uzluga.ru
добавить свой файл



Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»


Открытый урок


Тема: «Сущность военного коммунизма»


Выполнила: преподаватель общественных

дисциплин Малыгина Л.В


Каменск

2011


Тема «Сущность военного коммунизма»

Конспект урока

Цель: Ознакомить студентов с политикой военного коммунизма.

Показать изменение в социальной жизни, возникновение новой идеологии, изменение сознания, психологии, быта и жизни людей.

Исследовать исторические документы, работать с текстом, делать выводы, выделять главное, уметь доказывать свою точку зрения.

Научить давать рецензию на ответы других студентов.

Задачи:

- Сформировать понимание политики военного коммунизма, ее сущности, реализации и результаты.

- Продолжить формировать навыки работы с документами, их анализ и получение необходимой информации, работа в группах.

- Способствовать формированию у студентов личностного отношения к происходящим событиям, чувства ответственности, коммутативной культуры.

Основные понятия:

«военно-коммунистический» эксперимент, продразверстка, тоталитаризм.


Структура урока


I этап: Организационный

Постановка цели и узловых вопросов:

Зачем, как, и результат. (Мотивация учебной деятельности)

II этап: Вводный контроль (проблемное задание)

III этап: Лабороторно-иследовательский (работа с документами в группах). (Обучающие, развивающие задачи)

IV этап: Сообщение групп о проделанной работе

V этап: Дискуссионный. Сообщения, ответы на поставленные вопросы. (Воспитательные и развивающие задачи)

Систематизация заданий.

VI этап: Завершающий.

Заключительный контроль.

Д/з творческий характер.

Формы и методы работы

  1. самостоятельная работа

  2. самопроверка заданий

  3. работа в группе, работа с документом

  4. фронтальный опрос

  5. работа с репликой, словом, рецензирование ответов

  6. работа в паре (обмен мнений)

  7. дискуссия

  8. метод исследования

  9. проблемные задания, дифференцированные задания


Рекомендуемая литература:

  1. Долуцкий И.И. Гражданская война в России 1917-1921гг. Ь,1992г.

  2. Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ в ч I М, 1996г

  3. История Отечества в документах 1917-1993гг. ч I М, 1994г

  4. История России IX-XX С-П,1997г

  5. Головатенко А. История России6 спорные проблемы. М, 1993г

  6. Справочные материалы по истории Отечества ХХ в. М, 1997г

Оборудование

Доска. Карта «Гражданская война в России 1918-22гг»,

репродукции к роману «Тихий Дон»

Кравченко А.И, Верейский О.Г, документальные материалы.


Ход урока:


I этап. Учитель предлагает студентам познакомится с основной проблемой урока- изучение «политики военного коммунизма». Объясняя форму работы учитель выделяет перед студентами узловые вопросы на которые необходимо будет ответить в конце урока:

1. Зачем нужна была политика военного коммунизма

2. Как она осуществлялась

3. Итоги и результаты политика военного коммунизма

На доске:


Военный коммунизм


Зачем? Как? Почему?

На этом этапе происходит осмысливание цели урока. На следующих этапах мы должны достичь этой цели.


II этап. Вводный контроль

Задание (письменно)

с/р. Причины перехода к политике военного коммунизма (7 мин) (обмен работой, самооценивание)

Учитель предлагает поменяться тетрадями и познакомиться с мнением друг друга. Активизация работы со стороны учителя.

- Кто не согласен с мнением товарища? диалог

- Какие причины политики военного коммунизма на ваш взгляд? с уч-ся

Выяснив объективные и субъективные причины политики большевиков переходим к лабораторно - исследовательскому этапу.


III этап. Изучение документов.

Студенты заранее разбиваются на экспертные группы. Учитель предлагает к исследованию 4 документа.

I гр. – II программа РКП (б) принятая на VIII съезде партии. (извлечения)

II гр. – Декрет ВЦИК от 9.05.1918 г о предоставлении особых полномочий Народному Комиссару Продовольствия (извлечения).

III гр. – Письма крестьян М.А Спиридоновой 1918г (извлечения).

IV гр. – «Несвоевременные мысли» статья М.Горького 1918г.


В ходе изучения появляется проблема: «Военный коммунизм» – чрезвычайная, неизбежная политика или это продолжение всеобьединяющей политики большевиков?

IV этап. Выявляя и обнажая эту проблему перед студентами, учитель знакомит их с двумя определениями политики «военного коммунизма» существующие версии:

1.ВК – это система временных чрезвычайных мероприятий Учитель подводит или

в годы Гражданской войны учащиеся сами дают ответ

2.ВК- это проявление террора, вспышка диктатуры.

Каждая группа делает анализ по изученному документу и выслушивает сообщения других групп, высказывает свое мнение о поставленной проблеме.


V этап. Высказывая групповые мнения и результаты. В результате

работы группы студенты вовлекаются в дискуссию, спорят, исследования

ответить

объясняют свои мысли, аргументируют, опираясь на изученные, на цель:

документы.

В чем сущ. Воен.ком


В ходе дискуссии учитель подводит студентов к поставленным

в начале урока вопросам: зачем, как, почему, результаты на доске:-крест.

войны

Подведение итогов изучения. - эконом.

кризис

-отвергание

сов. власти

как

почему

результат

Ответы на вопросы: в виде таблицы


VI этап Завершающий. (с/р.) –к/с.

Предлагается ответить на следующие задания:

Базовый уровень:
1. Дайте определение понятию – военный коммунизм.

  1. В чем трагедия проводимой большевиками политики в годы гражданской войны, аргументируйте свой ответ.

Уровень выше базового:

  1. Военный коммунизм – это следствие гражданской войны или проявление диктатуры большевиков, аргументируйте свой ответ.

  2. Какую роль сыграла аграрная политика большевиков и ее значение. Обоснуйте свой ответ.

  3. Была ли альтернатива проводимой соц-экономической политики большевиков? Объясните причины такого хода событий.

Д/З 1) творческое

Предложи свою программу преобразования России на этапе 1917г.

2) подготовится к зачету


Оценивание ответов на уроке

  1. Оценивание по результатам участия студента в работе группе, активность в обсуждении

  2. Оценивание по к/с.

Критерии оценивания

I оценка

Отлично 1. Студент должен владеть информацией по данному вопросу, представлять суть события, свободно оперировать историческими понятиями.

2.Участвует в дискуссии, обсуждении, доказывает, анализирует, обобщает.


II оценка

За с/р. 1. Ответить полно, ясно на задание выше базового уровня.

отлично 2. Дать точное определение и определить причины события, следствия,

результаты

3. Показать широту своих знаний.


В ходе исследования ответить на вопросы



Зачем?


Как?


Почему?












Или самостоятельно составить логическую цепочку, схему (на выбор).





































К уроку:


Д/З Опережающее тематическое задание

  1. Прочитать в учебнике параграфы 26,29,30,31

  2. Выяснить определение: «Что такое военный коммунизм»

  3. На контроль: причины политики «военный коммунизм» (найти, определить)

На первом этапе урока.


Проблемные задания к уроку – зачету по теме:

Россия в годы Гражданской войны.


Семинарские занятие

Вопросы:

Базовый уровень:

  1. Охарактеризуйте Гражданскую войну, как историческое событие и историческую трагедию. Периодизацию Гр. Войны.

  2. Сущность военно-экономического эксперимента

  3. Основные мероприятия.

  4. Каковы уроки гражданской войны и последствия.

Выше базового:

  1. Дайте оценку Гражданской войне, как историческому событию. Предложите собственную периодизацию Гражданской войны, чем руководствовались в определении периодизации.

  2. Была ли политики военного коммунизма неизбежным процессом и почему? В чем проявился кризис политики военного коммунизма.

  3. В чем значение Гражданской войны. Кто, по-вашему, победил и проиграл в этой войне и почему.

Оценивание:

Критерии:

- аргументированность ответа.

- полное представление о происходящих событиях.

- способность доказать свою мысль.


Работа первой группы

II программа РКП(б)

Принята на VIII съезде (март 1919г_

(извлечения)


Буржуазная республика… неизбежно оставалась диктатурой буржуазии… В

противоположность этому пролетарская или советская демократия превратила массовые

организации пролетариев и беднейших крестьян… в настоящую и единственную основу всего государственного аппарата… Советская власть уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение властей, оторванность представительность учреждений от масс…

Неуклонно продолжать и довести до конца начатую… экспроприацию буржуазии, превратив средства производства в общение и собственность Советской Республики т.е в общенародную собственность всех трудящихся…

Одна из коренных задач – максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства…

Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… для выполнения общественных работ должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем до сих пор… неуклонно повышать замену торговли планомерно организуемым в общегосударственном масштабе распределением продуктов.


1

Работа второй группы

ХП. ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

О предоставлении Народному Комиссару

Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с

деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и

спекулирующей ими

Декрет ВЦИК

9 мая 1918 г.

Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеб к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам .

Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.

Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.

И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.

Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:

  1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и
    твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с
    хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого
    владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления постановленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в
    каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным Комиссариатом


2

  1. Продовольствия через местные продовольственные органы.

  2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с
    кулаками.

  3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку,- врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10-ти лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.

  4. В случая обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.



Работа третьей группы

Письма крестьян М. А. Спиридоновой 1918г.

(Извлечения)

Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России:

«Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети». (Реквизиционный отряд, руководимый большевиками из Совета.)

Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить...»

Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли — не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел 2/4—1/2 на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все сельское общество тебе земно кланяется». Из четвертого: «Вязали нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума...»

Из этого же письма: «Оставили нам много листков и брошюр. Мы их пожгли, все один обман и лесть».

Из пятого письма: «В комитеты бедноты приказали избирать из большевиков, а у нас все большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма. Мы их выгнали. То-то слез было, как они из уезда Красную Армию себе в подмогу звали. Кулаки-то откупились, а крестьянам спины все исполосовали и много увезено, в 4-х селах 2-3 человека убито, мужики там взяли большевиков в вилы, их за это постреляли».

Из 10-го письма: «Мы не прятали хлеб, мы, как приказали по декрету, себе оставили 9 пудов в год на человека. Прислали декрет оставить 7 пудов, два пуда отдать. Отдали. Пришли большевики с отрядами. Разорили вконец. Поднялись мы. Плохо в Южновском уезде, побиты артиллерией. Горят села, сравняли дома с землей. Мы все отдавали, хотели по-хорошему. Знали, город голодный. Себя не жалели. Левые социалисты-революционеры все ходили и учили — не прячьте, отдавайте.

Или... Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает резолюцию. Крестьянин просит слова. «Зачем?»— «Не согласен я».— «С чем не согласен?»- «А вот, говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся власть Советам, и резолюция твоя неправильная. Нельзя ее голосовать».— «Как... Да ведь это правительственной партии».— «Что ж, что правительственной». Председатель вынимает револьвер, убивает наповал крестьянина, и заседание продолжается. Голосование было единогласным.


Работа четвертой группы

Несвоевременные мысли 1918г.

М.Горький


Надо вспомнить, что революция не только ряд жестокостей и преступлений, но также ряд подвигов мужества, чести, самозабвения, бескорыстия. Вы не видите этого? Но, может быть, вы только потому не видите, что ослеплены ненавистью и враждой?

Большевики? Представьте себе — ведь это тоже люди, как все мы, они рождены женщинами, звериного в них не больше, чем в каждом из нас. Лучшие из них — превосходные люди, которыми со временем будет гордиться русская история, а ваши дети, внуки будут и восхищаться их энергией. Их действия подлежат жесточайшей критике, даже злому осмеянию, большевики награждены всем этим в степени, быть может, большей, чем они заслуживают. Их окружает атмосфера удушливой ненависти врагов, и, еще хуже, еще пагубнее для них - лицемерная, подленькая дружба тех людей, которые, пробиваясь ко власти лисой, пользуются ею, как волки, и — будем надеяться!— издохнут, как собаки. ... Я против них, но — я защищаю людей, искренность убеждений которых я знаю, личная честность которых мне известна точно так же, как известна искренность их желания добра народу. Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но предпочитаю быть справедливым.

О, да, они наделали много грубейших, мрачных ошибок,— Бог тоже ошибся, сделав нас всех глупее, чем следовало, природа тоже во многом ошиблась — с точки зрения наших желаний, противных ее целям или бесцельности ее. Но, если вам угодно, то и о большевиках можно сказать нечто доброе,— я скажу, что не зная, к каким результатам приведет нас, в конце концов, политическая деятельность их, психологически — большевики уже оказали русскому народу огромную услугу, сдвинув всю его массу с мертвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы.

Она не погибнет теперь, ибо народ — ожил и в нем зреют новые силы, для которых не страшны ни безумия политических новаторов, слишком фантазированных, ни жадность иностранных грабителей, слишком уверенных в своей непобедимости.


Самоанализ урока

  1. Сведения о группе.

Урок разработан для группы СПО, I курс. В 427 группе обучается 15 человек. Студенты имеют средние и выше среднего познавательные способности, преобладает развитие наглядно-действенного типа мышления; владеют мыслительными операциями – анализ, обобщения, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации. Урок насыщенный проблемными вопросами и заданиями соответствуют уровню обученности студентов.

  1. Сведения об уроке.

Тип урока – урок изучения нового материала. Формы работы: самостоятельная работа по заданиям, лабораторно - практическая работа с документами

Методы обучения: репродуктивный (передача информации), исследовательский (в изучении документов); проблемное изложение, словесные методы (диалог, беседа, дискуссия).

Учитель координирует работу группы, выстраивает проблемы и подводит к результату. Урок занимает важное место в изучении темы : «Россия в годы гражданской войны». Форма работы лабораторно – практическая выбрана потому, что изучение четырех типов документов позволяет приблизится к пониманию истории. Студенты изучают 4 позиции – партийная программа декрет ВЦИК (декларация), мнение М Горького о политике большевиков, мнения крестьян о проведении аграрной политики большевиков и на основе этих знаний и сведений у них создается собственная картина истории. Осуществляется связь с современностью. Итоги подводятся по результатам ответов студентов.

  1. Учитель использует прием работы – исследование документов, что позволяет систематизировать и контролировать условия заданий студентам, обобщать информацию. Самостоятельная работа студентов занимает главное место в уроке, как основная форма работы. Осуществляется дифференциация заданий, предлагается творческое задание: «Твоя экономическая программа. В течении урока учитель активизирует познавательный прогресс, ставит перед студентами новые проблемы и задания.

  2. Учитель поддерживает активность студентов не навязывает своей точки зрения, устанавливает равное общение, развевает дискуссию, но не становиться в центре дискуссии. В результате применения активных форм обучения формируется мировоззрение, развиваются чувства – эмоциональная сфера; пробуждается интерес к истории, формируются основные исторические знания. Таким образом, в ходе урока достигается цель, которая становится составной частью решения цели всей темы: «Россия в годы гражданской войны». Осуществляется логическое решение всех выносимых проблем периода 1918-1922гг.

  3. Домашнее задание (проблемное) составляется с учетом учебника, не ограничивается временем; носит опережающий характер (знать, представлять). В структуре урока выделяется системный подход.

I-II этап – репродуктивный уровень. (выдать материал, подготовленный дома)

III этап – репродуктивно-продуктивный уровень (работа с документом, исследование)

IV-V этап – продуктивно-репродуктивный, творческий, (дискуссия, д/з)