здоровья и к уровню подготовленности участников (мед. показания, физическая, психологическая, техническая подготовка и др.);

  • требования к страхованию жизни и технических средств;

  • требования по спасению участников, попавших в аварию;

  • требования по обеспечению реабилитационных мероприятий (доставка потерпевшего в медицинское учреждение, организацация похорон, оказание помощи семье погибшего и т.д.);

  • требования к выполнению профилактических мероприятий.

Выполнение пятой группы требований (спасение участников) обеспечивается всей созданной в Российской Федерации Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектный. Каждый уровень включает: координирующие органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Функционирование РСЧС в части ликвидации последствий ЧС рассмотрим на примере проведения спасательных работ при обрушении аквапарка «Трансвааль» и при отказах и «зависании» горнолыжных подъемников.

Практика Проверки Технического Состояния Аттракционов:

типовая техническая документация

Безопасность оборудования и конструкций в парках развлечений и на выставках


Джанни Кьяри

Исполнительный секретарь Европейская ассоциация поставщиков

индустрии развлечений (EAASI), Италия

В течение этого года во всех странах Европейского союза будет опубликован и принят в качестве технического стандарта безопасности в области индустрии развлечений новый Европейский Стандарт, одобренный в апреле 2004 г.

Данный стандарт представляет собой объемный документ (200 стр.), содержащий все необходимые требования безопасности, которые должны соблюдаться в процессе проектирования, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и контроля аттракционов и объектов развлечений.

В презентации дается краткий обзор основных разделов этого стандарта, связанных с технической и эксплуатационной (включая проведение регламентных и ремонтных работ) документацией.

Глава 5. Общие требования к анализу проекта

  1. Проектная документация

      1. Общие положения

      2. Описание проекта, включая эксплуатацию

      3. Проектные и технологические чертежи

Глава 6. Требования к проектированию и изготовлению аттракционов и конструкций

  1. Снижение риска при использовании общепринятых мер безопасности на стадии проектирования

      1. Общие положения

      2. Анализ рисков

Данный параграф включает раздел «Оценка риска», что является ключевой точкой всех стратегий безопасности

6.3.3. Поставляемое оборудование

6.3.3.1. Руководства и инструкции

6.3.3.1.1. Общие положения

6.3.3.1.2. Инструкции по проведению монтажно-демонтажных работ

6.3.3.1.3. Инструкции по эксплуатации

6.3.3.1.4. Инструкции по техническому обслуживанию

6.3.3.1.5. Специальная информация

Эта информация включает в себя:

  • советы и рекомендации по выбору запасных частей, в обязательном порядке соответствующих техническим спецификациям оригинальных деталей;

  • специальные рекомендации для подготовки механизмов и устройств, включая методы и процедуры испытаний и осмотра;

  • детализация операций эксплуатации, технического обслуживания или ремонта, которые могут проводиться пользователем или другим квалифицированным персоналом, а также других необходимых операций.

6.3.3.1.6. Чертежи и схемы

6.4. Начальная апробация, испытания и приемка – Рекомендуемая методика

6.4.1. Общие положения

6.4.2. Начальная апробация развлекательного оборудования

6.5. Меры предосторожности до этапа поставки и эксплуатации

6.5.1. Технический паспорт

6.5.1.1 Общие положения

Технический паспорт для соответствующего развлекательного объекта должен четко идентифицировать сам объект и содержать сводный обзор всех технических и эксплуатационных данных, предысторию объекта, регистрационные протоколы всех ремонтов, модификаций, осмотров, инспекций, испытаний и проверок и подробные отчеты об их результатах, включая соответствующие выборки из проектной документации, обеспечивающие информацию, необходимую для идентификации и контрольно-проверочного осмотра независимыми инспекционными органами. Технический паспорт должен на каждой площадке, предназначенной для установки и монтажа аттракционов и подобных развлекательных объектов, и быть доступным при проведении технического обслуживания, испытаний, контрольных осмотров и проверок. Отчеты обо всех проведенных контрольно-проверочных осмотрах должны заноситься в паспорт в виде отдельных позиций.

6.5.1.2. Содержание

6.5.2. Официальный регистрационный журнал

6.5.2.1. Общие положения

Официальный регистрационный журнал должен заводиться для каждого аттракциона или подобного же развлекательного объекта. Этот документ должен включать всю проектную документацию, содержащую подробную информацию о конструктивном решении проекта, методах расчета, методах сооружения, а также инструкции и информацию, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и использующиеся при проведении контрольно-проверочных осмотров независимыми инспекционными органами. Официальный регистрационный журнал должен существовать и представляться в случаях, определенных соответствующими национальными предписаниями, в виде сшитого тома зарегистрированной технической документации. В него также должны вноситься все результаты начальной апробации и контрольно-проверочных осмотров.

6.5.2.2. Содержание

6.5.3 1. Идентификационная маркировка


ГЛАВА 7. Работа и эксплуатация аттракционов и сооружений

7.1. Введение

7.2. Набор стандартной документации

В состав набора обязательных документов, которые должны быть подготовлены для каждого технического аттракциона, входят:

  1. Руководство по эксплуатации (см. п. 6.3.3.1);

  2. Технический паспорт (см. п. 6.5.1 и Приложение F);

  3. Официальный регистрационный журнал (см. п. 6.5.2).

Документы, перечисленные в п.п. “а” и “б” должны бытии в наличии на каждом техническом аттракционе.

7.3. Требования к персоналу

7.4. Обязанности инспектора

7.4.1. Общие положения

Инспектор должен:

  • контролировать и обеспечивать наличие требуемой документации при покупке или продаже технических аттракционов. При этом инспектор должен следовать инструкциям, изложенным в п. 7.4.2.

  • проводить отбор и обучение операторов и обслуживающего персонала;

  • обеспечивать безопасность монтажно-демонтажных работ (см. п.7.4.4);

  • обеспечивать безопасность эксплуатации (см. п.п. 7.4.6 и 7.4.7) в полном соответствии с законами, предписаниями и инструкциями, определяемыми местными и общенациональными административными органами;

  • обеспечивать безопасность при проведении сервисных, эксплуатационных и ремонтно-восстановительных работ (см. п.7.4.9);

  • следить за тем, чтобы к эксплуатации допускались только те установки, которые имеют действительные разрешения на эксплуатацию и которые прошли контроль и проверку со стороны соответственно квалифицированных и сертифицированных органов инспекционного контроля (см. п. 6.4 и Приложение Н);

  • обеспечивать наличие, поддерживать и вести необходимую техническую документацию – Руководство по эксплуатации и Технический паспорт, а также подготавливать и представлять необходимые отчеты (см. п. 6.5.1 и Приложение F);

  • подготовка набора инструкций для систем контроля и оповещения, включая задачу размещения используемых оповещающих сигналов в соответствующих местах.

Инспектор аттракциона может делегировать часть своих полномочий и обязанностей, но все равно остается ответственным перед законом.

7.4.2. Покупка и продажа

7.4.3. Отбор и обучение персонала

7.4.4. Проведение монтажных и демонтажных работ

7.4.5. Сбережение оборудования

7.4.6. Опытная эксплуатация и испытания

7.4.7. Эксплуатация

7.4.8. Специфические обязанности при контроле эксплуатации

7.4.9. Техническое обслуживание, ремонт и модификация

7.5. Обязанности оператора аттракциона

7.6. Обязанности дежурного смотрителя

7.7. Проведение независимого осмотра и испытаний

7.7.2. Установочный осмотр и испытания

7.7.3 Осмотр и испытания после ремонта и модификации

7.7.4. Отчеты

7.7.5 Периодичность проведения осмотров

7.8. Пожарная безопасность

7.8.1. Общие положения

7.8.2. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

7.8.3. Меры, принимаемые в случае пожара

Приложение С (нормативное). Формуляры контрольно-проверочного осмотра

C.1. Формуляры всестороннего контрольно-проверочного осмотра

C.2. Формуляры начального/первичного контрольно-проверочного осмотра

Приложение F (информативное). Технический паспорт аттракциона





Практика Проверки Технического Состояния Аттракционов:

Типовая техническая документация


Никулин В.А.

Директор по стандартизации и качеству

ООО «Конструкторское бюро «Мир»

Современный механизированный аттракцион является сложным техническим устройством, которое может стать источником значительной опасности при наличии технической неисправности, неправильной эксплуатации или несоблюдении посетителями предписанных правил. Надежная, безопасная работа аттракциона гарантируется только при соблюдении всех требований эксплуатационной документации.

  1. Проверка технического состояния является составной частью технического обслуживания аттракциона.

Виды технических проверок:

    • Ежедневная

    • Еженедельная

    • Ежегодная

    • Внеочередная

Каждый вид технической проверки подробно описывается в соответствующем руководстве по техническому обслуживанию, указываются требования к техническому состоянию деталей и узлов аттракциона, объем проверок и методы их выполнения.

  1. Типовая эксплуатационная документация на аттракцион состоит из следующих документов:

  • Паспорт

  • Руководство по эксплуатации

  • Руководство по техническому обслуживанию (отдельно по ежедневному, еженедельному и ежегодному)

  • Схемы электрические

  • Инструкция оператору

  • Инструкция механику

  • Журнал администратора

  • Журнал учета технического обслуживания и ремонта

  1. Требования к квалификации персонала, проводящего технические проверки. Персонал, проводящий технические проверки аттракционов должен пройти соответствующее обучение у изготовителя аттракционов и получить квалификационный документ, подтверждающий проверку его знаний в этой области. Персонал, привлекаемый для проведения неразрушающего контроля при проверке технического состояния должен иметь квалификацию, подтвержденную соответствующими эксперт-центрами.