uzluga.ru
добавить свой файл
Конспект урока русского языка в 8 классе, разработан Волковой О.С.

МОБУ СОШ Д. Кужанак


ТЕМА. Обобщающие слова при однородных членах


ЦЕЛЬ. 1. На основе известного углубить знания по теме; повторить О. «Приставки ПРЕ-, ПРИ-«Окончания прилагательных и существительных», согласование в падеже, правописание НЕ и НИ; закреплять навык построения схем, повторить фонетику.

  1. Развивать логическое мышление, интерес к познавательной деятельности; развивать умение предотвращать ошибки в грамматике; умение работать с алгоритмом, строить план, обобщать изученное, находить нужное в тексте, пробуждать интерес к истории слова, развивать умение видеть и различать конструкцию предложения с обобщающим словом, развитие речи.

  2. Воспитание интереса к слову, пробуждать желание приобщиться к культуре и нравственным ценностям, интерес к поисковой работе. Закреплять стремление к красоте.


СЛОВАРЬ. Тире, точка, запятая, двоеточие, профессия, искусство,


ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер и проектор, доска, учебники, раздаточные карточки, текст (по Волынскому), этимологический словарь


Д.з. 1. Всем # 188

2. выбор а) упр. 276, б) составить предложения с обобщающими словами «Художественный музей Нестерова».

3. сочинение-эссе или рассуждение «Какого человека можно назвать красивым?»


ХОД УРОКА


  1. Активизация мыслительной деятельности

Точка - чем объединены эти слова?

Запятая - какое по логике лишнее?

Двоеточие - какова история этих слов?

Тире - где можно почерпнуть эту информацию?


СЛАЙД №1

  1. Выступления учащихся (этимологические справки, подготовленные детьми дома)



  1. Запись числа, объявление темы урока, определение задачи.

- знакома ли тема? Что знакомо?

- как будем изучать тему, с чего начнем?

- какая задача перед нами стоит?

Запись на доске плана урока: 1. Повторить

2.Углубить

  1. Сформировать умение пользоваться правилом



  1. Актуализация знаний, создание предпосылок мотивации

Разбор по составу и определение значения слова ОБОБЩАЮЩЕЕ. Повторение словаря при помощи демонстрационных карточек:



Портретист с




Маринист г

Художник –обобщ. слово

Пейзажист и




Баталист б







искусствовед




живописец

Профессия - обобщ. слово

киновед




кинолог







архитектура




музыка

Искусство - обобщ. слово

балет




живопись







  1. Беседа-переход к новой теме

Для работы у доски вызывается ученица

- теперь посмотрим обобщающее слова в предложении

- хотите ли вы вырасти красивой?

- как это, по-вашему, быть красивой?

- а вот как о человеческой красоте говорит Чехов:


6. объяснение нового


В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.


Дается полная характеристика предложения (повествовательное. Невосклицательное, простое, двусоставное. Распространенное. Полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

Обращается внимание на согласование подлежащего со сказуемым, на то, что двоеточие ставится перед однородными членами. Строится схема, проводятся наблюдения и делается вывод о функции обобщающего слова: предложение приобретает логической завершенности


И лицо, и одежда, и душа, и мысли - все в человеке должно быть прекрасно.


Все в человеке: и лицо, и одежда, и душа, и мысли –

должно быть прекрасно.


Составление схем, отработка произношения, проверка по СЛАЙДУ №2


    1. Беседа-переход к формированию умений

- согласны ли вы с Чеховым?

- как сделать красивым лицо? Одежду? Душу? Мысли?

- сто может помочь в этом человеку?


    1. Формирование умений.

Расстановка знаков препинания в предложении и проверка по СЛАЙДАМ № 3 и 4


Слово учителя

Да искусство имеет огромное влияние на человека. Художник Ф. Васильев сказал однажды: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор и без единого облачка и передать это так, как в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и чистоты, будет отложен.»

Не случайно поистине бесценны творения мастеров, и они собраны в музеи и являются достоянием народов. Музеи, где собраны картины, называются ГАЛЕРЕИ


СЛАЙДЫ МУЗЕЕВ


- есть ли такой музей в Уфе? (Художественный музей имени Нестерова)

Составление предложений с опорными словами

СЛАЙД № 8

Повторение О. НЕ и НИ (двое учеников работают на доске, остальные под диктовку) (н..)где, (н..)кто, (н..)у(кого), (н..)с(кем), (н..)чем, (н..)когда

СЛАЙД № 9 –проверка

Физминутка (дети встают, учитель называет слова с НЕ –НИ, если в слове Е –руки вперед, если НИ – руки вверх)


    1. Итоги работы. Обобщение.

Способ избежания Г ошибки. СЛАЙД _ алгоритм № 10

Возвращение к плану урока. Оценки и домашнее задание.


    1. Работа с текстом (классу раздаются карточки с текстом и заданиями)



Картина Ф. Васильева «Мокрый луг»

В Ялте Федор Васильев задумывает написать новую картину. В ней он хочет выразить не только чувства, но и всю любовь к родному краю, к неброской прелести русской природы. Там не будет южных чудес: ни могуч., гор, ни кипарис.., ни пышн.. южн.. цвет.., ни лазурно., неб.. Там будет лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, да несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч - все дорогое нашему сердцу.

Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясен. Все в ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду, и капли дождя на влажной листве —

все говорил., о необыкновенном таланте художника.

(По Л. Волынскому)

  • Какова тема текста?

  • Каков стиль текста?

  • В каких ключевых фразах выражена главная мысль?

  • Подберите свой заголовок.

  • Какой эпитет кажется вам самым необычным?

  • В каком слове безударная гласная может «спровоцировать» ошибку?

  • Написание какого слова вам непонятно? Разберите его по составу,
    обратитесь за помощью к учебнику, словарю, учителю.

  • Значение какого слова Вам необходимо уточнить в словаре?

  • Какое слово интересно для разбора

а) фонетического;

б) морфологического;

в) словообразовательного?

• Какие выразительные средства встречаются в тексте:

а) эпитет;

б) ряды однородных членов;

в) метафора;

г) олицетворение;
д)гипербола?

• Выразите Ваше отношение к картине при помощи ключевых фраз
текста.