uzluga.ru
добавить свой файл



1. Понятие научной новизны

  • 1. Понятие научной новизны

  • 2. Источники научной новизны

  • 3. Проблемы определения научной новизны

  • 4. Формулирование научной новизны



Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации для студентов магистратуры по направлению 080500.68 «Менеджмент» (программа «Управление человеческими ресурсами»), разработанные д.э.н, профессором Поваричем И.П. и д.э.н, профессором Морозовой Е.А.:

  • Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации для студентов магистратуры по направлению 080500.68 «Менеджмент» (программа «Управление человеческими ресурсами»), разработанные д.э.н, профессором Поваричем И.П. и д.э.н, профессором Морозовой Е.А.:

  • 2.1. Требования к структуре магистерской диссертации совпадают с требованиями к диссертациям любого уровня (кандидатским, докторским).

  • 2.4. Обязательными элементами введения к диссертации являютсянаучная новизна и положения, выносимые на защиту.



Новизна – это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее, в конечном счете, отношение человека (общества) к результату деятельности.

  • Новизна – это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее, в конечном счете, отношение человека (общества) к результату деятельности.

  • Понятие новизны толкуется по двум типам развития знания соответственно типологии научного предвидения и научного открытия: 1. Интенсивное (качественно новое) приращение;

  • 2. Экстенсивное (количественно новое) приращение.



Следует различать:

  • Следует различать:

  • 1. Принципиально новое решение – это результат творческой деятельности. Оно возникает впервые и не имеет аналогов в прошлом.

  • 2. Новое во времени – это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного решения. Его особенность – наличие такого качества решения, в соответствии с которым оно и представляет необычный вариант.



По отношению к «творцу», новизна классифицируется:

  • По отношению к «творцу», новизна классифицируется:

  • 1. Индивидуальная новизна - результат деятельности «творца» для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым;

  • 2. Локальная (групповая) новизна - результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей;

  • 3. Региональная новизна - новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона;

  • 4. Объективная (всемирная) новизна - новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.



Научная новизна - главное требование к диссертации.

  • Научная новизна - главное требование к диссертации.

  • Диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики или обороноспособности.



Определения новизны исследования строится не на простом перечислении, а на реальном нахождении научной новизны буквально во всех методологических, содержательных и структурных элементах процесса и результатов исследования.

  • Определения новизны исследования строится не на простом перечислении, а на реальном нахождении научной новизны буквально во всех методологических, содержательных и структурных элементах процесса и результатов исследования.



Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

  • Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

  • обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития (хронологии);

  • рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям;

  • вовлечение в научный оборот нового терминологического аппарата, цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента;

  • детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.



Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

  • Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

  • новый объект исследования, т.е. возможно известная задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые относительно нового объекта;

  • новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

  • новый метод и технологии решения;

  • новое применение известного решения или метода;

  • новые следствия из известной теории в новых условиях;

  • новые результаты эксперимента, их следствия;

  • новые или усовершенствованные критерии и показатели оценки исследуемых процессов и их обоснование;

  • разработка оригинальных моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

  • новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта;

  • впервые привлекаемые для решения теоретических задач классические зарубежные и отечественные концепции.



Научные положения могут представлять собой новые законы, закономерности, зависимости, концепции, новые теоретические положения, новые идеи, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров, новые факты, новые конкретные методики, модели, способы, механизмы, технологии, процессы, системы, обоснования и другое.

  • Научные положения могут представлять собой новые законы, закономерности, зависимости, концепции, новые теоретические положения, новые идеи, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров, новые факты, новые конкретные методики, модели, способы, механизмы, технологии, процессы, системы, обоснования и другое.



Как рождается новое знание?

  • Как рождается новое знание?

  • Фазы процесса рождения нового:

  • 1. Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

  • 2. Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

  • 3. Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

  • 4. Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.



1. Проблема «первенства».

  • 1. Проблема «первенства».

  • Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации.

  • Не следует злоупотреблять словом «впервые», но необходимо добиваться того, чтобы содержание исследования давало автору реальные основания в определенных случаях использовать это слово.

  • Скромность не везде уместна. Неубедительно выглядят исследования, авторы которых лишь «предприняли попытку» исследовать проблему.



2. Проблема «полезности» результатов исследования

  • 2. Проблема «полезности» результатов исследования

  • Полезность результатов диссертации в обязательном порядке устанавливается и обосновывается.

  • Часто используемые аргументы при обосновании полезности результатов диссертационных работ:

  • наличие положительных результатов использования разработок диссертации в обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;

  • наличие положительных эффектов от использования изобретений и полезных моделей;

  • наличие практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата;

  • наличие рекомендаций, предназначенных для предприятий отрасли;

  • наличие предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования, технологию осуществления деятельности и управления;

  • наличие знаний, полезных для использования в учебном процессе.



3. Проблема «достоверности» результатов исследований

  • 3. Проблема «достоверности» результатов исследований

  • Не имеет смысла актуальность, новизна и полезность результатов диссертационных работ, если полученные результаты не являются достоверными.

  • Обязательные требования при обосновании теоретических результатов:

  • 1. Непротиворечивость;

  • 2. Соответствие эмпирическим данным;

  • 3. Состоятельность при описании известных явлений;

  • 4. Способность в предсказании новых явлений.

  • Следует строго соблюдать один из законов логики - закон достаточного основания:

  • всякая мысль, чтобы стать достоверной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна.



Обоснованность результатов диссертационного исследования достигается:

  • Обоснованность результатов диссертационного исследования достигается:

  • базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения которых нашли применение в работе;

  • проверкой теоретических положений и новых решений, идей, экспериментальными исследованиями;

  • комплексным использованием известных, проверенных практикой теоретических и эмпирических методов исследования;

  • разработанными автором теоретическими положениями для данной конкретной задачи;

  • согласованием новых положений с уже известными теоретическими положениями науки;

  • согласованием новых положений теории с практикой и экспериментальными данными автора и других авторов;

  • устранением противоречий между теоретическими положениями, развитыми автором, и известными законами эволюции науки, техники, знания; обоснованием результатов с помощью известных процедур проектирования, методов поиска решений, а также физического и математического моделирования;

  • сопоставлением результатов эксперимента и испытаний, проведенных соискателем, с известными экспериментальными данными других исследователей по тем же проблемам;

  • публикациями основных результатов работы в профессиональных изданиях;

  • обсуждением результатов диссертации на конференциях, получением рецензий от ведущих специалистов по вопросам работы;

  • использованием результатов в практике с оценкой результатов.



4. Проблема «полноты» результатов исследований

  • 4. Проблема «полноты» результатов исследований

  • Необходимая полнота решения проблемы достигается с помощью экспериментальной проверки теоретических положений диссертации, а также согласованностью собственных экспериментальных данных с экспериментальными данными других исследователей.

  • 5. Проблема «достаточности» результатов исследований

  • Достаточность решения заключается в согласованности полученных соискателем экспериментальных данных с известными теоретическими положениями других авторов и с обоснованными и согласованными теоретическими решениями, полученными лично соискателем.



5. Проблема «цитирования» результатов исследований других авторов

  • 5. Проблема «цитирования» результатов исследований других авторов

  • Автор диссертации обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. Использования чужого материала без ссылки на автора и источник диссертация недопустимо.

  • От автора диссертации требуется установить:

  • 1) уместно ли применение цитат в конкретном контексте;

  • 2) нет ли в цитатах искажений смысла анализируемых источников.

  • При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были получены результаты работы, автор обязан отметить это в диссертации.



  • Причины искажений смысла заимствований:

  • 1) из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его автора;

  • 2) цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая больше отвечает интересам автора диссертации;

  • 3) в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в контексте диссертации.



Методология исследования может быть представлена как процесс продуцирования нового знания.

  • Методология исследования может быть представлена как процесс продуцирования нового знания.

  • Научная новизна не должна сводиться к простому перечислению установленных фактов, идей, закономерностей.

  • Она должна раскрывать главную научную концепцию автора, давать научное объяснение сути его исследований в качественном и количественном аспектах.



Некоторые шаблонные фразы, которые можно использовать при формулировании научной новизны:

  • Некоторые шаблонные фразы, которые можно использовать при формулировании научной новизны:

  • впервые осуществлено комплексное…

  • впервые формализовано…

  • создана концепция, обеспечивающая…

  • разработана новая система…

  • исследованы специфические связи…

  • определена эффективность…

  • разработан метод…, который отличается от…

  • доказана зависимость между…



исследовано поведение… и показано…

  • исследовано поведение… и показано…

  • доработан метод… в части… и распространен на новый класс систем…

  • исследован новый эффект…

  • по-новому разработаны основы…;

  • в авторской интерпретации раскрыто ….;

  • обосновано новое положение …;

  • определены концептуальные условия…;

  • выявлено в оригинальном эмпирическом исследовании …;

  • впервые установлено...;

  • задача… поставлена впервые.



Структура «формулы» представления научной новизны:

  • Структура «формулы» представления научной новизны:

  • вводное слово – наименование объекта научной новизны – соединительные слова – перечень существенных признаков объекта научной новизны.



Вводные слова: доказано, получено, установлено, определено, выявлено, разработано, предложено и др.

  • Вводные слова: доказано, получено, установлено, определено, выявлено, разработано, предложено и др.

  • Объект научной новизны: методика, модель, способ, положение, концепция, технология, механизм, процесс, система, элемент и т.д.

  • Соединительные слова: состоящий, заключающийся в том, что…, позволяющий…

  • Существенные отличительные признаки: показываются признаки с такой полнотой, чтобы читающий заключение специалист мог понять сущность объекта научной новизны без каких-либо дополнительных комментариев автора.



  • Благодарю за внимание!!!