uzluga.ru
добавить свой файл
Текст №1 Занятие от 20.02.2012

(1) …Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. (2) Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

(3) Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. (4) Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. (5) Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

(6) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

(7) Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (8) Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

(9) А вечером блеснёт, наконец, озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.

(10) Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, - ночь, полная звёзд. (11) На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

(12) Всю ночь костёр то разгорается, то гаснет. (13) И слышно, как где-то очень далеко -- кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

(16) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. (17) Небо на востоке зеленеет. (18) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. (19) Это лучшее время суток. (20) Ещё всё спит. (21) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(22) Котелок сердится и бормочет на огне. (23) Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. (24) С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. (25) Туман начинает клубиться над водой. (26) Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного белого дня. (К. Г. Паустовский)

А1. Какое высказывание противоречит авторской позиции?

1) Нужно любить свою родную землю. 2) Природа красива в любое время суток.

3) Человек относится к природе потребительски, использует в своих интересах и ничего не даёт взамен. 4) Надо уметь видеть и ценить красоту родной природы.

А2. Определите тип речи текста. 1) рассуждение и описание 2) повествование и рассуждение 3) повествование и описание 4) описание

А3. В каком предложении есть контекстуальные антонимы?

1) 3 2) 12 3) 21 4) 22

В1. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Из предложения 6 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

В3. Какая связь между предложениями второго абзаца?

В4. Укажите номер предложения, в котором деепричастие перешло в наречие.

В5. Укажите номер простого безличного предложения.

В6. Укажите номер предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

В7. Найдите сложное предложение, где перед союзом запятая не ставится.

В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка, и запишите их в такой последовательности в бланк ответов

Текст К. Паустовского отличается богатством разнообразных художественных средств выразительности. Можно отметить ______ («как чёрное, косо поставленное зеркало», «как комья белого пуха»), ______ , _____ («закат пылает», «заря тлеет», «голубым хрусталём загорается Венера»). С их помощью создаётся поэтический образ русской природы, способный пробудить в человеке что-то необычное, прекрасное, заставить почувствовать свою связь с нею, ощутить себя частичкой земного бытия. Использование ________, синонимов, лексических повторов придаёт тексту яркость, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) гипербола 3) фразеологизм 4) метафора 5) эпитет

6) олицетворение 7) вопросно-ответная форма изложения 8) риторический вопрос 9) восклицательные предложения 10) градация


С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишется аккуратно, разборчивым почерком.


Текст №3

(1) Это произошло в северной части Атлантического океана. (2) При переходе из одного района промысла в другой наш рыболовный траулер попал в жестокий шторм. (3) Трудно рассказать, что такое настоящий шторм, длящийся неделю подряд, неделю не дающий людям передохнуть. (4) Такое надо пережить, чтобы запомнить навсегда.

(5) Неделю мы не ели горячей пищи, потому что взбесившийся океан вышвыривал кастрюли из гнёзд электрической печи на камбузе; неделю не могли спать, потому что рисковали каждую минуту грохнуться с койки на палубу каюты; неделю с тревогой прислушивались к вою ветра, грохоту и плеску волн и думали об одном: только не вышел бы из строя двигатель. (6) Сейчас нас спасало лишь то, что мы держались «носом на волну» – так легче устоять. (7) Да, только бы выдержала машина! (8) Остановись она, и судно тотчас перестанет слушаться руля. (9) Тогда – катастрофа. (10) Траулер развернётся боком к волне, и тысячетонные водяные холмы рухнут на палубу судна, снесут с него, как мусор, шлюпки, разобьют надстройки, сорвут трубу. (11) Вода потоком хлынет в машинное отделение – и …

(12) Двигатель выдержал. (13) На восьмые сутки ветер, израсходовав силы, начал стихать: он уже не выл, а лишь тоскливо поскуливал в вантах. (14) Наверное, досадовал, что не смог с нами ничего поделать. (15) Волны пошли на убыль, становились всё более пологими и уже не швыряли траулер, не валили его с борта на борт, а просто плавно раскачивали. (16) Да вот и чёрные, лохматые тучи разорвались вдруг в разных местах, как старая прогнившая ткань, и сквозь эти прорехи хлынули к поверхности океана теплые лучи солнца. (17) Осунувшиеся, заросшие щетиной, мы выбрались на палубу из душных, тесных помещений и с жадностью вдохнули свежий, чуть солоноватый воздух. (18) Радостно было на душе, наверное, у каждого из нас: мы не поддались шторму. Выстояли! ( Ю. Иванов)

А1. Почему была радость на душе у героев рассказа?

1) Не попали в шторм. 2) Шторм быстро закончился. 3) У них была мощная техника, способная защитить от шторма.

4) Они выстояли, не поддались шторму

А2. Определите тип речи текста.

1) рассуждение 2) повествование 3) описание 4) описание и повествование

А3. Слова траулер, камбуз, каюта, палуба:

1) общеупотребительные 2) диалектные 3) устаревшие 4) профессиональные

В1. Определите способ связи слов в словосочетании ХЛЫНУЛИ К ПОВЕРХНОСТИ (предложение 16).

В2. Найдите в тексте и выпишите сложные слова.

В3. Из первого абзаца выпишите подчинительные союзы.

В4. Напишите номера бессоюзных сложных предложений.

В5. Напишите номера предложений с вводными словами.

В6. Напишите номера простых предложений с однородными членами в последнем абзаце.

В7. Напишите номер предложения второго абзаца, части которого связаны параллельным способом.


В8. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка и в такой последовательности запишите их в бланк ответов.

Чтобы сделать текст выразительным, образным, передать чувства людей, попавших в шторм, точную картину происходящего, Ю Иванов использует синтаксический параллелизм, _______, ________, _______, _______ «взбесившийся океан», «лохматые тучи» создают яркий образ океана во время шторма. _________ помогают передать настроение героев рассказа.

Список терминов:

1) эпитет 6) антитеза

2) метафора 7) градация

3) сравнение 8) риторический повтор

4) гипербола 9) риторическое обращение

5) олицетворение 10) восклицательные предложения


Текст №3

Ответы на задания уровня А

задания

Ответ

А1

4

А2

2

А3

4

Ответы к заданиям уровня В

В1

управление

В2

рыболовный, тысячетонные

В3

что, чтобы

В4

13, 18

В5

14, 18

В6

15, 17

В7

5

В8

2, 3, 5, 1, 10

Информация о тексте (С1)


Основные проблемы


1) человек и стихия;

2) проблема выживания в сложных ситуациях



Позиция автора


1) в любых ситуациях нужно не сдаваться, идти до конца;

2) совместными усилиями можно противостоять беде;

3) человек, переживший трудное испытание, всегда поймёт и поможет









Текст №1

Ответы на задание уровня А

задания

Ответ

А1

3

А2

3

А3

2


Ответы на задания уровня В

В1

всю ночь

В2

тяжело, старинной

В3

параллельная

В4

13

В5

7

В6

5.11

В7

5

В8

1,5,4,6 или1,6,4,5


Информация о тексте (С1)


Основные проблемы

1) человек и природа;

2) эстетическое воздействие природы на человека


Позиция автора

1) любовь к Мещёрской стороне;

2) нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы