uzluga.ru
добавить свой файл
МОДУЛЬ 3.

ВЛИЯНИЕ ВИЧ на иммунную систему человека.


Обзор:

Вирус иммунодефицита человека - уникальный вирус, который не просто атакует и разрушает главные клетки иммунной системы (Т-лимфоциты), но и нарушает связь между ее компонентами.

С течением времени количество вируса в организме растет. Присутствие ВИЧ держит иммунную систему в постоянном напряжении. Чем больше вирусов, тем больше поражается Т-лимфоцитов. Постепенно организм теряет способность сопротивляться любым инфекциям, и это состояние называется иммунодефицит.

Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии иммунодефицита, вызванного ВИЧ.


Задачи: Дать понятие:

1) Что такое иммунная система и как она работает.

2) В каких клетках предпочитает "селиться" ВИЧ.

3) Как развивается ВИЧ-инфекция.

4) Когда следует обследоваться на ВИЧ и что такое "период окна".

5) Что способствует развитию иммунодефицита.

6) Что такое оппортунистические инфекции и СПИД.


Оснащение: Раздаточный материал "составные части иммунной системы и их функции" на карточках, скотч, маркеры, схемы "Действие иммунной системы", "Размножение ВИЧ в Т-лимфоците".


Ход занятия:


Упражнение1. "Мозговой штурм".

Преподаватель задает вопрос: Что такое иммунная система и каковы ее функции? Идеи записываются на доске без обсуждения. Затем преподаватель дает определение иммунной системы и уточняет ее функции.


Упражнение 2. Мини-лекция.

Преподаватель дает понятие, как работает иммунная система, называет ее составляющие части и их функции. В ходе изложения материала педагог перечисляет органы и клетки иммунной системы, (следует презентовать каждую клетку иммунной системы в отдельности и назвать ее роль в иммунном ответе), рассказывает, в каких клетках предпочитает "селиться" ВИЧ и почему, что происходит с иммунной системой при внедрении ВИЧ, как возникает иммунодефицит, что такое оппортунистические инфекции (ресурсный материал модуля 3)


Упражнение 3.

Преподаватель демонстрирует и разъясняет схемы: "Действие иммунной системы по блокам до попадания ВИЧ в организм" и "Действие иммунной системы при попадании ВИЧ" (приложения №№ 1,2), сделав акцент на том, как меняется ситуация и функция каждой клетки иммунной системы после внедрения ВИЧ.

Примечание: При изложении материала следует использовать образные названия клеток иммунной системы для лучшего усвоения. Например: "офицеры", "мишени", "солдаты", "такси", "убежище" и т.д.


Упражнение 4. Демонстрация и разъяснение схемы "Размножение ВИЧ" (приложение №3).


Упражнение 5. Для закрепления вышеизложенного материала преподаватель задает вопросы учащимся: Как меняются функции клеток иммунной системы при попадании ВИЧ в организм человека? Из-за чего возникает иммунодефицит? Что такое оппортунистические инфекции и иммунодефицит? Что такое СПИД?


Упражнение 6. Ситуационная задача.

В ходе выполнения данного упражнения следует воспользоваться диаграммой: "Развитие ВИЧ-инфекции" (приложение № 4), объяснить, почему можно получить "ложно" отрицательный результат теста на ВИЧ; что такое "период окна"? Необходимо дать понятие: Иммунный блот. Необходимо также уточнить, для чего человеку, имеющему рискованное поведение, необходимо обследоваться на ВИЧ и что ему это даст.

Ситуационная задача: Молодой человек на дне рождения друга, в состоянии алкогольного опьянения, имел сексуальный контакт без презерватива. Утром решил обследоваться на ВИЧ.

Обсудите, своевременно ли было принятое решение.

Во время обсуждения акцентируйте внимание учащихся на том, что если после инфицирования прошло менее 3 месяцев, то тест на наличие ВИЧ может быть "ложно" отрицательным.

Более 99 процентов инфицированных дают положительный результат через 3 месяца.

Стандартные тесты для определения ВИЧ-инфицированности основаны на выявлении антител к ВИЧ в крови, а не самого вируса.

Положительный результат на ВИЧ подтверждается специальным тестом, который носит название "иммунный блот" (см. словарь).


Упражнение 7. Игра "Корзинка"

Для того, чтобы оценить, как учащиеся усвоили изложенный материал, предлагается игра "Корзинка". Можно дать учащимся задание на дом сделать рисунки клеток иммунной системы и подумать над тем, каким образом можно моделировать развитие иммунодефицита.

Учащиеся делятся на три группы, каждый из участников которой берет по вопросу из корзинки (составные части иммунной системы - ИС) и называет их функции. Нечеткие ответы дополняются участниками других команд. По окончании игры подсчитывается количество правильных ответов в каждой команде. Второй этап игры - это моделирование развития иммунодефицита после попадания ВИЧ в организм человека. (Хорошо при этом использовать рисунки). Смоделировать ситуацию можно и на доске.

Второй вариант - поставить стулья в круг. Круг символизирует организм человека, т.е. его иммунную систему со всеми ее составляющими. В круг проникает ВИЧ и участники моделируют развитие иммунодефицита. После того, как иммунная система разрушена, в круг врываются другие возбудители "антигены" - туберкулез, герпес, гепатит, так называемые оппортунистические инфекции. Таким образом, у человека развивается СПИД.

Заканчивается занятие уточняющей информацией педагога и дискуссией на тему: "Что можно сделать или какие предпринять действия, чтобы укрепить иммунную систему?"


Ресурсный материал:

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Чтобы понять, что такое иммунодефицит и что происходит в организме после попадания ВИЧ, необходимо уточнить понятие иммунная система, ее функции и составляющие.

Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности (бактерии, вирусы, белки, токсины, ткани и т.д.). Иммунную функцию выполняет специальная система органов (вилочковая железа, лимфатические узлы, костный мозг, селезенка) и клеток (лимфоциты, макрофаги и др.)




Иммунная система выполняет в организме человека три основные функции:

1. Защита

В первую очередь иммунная система обеспечивает защиту организма от болезнетворных микробов, вирусов и простейших.

2. Замена отработавшихся, состарившихся клеток различных органов нашего тела.

3. Ремонт частей нашего тела, заживление ран.

Органы иммунной системы: - "фабрики" для производства"солдат»: тимус (вилочковая железа), костный мозг, селезенка, печень, лимфатические узлы.

Клетки иммунной системы: лимфоциты, макрофаги и др.
Наша кровь имеет "белые" и "красные" клетки.


Кровь

«красные» клетки - «белые» клетки -

эритроциты лимфоциты

. макрофаги


"Белые" кровяные тельца - это клетки иммунной системы




Макрофаги


лимфоциты




Т-клетки В-клетки (образуют

антитела)


"Т" - клетки называют так потому, что они созревают в вилочковой железе — тимусе.

Макрофаги - при всех инфекциях они действуют как санитары, проглатывая и разрушая чужеродные враждебные клетки (антигены - АГ).

Макрофаг еще называют "большой едок". При всех инфекциях, кроме ВИЧ, они действуют как "пограничники" и "санитары", проглатывая и разрушая чужеродные враждебные клетки (антигены - АГ).

Лимфоциты - главные клетки иммунной системы, обеспечивающие защиту от чужеродных АГ (вирусов, бактерий и т.д.). В зависимости от места созревания они подразделяются на "Т" и "В" клетки.

"Т"- клетки - (лимфоциты) созревают в тимусе вилочковой железы (тимус центральный орган иммунной системы).

"В"- лимфоциты - созревают в костном мозге.

В процессе созревания на "Т" и "В" клетках появляются рецепторы (СD) для антигенов АГ, с которыми данная клетка может войти в контакт. Таким образом Т - лимфоциты делятся:


Т-лимфоциты



Т-хелперы СД 4 Т- киллеры-убийцы
помощники СД8

Т-супрессоры


АГ - антигены - это "чужие" враждебные захватчики для нашего организма (вирусы, бактерии, грибы, токсины).

АТ - антитела - это специфические белки, которые вырабатываются в организме в ответ на проникновение антигена. За их выработку отвечают В - клетки.

Для того, чтобы понять, как работает ИС, рассмотрим ее действие по блокам. (См. приложение).

1. Дозорный блок - линия обороны от АГ ("чужих")

Макрофаг - опознает АГ - "чужого" и уничтожает его. Действует как пограничник - санитар. Если макрофагу не удалось уничтожить всех АГ, он бьет тревогу и подключает к работе блок № 2.


2. Блок идентификации и хранения информации

Этот блок работает по принципу мощной лаборатории. После сигнала о наличии "чужого" в организме, лаборатория начинает исследовательскую работу по распознаванию "чужого" (его состав, какие белки в него входят и т.д.). Вся полученная информация на АГ ("чужого") передается в блок №3.


3. Блок поиска и готовности к уничтожению АГ.


Это самый главный блок ИС. В этом блоке находится главная Т-клетка СП4-хелпер (помощник). Образно ее называют "офицером". Получив сигнал от макрофага Т клетка СD4-хелпер отдает приказ клеткам Т СD8 киллеру - убийце и В-лимфоцитам "Найти и уничтожить чужого". После того, как В-клетки найдут и изучат АГ, они начинают вырабатывать АТ. Антитела прикрепляются к АГ и образуют комплекс ( АГ+АТ ). Благодаря этому АГ ("чужие") легко опознаются ТСD8 - киллером (убийцей), В-лимфоциты сигнализируют Т-клеткам СD8-убийцам, что чужой найден и где он находится.


4. Блок уничтожения.


Т клетки - убийцы, получив приказ от главной ТСD4 клетки ("офицера") находят и уничтожают АГ-"чужого".


Иная ситуация складывается при попадании ВИЧ (АГ) в кровяное русло. Главной мишенью для ВИЧ служат Т-лимфоциты (СD-4-клетки, Т-хелперы), играющие главную роль в развитии иммунного ответа. ВИЧ - уникальный вирус, который не просто атакует и разрушает Т- лимфоцит (СD4), но и нарушает связь между компонентами иммунной системы. Одних ВИЧ использует для размножения, других - в качестве "такси".

.

МАКРОФАГ - пограничник или "большой едок", ВИЧ


МАКРОФАГ

изменяет функциональные особен­ности макрофагов, т.к. сохраняется в них в свободном состоянии, ис­пользуя макрофаг как "такси". Макрофаг посылает сигнал гла­вной клетке иммунной системы Т -лимфоциту (хелперу) о том, что "чужой" в организме




Т-лимфоциты (СD4) - главные помощники иммунной системы. Образно их называют "офицерами армии солдат иммунной системы", так как именно они играют центральную роль в иммуно-логическом ответе. СD4 отдает приказ двум другим клеткам В-лимфоцитам и Т - киллерам (СD8): найти и уничтожить "чужого".

В то же самое время часть клеток (СD4) поражается ВИЧ (см. схему размножение ВИЧ)

Т-ЛИМФОЦИТ СД4

ВИЧ - атакует Т-лимфоциты (СО4), проникает в них, использует для размножения, затем уничтожает.




В-клетки (ответственные за выработку АТ), получив приказ от лимфоцита (СD4), приступают к поиску ВИЧ. После того, как ВИЧ будет найден и изучен, В-клетки начнут вырабатывать АТ, чтобы блокировать АГ (ВИЧ), образуя блок АГ+АТ. Обнаружение специфических АТ в крови, свидетельствует о том, что человек ВИЧ - инфицирован.


В-ЛИМФОЦИТ




Т-лимфоцит (киллер) убийца (С D8) -

получает приказ от главной клетки иммунной системы от Т - лимфоцита (СD4), "найти и уничтожить" ВИЧ. Т-лимфоцит (киллер) - это самое грозное оружие для вируса иммунодефицита человека, но ВИЧ очень "хитрый", т.к. может прятаться в клетках ЦНС {центральная нервная система). (Фактически вирус использует эти клетки как "убежище"). Он может долго находиться в них, а потом выйти в кровоток и отправиться на поиски СD4 клеток, чтобы начать в них размножаться. Пока вирус находится в нервной клетке, он не размножается, и не может быть уничтожен, потому что не виден для клеток-"убийц" и недоступен для АТ (антител).


Т-ЛИМФОЦИТ СД8



Таким образом, вирус ВИЧ может проникать в различные клетки организма человека, но одних он использует как "такси" и "убежище", а других - для размножения.

Из-за чего возникает иммунодефицит?

С течением времени количество вирусов в организме растет. Постоянное присутствие вируса в организме держит ИС в состоянии напряжения. Вирус поражает все новые и новые СБ4-клетки. Чем больше становится вирусов, тем больше поражается СО4-клеток. Это напоминает затяжную оппозиционную войну, когда противники стараются измотать друг друга. В данном случае шансов у вируса больше. У каждого организма есть свои ресурсы и свой потенциал, но они не бесконечны. В результате у клеток-1'убийц" остается все меньше возможности уничтожить вирус, т.к. СВ4-клетки нужны для борьбы со всеми инфекциями, поэтому иммунная система не может противостоять различным заболеваниям. Начинает развиваться иммунодефицит.

Иммунодефицит - это потеря способности к защите от инфекций. Это не болезнь - это состояние, обуславливающее восприимчивость к различным инфекциям. В этом состоянии человек становится беззащитным не только перед обычными инфекциями, такими, как грипп, герпес, дизентерия и т.д., но и перед бактериями, вирусами и грибками, которые у здорового человека не вызывают заболевание. Например: живущая в легких бактерия (пневмоциста карини), при иммунодефиците может вызвать серьезное поражение легких - пневмоцистную пневмонию.

Что такое оппортунистические инфекции

Инфекции, которые при здоровой иммунной системе не приносят вреда организму человека, но на фоне иммунодефицита вызывают серьезные болезни. В переводе с английского языка "оппортунистические" означает - использующие случаи. Это могут быть - герпетическая инфекция, пневмоцисты и т.д.

Что такое СПИД

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Это совокупность
приобретенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система
серьезно повреждена. Само понятие "СПИД" является искусственным медицинским
термином и необходимо для обозначения тяжелого состояния пациентов. СПИД
последняя стадия ВИЧ-инфекции.

Как можно обнаружить ВИЧ

Единственный способ узнать, инфицирован ли человек ВИЧ, это сделать анализ крови на наличие антител к ВИЧ.

Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Это дает основание полагать, что человек ВИЧ-инфицирован.

Отрицательный результат теста означает, что антитела к ВИЧ не обнаружены. Тест может дать отрицательный результат, если:

  • Человек не инфицирован ВИЧ;

  • Человек инфицирован ВИЧ, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу, и это состояние называется "период окна".