uzluga.ru
добавить свой файл


Легализация документов: к постановке вопроса


Традиционно проблема легализации документов рассматривается с позиции международного права либо административного права.1 При этом под легализацией понимается правомерная деятельность управомоченных органов публичной власти, направленная на установление, свидетельствование, подтверждение подлинности имеющихся на документах печатей и подписей компетентных должностных лиц, и их соответствия требованиям закона страны их происхождения, а также качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ.

На наш взгляд, данное понимание легализации можно рассматривать в качестве легализации документов в узком смысле. При этом в качестве видов такой легализации документов следует рассматривать консульскую легализацию документов, проставление апостиля и признание легальности документов на основе международных договоров (режим отсутствия формальностей).

Однако легализацию документов можно понимать и в широком смысле как придание документам юридической силы, юридического значения (качества «легальности») посредством избрания необходимой формы и использования реквизитов, установленных законом, а в ряде случаев также посредством использования дополнительных способов (нотариальное удостоверение, государственная регистрация). То есть в этом случае речь идет об узаконении документа.

Оба указанных понимания объединяет то, что легализация документов представляет собой правомерную, юридически значимую, осуществляемую в определенной последовательности, в строго регламентированной форме деятельность управомоченных органов публичной власти. Таким образом, легализацию документов можно рассматривать в качестве юридической процедуры.

В науке большое внимание уделяется разработке понятия юридическая сила документа как важнейшее свойство официальных документов. Так, по мнению Кузнецовой Т.В. юридическая сила документа - это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.2

Для практики юридическая сила документов чрезвычайно важна, так как означает, что соответствующие документы имеют официальный характер и обязательны для исполнения (соблюдения) субъектами, которым он адресован, а также, что они могут служить подлинным доказательством заключенной в них информации. От наличия или отсутствия юридической силы зависит подлежит ли данный документ применению.

Однако при всей значимости проблематики юридической силы документа вопросам процедуры ее приобретения должного внимания не уделяется. Именно для характеристики этой процедуры и должно использоваться понятие «легализация документа» в широком смысле.

Таким образом, для приобретения документом юридической силы должны быть соблюдены три условия: 1) соответствие документа законодательству, его базирование на действующем законодательстве, что и придает ему качества обязательности для иных лиц и бесспорности; 2) издание документов только в пределах компетенции;3 3) соблюдение действующих в определенное время общегосударственных правил составления и оформления документов (наличие у документа автора, наименования (формы) документа, наличие даты документа,4 места издания (разработки, принятия), номера документа, подписи, печати и др.).

Документ, который приобрел юридическую силу, становится легальным документом. Легальный документ можно рассмотреть как признанный органами государственной власти и соответствующий требованиям закона либо международного договора материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования, а равно имеющий ценность для собственника.

Однако в ряде случаев для признания документа легальным не достаточно правильного выбора формы и наличия необходимых реквизитов, нужно его нотариальное удостоверение или государственная регистрация, которые, таким образом, можно рассмотреть как способы легализации документов.

В ряде случаев закон прямо требует нотариального удостоверения тех или иных документов, сделок, в других случаях указанное удостоверение оставляется на усмотрение участников гражданского оборота. В первом случае не соблюдение нотариальной формы лишает документ качества легальности, и он не порождает правовых последствий, за исключением связанных с его недействительностью.

Примерами указанных случаев могут служить нотариальное удостоверение завещаний (статья 57 Основ законодательства РФ о нотариате, статья 1125 ГК РФ), удостоверение в установленных случаях сделок и доверенностей (статьи 53 и 59 Основ законодательства РФ о нотариате).

Возникновение и прекращение имущественных прав на недвижимость закон связывает именно с моментом государственной регистрации. Акт регистрации прав на недвижимость - это особый юридический факт; его можно назвать актом легализующего характера, который выполняет также и учетно-контрольные функции.

Легализующий характер акта регистрации выражается в следующем. Лица, подающие документы на регистрацию, заранее совершают все от них зависящие действия для передачи (возникновения, прекращения) гражданского права. Но согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поэтому с юридической точки зрения право переходит (возникает, прекращается), только если государство с этим согласится, т.е. признает законность передачи (возникновения, прекращения) гражданского права. Иными словами, право на недвижимость переходит (возникает, прекращается) только в результате его легализации государством. Таким образом, ни один договор, предметом которого является недвижимое имущество, не приобретает качества легальности без государственной регистрации.

К таким особым юридическим фактам легализующего характера относится не только регистрация прав на недвижимость. То же можно сказать по поводу, например, регистрации юридического лица, регистрации эмиссии ценных бумаг, регистрации уставов муниципальных образований.

Итак, проблематика легализации документов относится к числу практически важных и малоисследованных вопросов. При этом данное исследование должно осуществляться на теоретико-правовом, а не отраслевом уровне.


Председатель Арбитражного суда

Тамбовской области,

Заведующий кафедрой теории государства

и права Тамбовского государственного

университета им. Г.Р. Державина,

кандидат юридических наук, доцент А.В. Кочетков

Помощник прокурора Октябрьского

района г. Тамбова

кандидат юридических наук А.Н. Ельцов

1 См. работы Г.В. Бабкиева, Н.А. Васильчиковой, Ю.А. Дмитриева, Н.Г. Зубкова, Ю.Д. Ильина, И.О. Исаченко, П.А. Кенсовского, А. Киц, К.А. Корсика, .Э. Лапина, А. Матусевича, Л.А. Моджаряна, Н.А. Ушакова, С.В. Черниченко, Е.А. Шелепиной.

2 Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления). М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - С. 10. См. также: ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.

3 Слово «компетенция» происходит от латинского competentia (ведение, способность, принадлежность к праву) и имеет два прочно вошедших в обиход значения: круг вопросов, в котором данное лицо или лица обладают определенными познаниями («ведают что-то»); круг полномочий (прав и обязанностей «ведать чем-то»).

4 Например, ничтожной является доверенность, выданная без указания даты ею совершения (ст. 186 ГК РФ). Не будет признан действительным протокол учредительного собрания, если на нем не стоит дата проведения собрания.