uzluga.ru
добавить свой файл
Анализ стихотворения

Н.Заболоцкого «При первом наступлении зимы».


Фрагмент урока литературы.


Н. Заболоцкий.


При первом наступлении зимы,

Блуждая над просторною Невою,

Сиянье лета сравниваем мы

С разбросанной по берегу листвою.


Но я любитель старых тополей,

Которые до первой зимней вьюги

Пытаются не сбрасывать с ветвей

Своей сухой заржавленной кольчуги.


Как между нами сходство описать?

И я, подобно тополю, не молод,

И мне бы нужно в панцире встречать

Приход зимы, ее смертельный холод.


1955 г


1. Какое настроение возникает при слушании стихотворения Н. Заболоцкого?

Стихи звучат торжественно.

Какова мелодика стихотворения?

Стихи задают неторопливый, но в то же время упругий ритм.

2. Посмотрите, как написано стихотворение. Что, по вашему мнению, создает подобный ритм?

Длинные строки и длинные многосложные слова ритмически организуют стихотворение. Пробелы подсказывают, что возникают различные картины, они дают время на переключение внимания с одного эпизода на другой.

Почти все предложения повествовательные невосклицательные. В тексте мало глаголов, зато достаточно много прилагательных, причастий. Подсказывает лексика. Блуждая – двигаясь неторопливо, созерцая окружающий мир, размышляя, подводя итоговую черту. Страсти уже улеглись, настал момент в преддверии зимы, который дает о себе первые знаки, осмыслить прожитое, подумать о будущем. Чередование мужской и женской рифм делает текст «прочным», организованным, монолитным и одновременно придает мягкое задушевное звучание.

3. Если бы вам предложили проиллюстрировать текст, как вы расположите лист: горизонтально, вертикально? Поясните.

Направление пространства в стихотворении вертикальное. Сначала дана картина неба, космоса, затем земля, тополь, человек.

4. Какой предстает перед читателем картина космоса? Что помогает передать ощущение огромного пространства?

Огромное необъятное небо, несущее холодную зиму. Это предупреждение о грядущих испытаниях (первое наступление, проба сил). Предлог над тоже указывает на к небу, космосу. Нева просторна (она тоже холодная, безжизненная), над нею можно заблудиться, потеряться, блуждать, т.е. принимать какое-либо решение, делать выбор, чтобы выйти на правильный путь. Но нет протоптанной дороги, каждый идет своей. Что-то неподвластное человеческому разуму, высшее оценивает нас, наблюдая за нами. Ощущение пустоты, холода усиливают звонкие согласные М, Л, Р, Н. Кажется, что голос звучит в огромном пустом зале. В этой картине мало цвета, серо-голубая гамма оттеняет глубокую холодную белизну. Тут бесстрастно, холодно, вечно.

5. Картина земли. Можно ли проследить связь между этими картинами?

«Гулкие» звуки сменяются «шелестящими». Это листья и травы, которые трогает ветер. Они живые, теплые. Картина лета (в воспоминаниях) и реальная картина осени разноцветны. Только что отзвенело лето: пора цветения, творчества, проявления себя, накопления опыта, «умудрения». Этот шанс проявить себя предоставлен всем (поэтому мы), но лето быстротечно. Оно требует активности и определенной зрелости. Ведь можно не только приобрести, но и потерять (листья разбросанные – поиски).

С одной стороны картины противопоставляются, но и лето и осень наступают не по нашему желанию. Это закон космоса. Одна картина как бы вытекает из другой, она ее порождение, продолжение. Не случайно это части одного предложения.

6. Как изменяется пространство? Какую цель преследует автор?

Пространство сужается. Космос – земля – человек. И еще оно как бы накладывается одно на другое. Человек – часть земли, земля – часть космоса. Автор пытается сфокусировать внимание на человеке. Именно он – предмет его пристального взгляда.

7. Случаен ли союз но? Какую нагрузку он несет?

«Мы», которые в своей жизни не все смогли понять, сберечь, обрести, которые разбросали, растеряли что-то, противопоставляются «я». Старые тополя привлекают лирического субъекта тем, что они мудры, они опытны, они «защищены кольчугой» от испытаний зимы (старости, смерти). Он уважает их, видит в них богатырей, сильных духом, готовых к ударам зимы.

8. Можно ли уловить во второй строфе противоречие между желаемым и действительным?

Да, тополя в кольчуге, но она заржавленная, т.е. бесполезная. Они так же уязвимы, как и все остальные деревья. Но они все-таки пытаются ее сохранить, не сбросить. Может быть, именно за это уважает их лирический субъект: за душевную, внутреннюю стойкость, за нежелание покориться обстоятельствам, за их философски-мудрое мужество перед лицом зимы.

9. Что общего между старыми тополями и лирическим субъектом? В чем же сходство, о котором сказано в третьей строфе?

Сходство можно заметить. Во-первых, это возраст. Герой, как и тополя, стар. Он должен быть готовым встретить неизбежную зиму, «свою» зиму. Однако звучит сомнение.

Ключевая частица бы подсказывает, что человек боится старости, смерти, желает отдалить их приход. К сожалению, нет панциря, даже заржавленного. Человек беззащитен перед неизбежностью.

10. Как в третьей строфе меняется пространство?

Пространство снова расширяется. Человек – земля – космос. Маленький человек, частица огромного мира, способен вместить и землю, и космос. Поэт говорит о величии человека, его уникальности.

11. Почему не могильный, а смертельный холод?

По мнению автора, смерть – не просто могила. Это переход в какое-то другое пространство, измерение.

Смерть – уход в вечность, в космос, т.е. возвращение к истоку, началу. Но это не движение по кругу. Вобрав в себя мир, человек оставляет что-то на земле, но и в космос несет частичку теплоты.

Может быть, чувствуя это, станет не так страшно перед вратами великого таинства, и неизбежность не будет казаться такой трагичной.

12. О чем предлагает задуматься автор?

О смысле жизни, о предназначении человека, о его уникальности, о бережном отношении к человеческой жизни.