uzluga.ru
добавить свой файл
Пинхас Полонский

Куда подевалась еврейская избранность?

Концепция рава Кука о религиозном значении Государства Израиль

Введение: р.Кук - вне рамок еврейской философии 20-го века

§0. Постановка проблемы: в чем состоит еврейская избранность сегодня?

0.1. Два периода еврейской истории: от -14 в. до +2 в. - период Эрец Исраэль; от +3 в. до +19 в. - период Галута.

0.2. В какой из двух периодов - в Земле Израиля или в диаспоре - еврейский народ внес бoльший вклад в мировую культуру и цивилизацию?

0.2.а. Первоначальное сравнение

0.2.б. Примеры еврейского Библейского вклада в цивилизацию. История Адама

0.2.в. Вклад "быть проводником Божественного Света"

0.2.г. Мессианская идея

0.2.д. Идеал мира между народами

0.2.е. Собственно монотеистическое понятие "Бог" - личностная персонификация Высшей Силы

0.3. Определение понятия избранность как "светоч народов". Куда подевалась еврейская избранность в период Галута?

0.4. Постановка проблемы: В чем состоит еврейская избранность сегодня?

§1.Концепция Виленского Гаона о смерти и воскрешении еврейского народа

1.1. Формулировка Виленского Гаона

1.2. Общенациональное "воскрешение из мертвых"

1.3. Еврейская жизнь в Галуте как "загробное существование"

§2. Концепция рава Кука про "хохма" и "бина" в Галуте и в Земле Израиля

2.1. Объяснение самих понятий "хохма" и "бина"

2.2. Достижение уровней "хохма" и "бина" в Галуте и в Земле Израиля

2.3. Сравнение ТаНаХа и Талмуда как "хохма" и "бина"

2.4. Отсутствие изучения ТаНаХа в галутных иешивах последних столетий

§3. Связь между концепциями Виленского Гаона и рава Кука

3.1. "Наличие тела" требует выбора, а это дает возможность получить "хохма"

3.2. Суть человека - это его воля, а она продвигается ("взрослеет") в процессе принятия ответственных решений

3.3. Сфира "кетер" (воля) как высшая в системе сфирот. Соотношение рационалистов и мистиков: управляется ли мир "мудростью" или "волей"?

3.4. "Общенациональное тело" требует реализации "общенациональной воли", а без этого хохма не достижима

§4. Основная идея: концепция р. Кука "клаль" и "прат"

4.1. "Монотеизм" как главный еврейский вклад в цивилизацию. Сущность монотеизма

4.2. Индивидуальный ("прат") и общенациональный ("клаль") диалог с Богом

4.3. Передача человечеству (через христианство и ислам, исходящие из иудаизма) идеи индивидуального диалога

4.4. Наша избранность сегодня - в передаче человечеству следующей идеи, "общенационального диалога с Богом"

§5. Примеры развития нашего понимания мира на основе восприятия концепции "общенационального диалога"

5.1. Исторические религиозные праздники

5.2. "Декларация" при Принесении в Храм "первых плодов" нового урожая

5.3. Различие подходов иудаизма и христианства в вопросе сакрализации истории

5.4. Исторические книги ТаНаХа как "Божественное откровение"

5.5. Еврейская история как "священная история" человечества, также и сегодня

5.6. Имманентное и трансцендентное проявление Бога и осознание этого в иудаизме сегодня

§6. Использование концепции рава Кука для понимания современных проблем иудаизма и для планирование дальнейшего развития религии

6.А. Понимание Агады

6.1. "Четверо, вошедшие в Пардес", - история Элиши бен-Абуя - текст Агады

6.2. Проблемы понимания Агады

6.3. Объяснение Агады об Элише бен Абуе в рамках концепции р.Кука

6.4. Поворотная точка еврейской истории

6.Б. Современные проблемы иудаизма

6.5. "Вылетание за поворот" в нашем веке - религиозная неадекватность харедим

6.6. Общая проблема применения Галахи (сформировавшейся в века Галута, и поэтому "индивидуальной") к проблемам общенациональным

6.7. "Процесс развития Галахи" - не противоречит ли это тому, что вся Устная Тора была дана на Синае?

6.8. Изменение Галахи в результате развития истории: пример - счет Омера

6.9. Наше участие в формировании будущей Галахи

6.10. Историософская концепция охватом в 4 тысячи лет

6.11. Провал классической "галутной" концепции иудаизма уже в начале 20 века и невозможность "вернуться" к нему сегодня

6.12. Пост-христианский иудаизм



Введение: р.Кук - вне рамок еврейской философии 20-го века

Обсуждая, с религиозной точки зрения, место еврейского народа и государства Израиль в сегодняшнем мире, мы должны будем обратиться к концепциям рава Кука, который является, пожалуй, единственным еврейским мыслителем, сумевшим осмыслить сионизм в рамках религии. Сионизм поддерживали довольно многие раввины, но рав Кук был единственным, кто осознал его сущностное, кардинальное место в иудаизме.

Вообще, в 20 веке у еврейского народа было несколько выдающихся философов, - например рав Й.Д.Соловейчик, М.Бубер (он меньше принят еврейской философией, но вполне принят всемирной), Ф.Розенцвайг. Однако, по моему представлению, рав Кук соотносится с ними так же, как они соотносятся с простыми людьми. Й.Д.Соловейчик, Ф.Розенвайг или М.Бубер - это серьезная и вполне качественная философия внутри рамок 20 века, но рав Кук - на целый порядок выше, это запредельно для 20 века, нечто совершенно иное, абсолютный перелом во всем религиозном сознании. Обычно у каждого нормального философа мы можем встретить 2-3 центральные новые идеи, и суть его философии можно кратко изложить за одну лекцию; но с р.Куком ситуация иная: в его философском наследии мы находим много десятков совершенно революционных идей. Все нижеследующее изложение посвящено только одному аспекту философии рава Кука, а именно: религиозному смыслу сионизма и государства Израиль.


§0. Постановка проблемы: в чем состоит еврейская избранность сегодня?

0.1. Два периода еврейской истории: от -14 в. до +2 в. - период Эрец Исраэль; от +3 в. до +19 в. - период Галута.

В еврейской истории можно выделить два периода. Первый, составляющий 16 веков, это период с 14 века до н.э. и до 2 века н.э. Это (в целом) период жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль. Он включает: Исход из Египта и завоевание Земли Израиля (где-то примерно в 14 в. до н.э.), затем период Судей, далее в 10 в. до н.э. (все цифры здесь очень примерные, и мы приводим их только для общей ориентировки) - "объединенное царство, Саул, Давид и Соломон, построение Первого Храма, затем, после смерти Соломона, "разделенное царство" (Иудея и Израиль), в 6 в. до н.э. - Вавилонский плен, а затем возвращение из него, построение Второго Храма, в 1 в. н.э. - разрушение Второго Храма и, наконец, после поражения восстаний против Рима, после примерно 200 г. н.э., - центр еврейской жизни уходит из Эрец-Исраэль, и начинается период Изгнания. Таблица с сайта Маханаим

Следующие 16 веков - это период галута, (=изгнания, диаспоры). Сначала центр еврейской жизни перемещается из Эрец-Исраэль в Вавилон, где с 3 по 5-6 вв. создается Вавилонский Талмуд, и далее до 10 века длится период Гаонов. Затем центр еврейской жизни перемещается в Европу. С 11 до 15 века - период Ришоним, центром является Западная Европа, Сфарад (Испания) и Ашкеназ (Германия - Франция); далее - изгнание из Германии и Испании, перемещение еврейского центра в Турецкую империю и Восточную Европу и с 16 по 19 век - это период Ахроним. Мы пока остановимся на 19 веке, не будем рассматривать последний, 20 век, - это слишком близко от нас, и нет пока достаточной исторической перспективы; а кроме того, это время, когда уже действует сионизм и происходит переход к новому этапу, - центр еврейской жизни вновь возвращается в Эрец Исраэль.

0.2. В какой из двух периодов - в Земле Израиля или в диаспоре - еврейский народ внес бoльший вклад в мировую культуру и цивилизацию?

0.2.а. Первоначальное сравнение

Теперь поставим проблемму следующим образом: в какой из этих двух периодов - в период жизни в Земле Израиля или в период Диаспоры - еврейский народ внес бoльший вклад в мировую культуру и цивилизацию? Большинство людей почти не задумываясь ответит, что конечно в галуте, в диаспоре евреи вносят больший вклад в мировую культуру - и, соответственно, выберут второй период, период галута. Но как только мы спросим, в чем конкретно, заключался этот вклад с 3 по 19 вв., то начинается проблема. Можем ли мы назвать хотя бы десять великих еврейских имен второго периода, внесших кардинальный вклад в мировую цивилизацию? Ну допустим, мы назовем Маймонида и Спинозу, которые являются величинами в истории философии в мировом масштабе. С некоторым трудом (в смысле вклада в мировую цивилизацию) мы добавим к ним Каббалу, хасидизм, Мендельсона, Гейне и, допустим, даже Карла Маркса. Но на этом, оказывается, список закончен; и он оказался значительно короче, чем казалось вначале. Для "избранного народа" маловато. Мы могли бы, конечно, увеличить список за счет расширения рамок второго периода - если внести в него и 20-й век, у нас добавятся Фрейд, Эйнштейн и еще пара десятков лауреатов Нобелевской премии. Но тут возникает несколько проблем: во-первых, нам трудно оценить, насколько эти имена будут великими через пятьсот или тысячу лет. Когда мы говорим сегодня о великих людях 5 или 10 века, то мы понимаем, что это действительно великие фигуры, если они столь заметны даже через тысячелетие, - и не вполне ясно, достаточно ли значительными будут выглядеть через десять-пятнадцать веков нынешние лауреаты Нобелевской премии. И кроме того, несколько странно, чтобы вся наша претензия на вклад в период Галута основывалась на последних 100-150 годах. Что же мы делали полторы тысячи лет до этого, почему не внесли подобающего, значительного вклада в развитие цивилизации?... И это на фоне того, что в первый период наш вклад был действительно очень значительным, и из первого периода хоть он и удален от нас на две тысячи лет, - тем не менее любой культурный западный человек легко назовет сразу пару десятков великих имен: начиная с Моисея с Десятью Заповедями, Давида с Псалмами, царя Соломона с Экклезиастом, пророка Исайи и т.д. и т.п. Первый период - это эпоха, когда через еврейский народ миру была дана Библия, и этот вклад в мировую культуру действительно абсолютно беспрецедентен.

Библия - основа западной (а через е и мировой) культуры, основа ее миропонимания и ее концепции человека. Все западное понимание человека, Бога, понимание "человека как подобия Бога" (а это основа основ западной цивилизации), места человека в Космосе, его свободы и прав, морали и этических ценностей - всё базируется на Библии. Библия оказала на мировую культуру настолько кардинальное влияние, что его почти невозможно переоценить.

Рассмотрим несколько простейших примеров, показывающих, насколько кардинально повлияло еврейское Священное Писание на мировоззрение человечества.

0.2.б. Примеры еврейского Библейского вклада в цивилизацию. История Адама

Начнем с истории про Адама и Еву, истории, настолько привычной нам, что мы зачастую и не осознаем, сколь революционные (для древнего мира) идеи в ней содержатся. Суть этой истории в том, что все люди (и цари, и рабы, и культурные, и варвары), все без исключения - братья, все они созданы по образу и подобию Бога. (Талмуд подчеркивает: "Зачем Богом были созданы только одна пара людей, Адам и Ева? Чтобы нигде один человек не мог сказать другому, "мой предок был лучше твоего предка"". Для человека древности - во втором тысячелетии до н.э. - такой подход отнюдь не был очевидной идеей. Рассмотрим для сравнения китайский рассказ о происхождении людей. Он таков: "Бог лепил людей из земли и обжигал в огне. Те, кого недожег, получились белые; те, кого пережег, получились черные; а те, кто обожжен в самый раз, - это желтые китайцы". Что следует из такого взгляда на мир? Во-первых, что люди черные и белые - это не вполне полноценные люди, это бракованное человечество; а во-вторых, что китайцы - хоть и хорошего качества, но все они лишь поточное производство, а вовсе не братья. Понятно, что на такой базе не выросла бы современная цивилизация, основой которой является, в частности, уважение к свободе индивидуума, права человека (ибо он подобен Богу), демократия и т.д. И не случайно, что все эти понятия, столь важные для Запада, не являются органичными для цивилизации Востока. Таким образом, еврейская история про Адама и Еву - это совершенно революционная концепция, хотя сегодня она нам привычна и кажется настолько "обычной", что иначе и быть не может.

И это лишь один из аспектов того, насколько важен для западной культуры Библейский рассказ о Сотворении Мира. По сути, все самосознание западного человека, все его представление о человеке и Боге, о месте и значении человека во вселенной сформировано первыми главами книги "Бытие".

И это, конечно, только один из множества примеров. На всю этику Запада кардинальное влияние оказали Десять Заповедей, идея свободы, заключенная в "исходе рабов из Египта", идеи Давида, Соломона, Исайи, Иеремии и т.д. - список можно довольно долго продолжать.

0.2.в. Вклад "быть проводником Божественного Света"

(Здесь иногда некоторые ставят вопрос так: А разве все это есть вклад евреев? Ведь это все от Бога, а не мы сами это придумали!

Безусловно, это совершенно верно. Но, тем не менее, все это был именно еврейский вклад в цивилизацию. Ведь наша задача - быть проводником Божественного света. И в этом процессе "переноса Божественного Света" мы отнюдь не являемся стороной пассивной. Как, например, и пророк отнюдь не является пассивной стороной пророчества; ведь иначе откуда бы вообще мы взяли, что быть пророком - это величие? Пророк велик потому, что он смог достичь того, чтобы через него Божественное Слово шло к людям, его задача - реализовать в своей жизни и передать людям ощущение Божественного света. Вообще, Бог что-то дает всем, вопрос только в том, кто может взять и передать другим. Это ярко подчеркивает Мидраш, когда он говорит, что Бог на горе Синай предлагал Тору всем народам; и кто же соглашается? - только евреи. В этом и заключается наша избранность, миссия - быть проводником этого света. (Да вообще, может быть, что и все творчество, всех видов, в том и состоит, чтобы уловить свет и передать другим...) И потому все эти великие идеи Торы, при том, что они даны "от Бога", вполне могут быть включены в "творчество еврейского народа" и его вклад).

0.2.г. Мессианская идея

Еще один пример кардинальной идеи, которая сегодня настолько очевидна для нас, что мы забыли, - исходно она является чисто еврейской, причем, исходно весьма необычной для человечества. Спросим себя: какая цитата из пророка Исайи была хорошо известна каждому советскому человеку? Конечно, это "Перекуют мечи на орала" (Советская власть только "забывала" подписать, что это цитата из пророка Исайи). Что означает эта фраза? Полностью она выглядит так: "перекуют мечи на орала (плуги), и копья на серпы, не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться воевать... И наполнится вся земля познанием Господа..." Стихи эти говорят о том, что должно будет произойти при приходе Мессии (собственно - это и есть мессианская идея; само определение понятия Мессии: Мессия - это тот, при ком кончатся войны, народы будут жить мирно, и люди займутся познанием Божественной истины). Такой подход был настоящей революцией для мира того времени. Отметим, что у всех народов древности было воспоминание о бывшем в далеком прошлом "золотом веке" (собственно, о пребывании Адама в раю). Но только евреи перенесли этот "золотой век" из прошлого в будущее, установив тем самым задачу, цель развития человечества, причем цель посюстороннюю, реально-историческую; если хотите, даже социальную. Поставив такую цель, мы полностью изменили восприятие человеком истории человечества - мир перестал быть циклическим (каким он был до этого в мироощущении, например, греков), ибо в нем был осознан вектор развития человеческого общества. Именно из этой "поставленной перед человечеством задачи", из разного ее переосмысления и переформулирования - вырастают затем и идеал христианства, и идеалы марксизма и гуманизма, и "капитализма", и вообще идея прогресса. Но осознание того, что перед человечеством как целым вообще стоит подобная "цель развития", - это свойственно только западному человеку. Для восточного человека (индуса, буддиста, конфуцианца, как в свое время и для древнего грека) нет и не может быть никакой цели и направления развития общества, для него есть только повторяющиеся циклы, никакого вектора направления быть не может в принципе.

Т.е. западная страсть к прогрессу - это в основе своей все "чисто еврейские штучки". А это - уже кардинальное влияние еврейства на человечество; влияние, которое невозможно переоценить. Ведь тем и отличается человек Запада от человека Востока, что у Запада есть жажда прогресса и ощущение направления развития всей цивилизации, а у Востока этого нет; и именно за счет этого Запад имеет технологическое и социальное преимущество перед Востоком (дополняющее преимущество моральное, выражающееся в западном уважении к индивидууму как к "образу Бога" - представление, которое на Востоке отсутствует).

Сегодня Запад совершенно "съедает" (вестернизирует) Восток, распространяя на него свои социальные модели и концепцию личности, не говоря уже о языке, технологии и массовой культуре. Запад вообще гораздо сильнее как цивилизация. В противостоянии Запада с Востоком западные базовые духовные ценности (в основе своей еврейские) проникают на Восток и постепенно укореняются там. И это происходит именно в нашем веке.

0.2.д. Идеал мира между народами

Говоря о том, что собственно сама западная "жажда прогресса" происходит из мессианской идеи иудаизма, и указывая при этом на первую, исходную формулировку этой идеи в словах пророка Исайи, - обратим также внимание и на провозглашенный в этих словах идеал мира, мира между независимо живущими различными народами ("не поднимет народ меча на народ..."). Сегодня этот идеал рассматривается как нечто очевидное: конечно же, человечество хочет мира; оно пишет эту самую цитату из Исайи на здании ООН и т.д. Неясно когда человечество этого достигнет, но даже уже провозглашение мира как идеала и жажда достичь его являются важным шагом вперед. А ведь провозгласить мир идеалом - это отнюдь не тривиально. Например, древние греки вовсе не считали, что надо хотеть мира. Они считали, что каждый сильный человек (и полис) воюет, пока может, и захватывает, сколько сможет; а мир - это временное перемирие, пока у обеих сторон нет сил воевать. У римлян также "матерью всех доблестей" является война, а вовсе не мир. Представление о том, что мир между независимо живущими народами является целью, - это весьма нетривиальная революция в сознании человечества, и она тоже есть следствие влияния иудаизма.

0.2.е. Собственно монотеистическое понятие "Бог" - личностная персонификация Высшей Силы

Еще один пример, несколько из другой области. Мой знакомый однажды был свидетелем того, как на конференции по межрелигиозному диалогу (где присутствовали как представители иудаизма, христианства и ислама, так и буддизма и восточных религий), один из представителей Востока сказал: "Вы здесь произносите фразу, в которой используется слово "Бог". Но вы, западные люди, должны понять, что в нашей культуре нет вообще такой концепции". Иными словами, у них нет такого понятия, которое соответствовало бы западному понятию "Бог". Когда мы пишем слово "Бог" с большой буквы, то мы, люди западной цивилизации, уже используем важнейшую концепцию культуры, влияющую на наше понимание человека. Независимо от того, считает ли западный человек, что он "верит в Бога, или что он "не верит в Бога" - само это понятие "Бога", укорененное в его языке и культуре, оказывает на него влияние, поскольку оно есть существенный элемент его мира. Но у восточного человека нет такой концепции и в принципе нет такого понятия.

И дело здесь в том, что между культурой монотеистической (иудаизм, а сегодня и весь Запад) и культурой политеистической (в древности - все человечество, а сегодня - "восточные религии") имеются кардинальные различия в понимании характера "высшей силы". Чем отличается высшая сила в представлении иудаизма (а вслед за ним и христианства и ислама) от высшей силы, например, буддизма или конфуцианства? В буддизме и конфуцианстве высшая сила - это "мировой закон", т.е. сила безличностная. Она над всем довлеет абсолютно, как закон тяготения, но к ней нельзя обратиться, с ней нельзя вступить в диалог и т.д.; то же самое относится к року древних греков, довлеющему над всем, но не вступающему ни с кем в диалог1. Т.е. в системе политеистической высшей силой является безличностный закон, всегда выполняющийся и ко всему безразличный, а в системе иудаизма (и, соответственно, христианства и ислама, и западного человека вообще) высшая сила - это личностный Бог, который создал человека по Своему образу и подобию, а поэтому Он хочет блага человеку и заботится о нем. Это Личность, с которым человек вступает в диалог, и это ведет к абсолютно иному пониманию мира. Это понятие - "Бог" - невозможно даже перевести на язык восточного человека (политеизма), это понятие просто не существует в их языке.

0.3. Определение понятия избранность как "светоч народов". Куда подевалась еврейская избранность в период Галута?

Все это лишь отдельные примеры из многочисленных свидетельств того, насколько вся современная западная цивилизация сформирована иудаизмом, насколько грандиозен вклад евреев - и именно в их первый период, период жизни народа в Земле Израиля! - в мировую культуру и цивилизацию, чего совершенно не скажешь о втором периоде, периоде изгнания. Вообще, столь существенное место, которое евреи занимают в самосознании западной цивилизации определяется только первым периодом нашей истории. Именно из-за него евреи воспринимаются как избранный народ, их история - как "священная история", а их Писание - как "Священное Писание". (Отметим только тот небольшой факт, что Библия - Священное Писание западной цивилизации - посвящено почти целиком описанию событий, случившихся с евреями, почти все действующие лица в нем евреи, а все проблемы - внутри-еврейские проблемы. Обсуждая внутриеврейские проблемы, Библия при этом стала важнейшей книгой для всего человечества). А за второй период евреи ничего подобного первому, по-настоящему кардинального, почему-то не создали.

Так вот, поскольку еврейский вклад в первый период гораздо значительнее, чем во второй, то возникает вопрос: куда же подевалась еврейская избранность во втором периоде?

Здесь нам потребуется сначала несколько уточнить само понятие "избранности". Это понятие выражается в ТаНаХе в разных формах, разными фразами, но самая известная, самая классическая и концентрированная среди них - это знаменитое "ор ле-гоим", "светоч народов мира". Это цитата из пророка Исайи: "Еврейский народ - народ Завета, светоч народов мира". Иными словами, избранность заключается в возможности передать Божественный свет человечеству. Избранность в каком-то смысле эквивалентна нашему влиянию на человечество, нашему вкладу в мировую цивилизацию, в мировую культуру.

И в первый период нашей истории мы эту избранность реализовывали "в полной мере". Относительно небольшой по численности народ внес такой гигантский вклад в цивилизацию.

Но что стало с нами во второй период, почему мы не создали ничего столь же великого? Не означает ли это конец еврейской избранности?

0.4. Постановка проблемы: В чем состоит еврейская избранность сегодня?

Вопрос этот не нов. Его из века в век задавали нам христиане. Они говорили так: "Смотрите, в начальный период своей истории еврейский народ действительно был избранным; но потом он не принял христианства, за что и был "снят со своего поста", и вся его избранность перешла к христианству". Такой подход был основой основ христианского мировоззрения, понятия "новый Израиль", означающего, что христианская церковь на посту "избранного народа" заменила иудаизм. И христиане повторяли это евреям: "Смотрите, как много всего вы создали в начальный период вашей истории, и как ни на что не способны сегодня! И все это потому, что вы не приняли христианство, и вся ваша избранность ушла".

Но евреи - народ упрямый, и они заявляли: "Нет, наша избранность продолжает быть с нами". Конечно, упрямство - вещь очень хорошая и важная, без упрямства народ не может выжить, но и одного только голого упрямства тоже не достаточно. И потому мы должны сами себе задать вопрос: в чем же действительно состоит наша избранность сегодня? Где у нас те козырные карты, которые мы можем положить человечеству на стол; где те новые идеи, которые мы можем предложить миру в качестве кардинальной революции человеческого сознания, в качестве следующего шага в развитии цивилизации? Если есть у нас такое про запас, то мы можем сказать: "Мы продолжаем быть избранным народом, и мы еще это покажем". Но или у нас ничего такого нет, если наш гигантский вклад весь в прошлом, а не в будущем, - то тогда наше место в музее, а не в жизни. Т.е. вопрос ставится так: сохранилась ли сегодня еврейская избранность (и через это - будущее еврейского народа, потому что будущее есть только у того, кому есть что предложить человечеству), а если сохранилась, то в предложении человечеству каких идей эта избранность состоит?

Это и есть постановка проблемы (и поэтому этот параграф имеет номер "0"), ее анализу и ответу на поставленный вопрос будет посвящено все дальнейшее обсуждение. План этого обсуждения будет таков: §1, §2 и §3 - предварительные идеи, необходимые нам, как кирпичи для построения затем всего здания; §4 - основная идея, §5 и §6 - примеры и дальнейшие выводы.