uzluga.ru
добавить свой файл
Внеклассное мероприятие по экологии для начальной школы.


УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ЛЕСОВИЧОК»

Учитель начальных классов Клевцова Е.М.


Цель: помочь детям увидеть красоту родного края, глубоко почувствовать и понять её.

Задачи: углубить и расширить знания детей о природе; развивать у детей смекалку, сообразительность, любознательность; разучить с детьми новые стихи и игры.

Оборудование: журнал «Лесовичок» из 5 страниц, выставка книг о животных (новинки литературы), деревья, сделанные детьми, листья, плакаты с призывом к охране природы и высказываний о природе, журналы детские шапочки.


Сегодня мы в классе проводим устный журнал «Лесовичок». Что такое журнал, вы давно знаете.

С малых лет вы знакомы с журналами «Весёлые картинки» и другие. В журналах вы читаете рассказы, стихи, смотрите картинки, отгадываете загадки.

Наш устный журнал во многом похож на многие журналы. Только читать вам его не придется. Каждый должен внимательно его слушать.


1 страница

«В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО»

Эту страничку ведут учащиеся 7 «А» класса


1. Всезнайка.

- Ребята, очень часто вас интересуют вопросы, связанные с жизнью животных, птиц, рыб.

Слушайте! Мы принесли вам много интересного.


Знаете ли вы, что на земле насчитывается 2700 видов змей. Из них 400 видов опасных для человека. У нас в России известно 56 видов, а ядовитых 11. Все змеи хищники. Пищей им служат грызуны, лягушки, ящерицы.

2. Всезнайка.

Знаете ли вы, что рачки родятся из икринок, икринки числом до 100 рачиха носит у себя на брюшных попёках. Икру рачиха носит всю зиму, а летом икринки лопаются и из них выходят рачата ростом с муравья.


1. Всезнайка.

Знаете ли вы о том, что рыбы не немы. Уже сейчас можно назвать сотни рыб пищащих, свистящих, плачущих, лающих, хрюкающих. Есть рыбы, которые издают такие звуки, что их можно услышать, находясь в лодке или палубе корабля.


2. Всезнайка.

Знаете ли вы сколько лет может прожить щука? Известен случай, что щука прожила 26 лет. Она была поймана в Германии в 1947 году и весила 143 кг. Длина её 5 м 80 см.


1. Всезнайка.

Кто это на дне морском разговаривает? Это два краба. Да разве они чихают? Ещё как! Бежит краб по дну, шлеп - в ямку с илом попал. Илинки мелкие, сразу себе все жабры запорошил. Краб напыжился - чих, чих! Жабры продул и дальше побежал.


2. Всезнайка.

Живет на дне морском иглобрюх. Он как ёж, покрыт иглами. Набрав внутрь воздуха, он плавает, как шар, по поверхности моря, а если хочет раздуться на дне, то глотает воду. Иглобрюх не только колюч – его мясом можно отравиться.


2 страница

«ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»


З А Г А Д К И

Чем больше колец

Тем старше жилец

Сплит на дорожке

На тонюсенькой ножке

Пестрой шляпой покрыт

Несъедобен - ядовит.


С ветки на ветку

Быстрый как мяч

Скачет по лесу рыжий циркач

вот на лету он шишку сорвал

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.


Кто в лесу тоннели роет
На ручьях плотины строит
Зубы точно топоры
Это трудятся ( ..).


Нам и саду он помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый (……)




ВИКТОРИНА

  • Где зимой и осенью спят вороны?

  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

  • След, какого хищного зверя похож на человеческий?

  • Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

  • Что ест зимой лягушка?

  • Все ли зайцы зимой белые?

  • На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

  • Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

  • Назовите самою прожорливого хищника планеты.



3 страница

«ЛИТЕРАТУРНАЯ»

Страницу ведет библиотекарь школы Ковалевская Галина Витальевна.

В течение ограниченною времени она ведёт обзор ноной литературы о природе. Дети читают два стихотворения о природе, о животных.

Т. Белозеров

«КАРАСИК»

Жил

В озерке

Золотистый

Карасик

Ласково звали

Карасика - Васик.

Плавал карасик,

Искал червяков,

Сдёргивал мушек

С ребячьих крючков.

И пробираясь на щучьи пески

Ловко с мальками играл

в пузырьки.

Чаек дразнил он

На зорьке огнистой.

Спать заходил в камышок

негустой, пока не узнал он.

Что он – золотистый,

Пока не подумал,

Что он - золотой.

- Васик! -

Зовут его ёршики. - Васик!

Может быть, с нами

Поплаваешь часик?

  • Нет! - отвечал он.

  • Никак не могу!
    Я - золотой,

Я себя

Берегу! -

В тине зелёной,

В осоке и ряске

Стали тускнеть

У карасика глазки...

- Васик! - печалятся отмели. -
Васик!..

...Жил

В очерке

Золотистый

Карасик...


Т. Белозеров

«ПЕРЕПОЛОХ»

Под елью, на поляне,

С утра переполох -

И крик, и бормотанье:

- Куд... ах! Куда? Куд...ох! -
Стригут ушами козы,

Насторожился лось...

- Беда! - шумят березы. -
Неладное стряслось!..

Галчонок желторотый

Залез на край гнезда.

- Куда?! - горланит кто-то, -
Кудах! Куд-куд! Куда?-

К ручью помчался ёжик,

А вслед ему: - Кудах?!

- Ах, ах... - сороконожек объял
ужасный страх...

- Кудах!..- В селе старушка выходит на крыльцо

- Опять моя пеструшка к лесу снесла яйцо!


4 страница

«МУЗЫКАЛЬНАЯ»

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРО УЖА»

Я принес домой ужа,

Стал им любоваться

Стали родичи кричать.

А затем ругаться.

Стали родичи мои приседать и охать.

Змеи, мыши, муравьи,

Разве это плохо?

Даже муха метеор до чего красива.

Ради мухи вытру сор.

Чтоб не разносила.

Ну, а ради хомяка, что живёт в диване.

Кашу съем и молока

Выпью что в стакане.

Постираю с порошком

Сам себе рубаху

За живущую тайком

В кухне черепаху.

Говорят, что это чушь,

Если в доме гады.

Говорят мне, ну а уж

Спрятался куда-то

Я обиженный сижу

Родичи известно, объясняют.

Ч то ужу жить у нас не место.

Шарит бабушка в углу,

ищет мама в нише

Дед сказал: нашёл иглу,

А ужа не вижу.

Обыскали коридор,

Всё изрыли вроде.

В нашем доме до сих пор

В валенках не ходят.

Словно где-нибудь в лесах

Беловежской Пущи

Так и ходят в сапогах,

В валенках большущих.


Стихотворение - игра

«П Т И ЦЫ»

Ведущий предупреждает: «В игре называются только птицы, но если играющие услышат, что появились не птицы, а что-то другое - дайте мне знать. Можно топать или хлопать:

Вед. Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Мухи и стрижи...

(реакция детей)

Вед. Прилетели птицы;

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны...

(реакция иетсй)

Вед. Прилетели птицы:

Голуби, куницы ...

Вед. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Г алки и стрижи.

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы - сплюшки.

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!


5 страница

«ТЕЛЕГРАММЫ ЛЕСНОГО ДРУГА»

- Ребята! Берегите зелёную растительность! Не рвите нас!

За вами пойдут и другие люди и им будет приятно любоваться нами. (Цветы)

-Не делайте на нас вырезки. От этого мы гибнем и сохнем. (Деревья)

  • Не ловите нас ради забавы. (Бабочки)

  • Не шевелите наш домик палками. Пойдет дождь и мы намокнем. ( Муравьи)

  • Ребята, почему вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей)


Учитель обобщает ответы детей, и сам дополняет следующим материалом: начиная с 1600 года, за 393 года, на нашей планете погибло 150 видов животных, причем более половины за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле.

По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы, животных, воздуха. В марте 1974 г. была учреждена Красная книга. В первый её список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны. Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

Сеть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверни её святынь.

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых -

Просто диву даёшься.

Но спросите иного, что он знает о птицах.

Пусть ответит толково -

И. гляди, удивится:

Как же, фауна. Дескать

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках.

Так сказать, птичье царство...

Птичье царство, и только?

Ну дрозды,

Ну, синички...

Где запомнить все клички,

Просто птички - и только!

А цветы разве знаем

На лугах? Разве ценим?

Всё травой называем,

А подкошены - сеном.

И с деревьями то же:

Роща в общем и целом…

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты.

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…


С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.


Если я сорву цветок.

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!


Я люблю тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди.


ИГРА «УРОК БОТАНИКИ»

Называются деревья, кустарники, подряд, а дети выбирают те, которые рас тут только на Кавказе.

Если растут - хлопают в ладоши, если нет - молчат:

ЯБЛОНЯ. ГРУША. МАЛИНА. МИМОЗА
ЕЛЬ. САКСАУЛ. ОБЛЕПИХА. БЕРЕЗА.
ВИШНЯ. ЧЕРЕШНЯ. ЛИМОН. АПЕЛЬСИН.
ЛИПА КЛЕН БАОБАБ. МАНДАРИН

Второй раз читается быстро;

СЛИВА. ОСИНА. КАШТАН

КОФЕ. РЯБИНА. ПЛАТАН

ДУБ КИПАРИС АЛЫЧА

ТОПОЛЬ. СОСНА. КАЛАНЧА

Игра заканчивается шуткой ведущего.


«Медвежья песенка» Муз. Д. Тухманова, сл. П. Синявского

«Начальная школа». - № 7, 1991 г.

I. Спешат к берлоге галки и сороки,

За зайцем занял очередь барсук –

Медвежливый медведь и своей берлоге

Открыл бюро медвежливых услуг.

2. Медвежливость медведя украшает –

Об этом знает каждая пчела.

Медвежливых медведей уважают

Все жители медвежьего угла.

3. На медведя любо-дорого глядеть

Если он медвежливый медведь.

4. Берут пример с медведя все соседи,

Все звери от мартышки до слона.

Ведь верно говоря т, что всем на свете

Взаимная медвежливость нужна.

5. На медведя любо-дорого глядеть

если он медвежливый медведь.


ИГРА-ХОРОВОД «РЕБЯТА И МЕДВЕДЬ»
Сл. Н. Найденовой; муз. Е Туличевой

Сборник Физкульт-Ура! 1988 г.

Для игры выбирается исполнитель роли Медведя. Он сидит в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге. В хороводе дети поют песню.

Дружно за руки возьмемся.

В лес зеленый мы пойдем!

По полянке мы пройдёмся.

Песню весело споём.

Нагибайся, погляди-ка.

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника.

Всё равно тебя найдём.

Комары звенят над нами

Комары кусают в лоб,

Мы воюем с комарами.

Мы в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Вся песня сопровождается движениями.

По окончании песни Медведь просыпается, выходит из «берлоги».

Смотрит во все стороны и говорит:

- Кто это поет?

Спать мне не даёт?

(Дети садятся на корточки)

- Нету, нету никого возле дома моего. Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит. Дети встают и в хороводе опять поют первый куплет песни. Снова появляется Медведь.

  • Кто в лесу гуляет?

  • Кто мне спать мешает?

Дети присаживаются, прячась от Медведя. Если кто-то пошевелился, Медведь обращается к нему со словами:

- Вот кто здесь гулял.

Кто мне спать мешал.

Берёт за руку этого ребенка и уводит в свою берлогу.

Дети просят:

Медведюшка, не тащи,

Медведюшка, отпусти!

Медведь: Так и быть, не тащу!

Так и быть, отпущу!

Пусть только спляшет.

Ребенок и Медведь пляшут в кругу, дети хлопают.

( Исполняется песня «ПРОСЬБА»)

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету.

Ведь другой на свете нету!


Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!


( Исполняется песня «КРАСНАЯ КНИГА». )

Муз. Д. Тухманова сл. Б. Дубровина

ноты к песне в журнале «Начальная школа». - № 11, 1991 г.

1. Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Припев: «Красная книга» - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

«Красная книга», «Красная книга»!

2. И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы все океаны.

Исчерпаемо все на земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Припев:

3. Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие и доброту.

И скорее под звездною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас.

В эту книгу внесите,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас.

Припев:


Песня «ПРОСЬБА» Сл. Н.А. Заболоцкого // «Начальная школа». - № 11, 1991 г.

  1. Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица.

Припев: Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птицы – не небо!

А море без рыбы – не море!

А земля без зверей не земля!

2. Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Припев:

3. Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим домом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Припев:


Ведущий заканчивает устный журнал.