uzluga.ru
добавить свой файл






Образец


заполнения речевой карты


на ребенка, имеющего нарушения речи


Составитель:

методист ППМС-центра «Истоки»

Мандражий Инна Юрьевна


РЕЧЕВАЯ КАРТА


Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________

Домашний адрес, телефон __________________________________________

Данные о родителях (Ф.И.О., возраст на момент рождения ребёнка)

мать ____________________________________________________________

отец ____________________________________________________________

Анамнестические данные

От какой беременности ____________________________________________

Характер протекания беременности __________________________________

Роды _________________________________________________________________

Перенесённые заболевания _________________________________________

Слух ____________________________________________________________

Зрение _________________________________________________________________

Раннее физическое развитие:

начал держать голову _____________________________________________

сидеть ______________________ ползать ____________________________

стоять ___________________________ ходить ________________________

Раннее речевое развитие:

гуление _________________________ лепет __________________________

первые слова _____________________________________________________

первая фраза _____________________________________________________

фразовая речь ____________________________________________________


Методические рекомендации по заполнению.

Характер протекания беременноститоксикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесённые заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.

Слух – норма (N), снижение слуха.

Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).

Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).


ППМС-центр «Истоки»

Особенности артикуляционного аппарата

Зубы _____________________________________________________________

Прикус ___________________________________________________________

Твёрдое нёбо ______________________________________________________

Мягкое нёбо _______________________________________________________

Губы _____________________________________________________________

Язык _____________________________________________________________


Методические рекомендации по заполнению.

Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.

Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.

Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.


ППМС-центр «Истоки»

Моторная сфера

Компоненты

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

1. Общая моторика










2. Ручная умелость










3. Ведущая рука











Методические рекомендации по заполнению.

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Рекомендуемые исследования:

- попрыгать на обеих ногах;

- прыгнуть в длину с места;

- потопать ногами и похлопать руками одновременно;

-бросить мяч от груди и поймать его.


Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).

Рекомендуемые исследования:

- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;

- поочередно сгибать и разгибать пальцы;

- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;

- изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).


Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша


Компоненты

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

1. Общая моторика










2. Ручная умелость










3. Ведущая рука











Методические рекомендации по заполнению.

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Рекомендуемые исследования:

- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;

- прыгнуть в длину с места;

- потопать ногами и похлопать руками одновременно;

-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;

- перепрыгнуть через игрушку

Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).

Рекомендуемые исследования:

- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;

- поочередно сгибать и разгибать пальцы;

- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;

ППМС-центр «Истоки»

- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;

- проба кулак – ребро –ладонь ведущей рукой.

Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша



Компоненты

6-7 лет

начало года

середина года

конец года

1. Общая моторика










2. Ручная умелость










3. Ведущая рука











Методические рекомендации по заполнению.

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Рекомендуемые исследования:

- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;

- прыгнуть в длину с места;

- потопать ногами и похлопать руками одновременно;

-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;

- перепрыгнуть через игрушку;

- подбросить и поймать мяч;

- влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё.

Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).

Рекомендуемые исследования:

- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;

- поочередно сгибать и разгибать пальцы;

- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;

- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;

- проба кулак – ребро –ладонь двумя руками по очереди, одновременно обеими..

Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша


ППМС-центр «Истоки»

Импрессивная речь

Работа со словами

4-5 лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных:

- Покажи где шар? Где шары?

- Где гриб? Где грибы?

- Где слоны? Где слон?










Единственное и множественное число глаголов (пары картинок):

- На столе лежит (что?) …. (ребёнок показывает или отвечает «тетрадь»);

- На столе лежат (что?) …. («тетради»);

- На окне стоят (что?) ….. («цветы»);

- На окне стоит (что?) …. («цветок»).










Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до):

- на стол ставят коробку с крышечкой, ребёнку дают кружочек из картона и предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку).










Род прилагательных:

- ребёнку предлагают три картинки лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу:

- О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»).










Уменьшительно-ласкательные существительные:

- Покажи, где дом, а где домик?

- Покажи, где стол, а где столик?

- Покажи где ложка, а где ложечка?










Глаголы с приставками:

- Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату?

- Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу?

- Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому?










Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций:

- Возьми мяч;

- Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку.










Понимание предложений:

- Ребёнку предлагают рассмотреть картинки и показать:

- Мальчик рисует цветок.

- Девочка сидит за столом.












ППМС-центр «Истоки»


Работа со словами

5-6 лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных.










Единственное и множественное число глаголов (пары картинок).










Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).










Род прилагательных.










Уменьшительно-ласкательные существительные.










Глаголы с приставками.










Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций.










Понимание предложений.













Работа со словами

6- 7лет

начало года

середина года

конец года

Единственное и множественное число существительных.










Единственное и множественное число глаголов (пары картинок).










Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).










Род прилагательных.










Уменьшительно-ласкательные существительные.










Глаголы с приставками.










Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций.










Понимание предложений.










Методические рекомендации по заполнению.


ОЦЕНКА (в баллах):

5 - понимает обращённую речь в полном объёме;

4 – хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;

3- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:

2 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;

1 – ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.


ППМС-центр «Истоки»

Сенсомоторный уровень речи

Общее звучание речи

Показатели

4 -7 лет

начало года

середина года

конец года

Разборчивость










Темп










Ритм










Дыхание










Голос











Методические рекомендации по заполнению.

Разборчивость:

5 баллов – разборчивость речи не нарушена;

4 балла – разборчивость речи несколько снижена;

3 балла - речь смазанная, невнятная;

2 балла - речь мало понятная окружающим;

1 балл – речь понятна только близким.

Темп:

5 – темп соответствует норме;

4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;

3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.

2 – тахилалия, брадилалия, заикание.

1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.

Ритм :

5 – ритм речи соответствует норме;

4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;

3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);

2 – проявления гиперкинезов;

1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.

Дыхание:

5 – дыхание свободное;

4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;

3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);

2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;

1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.

Голос:

5 – N

4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;

3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;

2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;

1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.


ППМС-центр «Истоки»

Артикуляционная моторика


Упражнения

4 -7 лет

начало года

середина года

конец года

«Улыбка»










«Хоботок»










«Лопатка»










«Иголка»










«Улыбка - хоботок»










«Качели»










«Маятник»










«Лошадка»










«Орешек»











Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед отмечает:

Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;

Тонус – N, повышен, понижен;

Подвижностьдостаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;

Переключаемость, точность движенийдостаточная, недостаточная;


ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;

4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;

3 – замедленное и напряжённое выполнение;

2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1 – невыполнение.


ППМС-центр «Истоки»

Звукопроизношение



Звук

5-7 лет

начало года

середина года

конец года

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

С





































С





































З





































З





































Ц





































Ч





































Щ





































Ш





































Ж





































Л





































Л





































Р





































Р





































1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи


В процессе обследования логопед отмечает:

- N; (5 баллов)

- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; (4 балла)

- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)

- фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)


ОЦЕНКА ( в баллах):

5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;

2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков;

1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.


ППМС-центр «Истоки»