uzluga.ru
добавить свой файл
Классный час

«В гостях у самовара»

Цели: знакомство с традициями русского народа и историей самовара; воспитание уважения к русской культуре и традициям; формирование культуры общения и позитивных межличностных отношений младших школьников.

Оборудование: стол с самоваром, выставка детских рисунков; слова: самовар, тулово, кувшин – труба – жаровня.

Основная часть

Ведущий:

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Дорогие ребята, приглашаю вас в гости к самовару. Сегодня разговор пойдет о самоваре. Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод? Нам расскажет группа детей, которая подготовила сообщение о самоваре.

1-ая группа

1 ученик: Я нашел в словаре В.И.Даля определение значения слова. «Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри».

2 ученик: Самовар – русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России, как балалайка и матрешка. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778году братьями Лисицыными. К середине XIX века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и огромными – трактирными, самовары были скромные и богато украшенные – купеческие. Тульские самовары всем нравились.

3 ученик: Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово (показывает). В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово помещали кувшин – жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду, и готово! Вода закипит – открывай кран и разливай чай.

Ведущий: Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды.

2-ая группа

Исполняет песню (сл. М. Пляцковского, муз. Е Птичкина)

Наш красавец самовар

Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Припев: Самовар поет-гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой.

Припев: Самовар поет-гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

Припев: Самовар поет-гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Затем учащиеся группы по очереди читают стихи Ю.Коренца.

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный.

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк.

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет. Но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Все его, кто с ним знаком, почитают остряком.

Кто взглянуть в него захочет, непременно захохочет.

Ну-ка быстро посмотри: узнаешь себя внутри?

Если нос у вас курнос – расплывется, как поднос!

Ну а если длинный нос, он повиснет, как вопрос!

Вы на друга дуться бросьте. Заходите чаще в гости.

Все мальчишки здешних мест знают, что он шишки ест.

Он сперва воды напьется, а потом глотнет огня,

А потом вдруг как займется на крылечке у меня,

Засипит и забормочет, запоет и закипит.

Всех, кто чаю выпить хочет, он до сыта угостит.

Утром чай, в обед и в ужин – вот каков его товар.

Он всегда нам очень нужен. Ну, спасибо, самовар!

3-я группа

Показывает сценку.

У стола сидит хозяйка, прядет. Заходят гости, низко кланяются:

-Здравствуй, хозяйка.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь угощенья откушать да речи послушать. Милости прошу.

Гости:

- Вот и зима наступила, интересно какая весна нынче будет?

- Длинные сосульки – к долгой весне.

- Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

- Если весной долго не линяют зайцы – жди продолжения холодной погоды.

Входят две девушки.

Хозяйка:

- Добро пожаловать, подруженьки мои.

Девушки:

- Мы пришли на беседки с сушками да баранками. У самовара посидеть, чайку попить да хороводы поводить.

Водят хоровод под песню «Со вьюном я хожу»

- Отгадайте, гости дорогие наши загадки:

1. Без рук, без ног на столб влезает и по спирали обвивает (вьюн)

2. Шляпка да ножка, полезай в лукошко (гриб)

3. Зеленая, колючая, высокая, могучая (ель)

4. В лесу растет красавица, невестой наряжается (береза)

5. Зеленая красавица на Новый год к нам явится (елка)

6. Щиплет за щеки, щиплет за нос. Это зимой к нам пришел дед . (Мороз)

7. Эту конфету есть не годится, хлопнешь ее, конфетти разлетится.

(хлопушка)

Ведущий:

Вот как интересно можно провести время у самовара! Сейчас в каждом доме есть газовые плиты, электрические чайники. Но надо ли забывать такое чудо, как самовар?

О самоваре сложено немало стихов, песен, написано множество картин, а также самовар используют в съемках фильмов, как символ уюта и гостеприимства.

Учащиеся смотрят фрагмент из м/ф «Простоквашино»

У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России, называли самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину» и следующее наше классное чаепитие проведем у самовара. А за огромную подготовку к нашему классному часу я вас угощаю сладкими призами. Будьте здоровы!