uzluga.ru
добавить свой файл


Моделирование учебного процесса по филологическим дисциплинам на основе информационно-коммуникационных технологий


Изучение и использование ИКТ

  • 1) массовая компьютеризация средней и высшей школы;

  • 2) создание компьютерных обучающих программ для разных учебных предметов;

  • 3) необходимость формирования и развития информационной компетенции;



Информационная компетенция

  • понимание специфики ИКТ и спектра их использования;

  • разработка учебных материалов и организация учебного процесса в целом с использованием ИКТ;

  • оформление и представление подобранного / разработанного материала в рамках самостоятельной деятельности обучающихся.



Изучение и использование ИКТ

  • 4) использованием образовательного потенциала сети Интернет как на аудиторных занятиях, так и в рамках организации самостоятельной деятельности обучающихся с целью реализации модели смешанного обучения.



Модель смешанного обучения

  • установление взаимодействия между аудиторной и внеаудиторной учебной деятельностью обучающихся;

  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и в рамках самостоятельной деятельности обучающихся;

  • разработка учебных заданий для самостоятельного выполнения таким образом, чтобы они были связаны с деятельностью обучающихся на аудиторных занятиях;



Модель смешанного обучения

  • разработка учебного материала и рекомендаций к выполнению заданий в рамках самостоятельной деятельности;

  • подбор информационных ресурсов для выполнения заданий в рамках самостоятельной деятельности;

  • обеспечение взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой в рамках самостоятельной деятельности;

  • выполнение преподавателем роли тьютора.



Организация процесса школьного филологического образования



Направления работы с ИКТ

  • 1) использование готовых электронных образовательных ресурсов:

  • компьютерные программы: 1С Русский язык, КМ-школа;

  • мультимедийные энциклопедии;

  • Интернет-ресурсы: 1) разработанные с помощью Интернет-технологий: Мир русской литературы. Русская литература на карте Европы // http://lit-terra.com/, 2) учебные материалы, разработанные в каких-либо программах, например, Power Point, и размещенные в сети Интернет, например: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/



Направления работы с ИКТ

  • 2) разработка собственных электронных образовательных ресурсов:

  • учебные материалы, разработанные с помощью инструментальных программ и Интернет-приложений, например, Hot Potatoes, Filamentality, социальные сервисы Веб 2.0;

  • информационно-коммуникационное образовательное пространство:

    • блог;
    • сайт дисциплины;
    • портфолио.


Направления работы с ИКТ

  • 3) использование ИКТ с целью развития информационной компетенции обучающихся:

  • создание обучающимися собственных электронных ресурсов для оформления результатов самостоятельной деятельности;

  • использование ИКТ дает возможность научить обучающихся выявлять смысловое ядро изучаемого материала и логически структурировать материал;

  • критическое осмысление информации, представленной в сети Интернет.



Моделирования процесса филологического образования

Комплексное применение ИКТ:
  • на уроке;

  • в контексте организации внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся;

  • для установления взаимодействия между уроком и самостоятельной деятельностью обучающихся.

Интернет-технологии

Интернет-технологии в обучении русскому языку и литературе



Поисковые системы



Поиск информации

  • задания, направленные на поиск информации в сети Интернет;

  • задания, направленные на критическое осмысление информации, представленной в сети Интернет.



Критическое осмысление информации

  • 1) в процессе подбора информационных ресурсов для обучающихся преподавателю необходимо их оценивать с точки зрения следующих критериев:

  • достоверность информации;

  • грамотность изложения материала;

  • соблюдение этических норм;

  • путь по гиперссылкам;

  • 2) задания для обучающихся , направленные на критическое осмысление информационных ресурсов.



Электронные образовательные ресурсы (формы функционирования)

  • отдельные задания, размещенные в сети Интернет;

  • логическая часть информационно-коммуникационного образовательного пространства дисциплины;

  • самостоятельный документ на любом электронной носителе.



Инструментальная программа Hot Potatoes

  • JClose – оболочка, обеспечивающая создание текста с пропусками;

  • JCross – кроссворд;

  • JQuiz – вопросы с множественным выбором ответа;

  • JMatchустановление соответствий;

  • JMix – восстановление последовательности.

http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/

Hot Potatoes

  • в контексте обучения русскому языку;

  • в контексте литературы как учебного предмета с целью проверки знания обучающимися:

  • текста,

  • биографического материала,

  • историко-культурологического контекста художественного произведения,

  • теоретико-литературных понятий;

  • материала, изученного в рамках обзорной темы в старших классах.



Учебные Интернет-ресурсы

  • Создание сетевых учебных Интернет-ресурсов на сервере Filamentality http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/lognew.html.

  • Для этого преподавателю необходимо:

  • разработать задание;

  • осуществить поиск и отбор необходимых для его выполнения Интернет-ресурсов.



Типы учебных Интернет-ресурсов

  • 1) Hotlist (англ. «список по теме») – список Интернет-ресурсов с текстовым материалом по изучаемой теме;

  • 2) Multimedia scrapbook (англ. – «мультимедийный черновик») – список Интернет-ресурсов с текстовым и мультимедийным материалом по изучаемой теме.

  • Предназначены для поиска, отбора, классификации и критического осмысления информации.



Алгоритм подготовки материала

  • формулировка темы;

  • аннотация;

  • разработка вопроса;

  • подбор Интернет-ресурсов к вопросу.



Типы учебных Интернет-ресурсов

  • 3) Treasure hunt (англ. «охота за сокровищами») – учебный Интернет-ресурс, включающий в себя текстовый и мультимедийный материал и предназначенный для организации поисково-познавательной деятельности обучающихся в освоении фактического материала.



Типы учебных Интернет-ресурсов

  • 4) Subject sampler – учебный Интернет-ресурс, включающий в себя текстовый и мультимедийный материал и предназначенный для организации поисково-познавательной деятельности обучающихся в контексте решения проблемного вопроса, требующего рассмотрения разных точек зрения и обозначения собственной.



Алгоритм подготовки материала

  • формулировка темы;

  • аннотация;

  • разработка детальных вопросов;

  • подбор Интернет-ресурсов к каждому вопросу;

  • общий вопрос по изучаемой теме.



Webquest (англ. «Интернет-проект»)

  • разработать тему Интернет-проекта;

  • сформулировать общий вопрос дискуссионного характера;

  • выделить аспекты изучения и обсуждения темы Интернет-проекта;

  • подобрать Интернет-ресурсы к каждому аспекты темы;

  • организовать работу обучающихся в группах;

  • организовать коллективное обсуждение аспектов и общего вопроса Интернет-проекта.



Использование технологий Веб 2.0 в обучении русскому языку и литературе



Образовательный потенциал социальных сервисов Веб 2.0

  • создание информационно-коммуникационного образовательного пространства;

  • создание портфолио;

  • создание учебных материалов преподавателем;

  • создание Интернет-ресурсов обучающимися;

  • оформление результатов СД обучающимися;

  • быстрый поиск информации;

  • организация диалога и полилога;

  • информационная компетенция обучающихся.



Электронные презентации

  • Power Point (представить информацию в качестве сопровождения устной речи в контексте формирования, обобщения и систематизации знаний обучающихся на всем протяжении изучения того или иного материала на уроках);

  • Movie Maker (иллюстрация, демонстрирующаяся разово с целью последующего обсуждения и выполнения заданий, а также создания определенной эмоциональной атмосферы).



Электронная презентация как задание для обучающихся

  • средство оформления результатов внеаудиторной самостоятельной деятельности;

  • сопровождение устных выступлений.



Технологии Веб 2.0 позволяют:

  • создавать и размещать презентации в сети Интернет;

  • встраивать ссылку на презентацию в информационно-коммуникационном образовательном пространстве дисциплины;

  • сохранить и использовать презентацию как самостоятельный документ.

работа как на уроке, так и в рамках внеаудиторной СД

Сетевая учебная презентация



Слайд-шоу



Интерактивное задание

  • Сервис Speaking Image (англ. «говорящая картинка»), позволяющий оснастить изображение комментариями в виде текста, графики, видео, ссылок на Интернет-ресурсы: http://www.speakingimage.org/

  • Файлохранилище Slideboom http://www.slideboom.com/



Интеллект-карты (ментальные карты, когнитивные карты)

  • Механизм формирования и развития знаний, умений и навыков в контексте освоения дисциплины путем рассмотрения и обработки большого количества учебного материала и представления его в удобной для восприятия и последующего воспроизведения визуально-графической форме.



Интеллект-карты

  • механизм познания;

  • механизм актуализации знаний;

  • с помощью приема «мозговой штурм» обучающиеся могут осваивать новый материал, одновременно систематизируя и обобщая его;

  • на заключительном этапе изучения той или иной темы с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний.



Интеллект-карты в процессе филологического образования

  • на уроке;

  • в качестве информационных ресурсов в контексте организации внеаудиторной СД;

  • в качестве задания для обучающихся (индивидуального, группового).



Сервисы Веб 2.0



Диаграммы

  • организация познавательной деятельности обучающихся в контексте освоения нового материала, а также на этапе его повторения, обобщения и систематизации;

  • на уроке;

  • в качестве информационных ресурсов в контексте внеаудиторной СД обучающихся;

  • задание для обучающихся (индивидуальное, групповое).

Социальный сервис Cacoo https://cacoo.com/

Ленты времени

  • 1) Могут быть подготовлены преподавателем и использованы:

  • на уроке при объяснении нового материала, а также в контексте обобщения и систематизации знаний обучающихся;

  • в качестве информационных ресурсов в контексте организации внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся;

  • 2) Задание для обучающихся (индивидуальное, групповое).



Ленты времени в процессе литературного образования

  • обзорные темы;

  • биография писателя;

  • история создания, публикации, постановки художественного произведения;

  • в контексте изучения художественного произведения (сюжет, развитие образа);

  • средство оформления результатов исследования в области становления и развития того или иного образа или темы в контексте развития мировой литературы.



Социальные сервисы Веб 2.0



Файлохранилища

  • 1) размещать и хранить в сети Интернет большой объем информации различного типа:

  • текст (Word, Exel, Power Point);

  • мультимедийные объекты;

  • 2) предоставлять доступ к определенному спектру пространства хранилища для организации совместной деятельности по обсуждению в режиме on-line и off-line и использованию размещенной информации.



Файлохранилища в процессе филологического образования

  • 1) создания учебных кейсов, предполагающих:

  • набор учебных материалов для самостоятельной работы;

  • описание конкретной практической ситуации;

  • взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой;

  • 2) организации обсуждения проблемного вопроса в сети Интернет;

  • 3) предоставления информации в контексте организации проектной деятельности обучающихся;

  • 4) размещение отчетов по результатам внеклассной деятельности обучающихся.



Социальные сервисы Веб 2.0



Закладки

  • организация учебного материала;

  • возможность создавать, хранить и публиковать собственные закладки на необходимых страницах сети Интернет, а также использовать закладки других пользователей и обмениваться ими;

  • средство организации процесса познания: позволяет расставить смысловые точки в сети Интернет, исследование которых позволит собрать в общую цепь отдельные звенья и получить комплексное представление по тому или иному вопросу.



Закладки

  • обеспечить быстрый поиск информации в рамках выполнения того или иного задания;

  • выделить пространство с необходимой информацией для изучения какой-либо темы или отдельного ее вопроса;

  • обозначить Интернет-ресурсы для критического осмысления.



Социальный сервис Вики

  • социальный сервис, позволяющий пользователю или группе пользователей размещать информацию в сети Интернет, в результате чего создаются динамичные страницы, обладающие гипертекстовой структурой и предоставляющие доступ к корректировке и дополнению размещенной на них текстовой и мультимедийной информации.

  • www.wikipedia.org

  • MediaWiki www.mediawiki.com

  • Wikihost www.wikihost.org



Вики-страницы в процессе филологического образования

  • 1) в рамках изучения какой-либо темы с целью организации СД обучающихся:

  • проектная деятельность;

  • исследование, корректировка и дополнение уже существующих вики-страниц с целью развития информационной компетенции обучающихся;

  • 2) средство организации внеклассной деятельности обучающихся.



Блог

  • портфолио преподавателя;

  • портфолио обучающегося;

  • механизма установления взаимодействия аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся;

  • механизма установления диалога;

  • механизма установления полилога посредством создания проблемных ситуаций;

  • в контексте организации филологического образования целесообразно встраивать блог в информационно-коммуникационное образовательное пространство.



Информационно-коммуникационное образовательное пространство



Информационно-коммуникационное образовательное пространство

  • учебного заведения;

  • отдельного учебного предмета с размещением материала для нескольких классов, курсов или групп;

  • отдельной учебной дисциплины;

  • личное образовательное пространство преподавателя с размещением материала по нескольким дисциплинам;

  • портфолио преподавателя;

  • портфолио обучающихся.



Обучающие платформы

  • сайта образовательного учреждения с размещением учебных курсов преподавателей;

  • сайта преподавателя с размещением нескольких учебных курсов.

  • Moodle http://moodle.org/



Личное образовательное пространство преподавателя

  • создать страницу преподавателя с размещением материала, связанного с организационными вопросами;

  • разработать на базе платформы пять учебных курсов, выбрав различные типы структурирования материала;

  • представить ссылки на учебные курсы преподавателя, разработанные на базе других Интернет-приложений.

  • Платформа Coursesites by Blackboard https://www.coursesites.com/webapps/Bb-sites-course-creation-BBLEARN/pages/index.html



Сайт одной учебной дисциплины



Сайт учебной дисциплины

  • успешно осуществлять деятельность тьютора;

  • быть мобильным;

  • устанавливать взаимодействие между аудиторной и внеаудиторной деятельностью обучающихся;

  • развивать навыки самоорганизации обучающихся.



Логические блоки сайта учебной дисциплины

  • организационный;

  • учебный;

  • методический;

  • информационный.



Портфолио обучающегося

  • обучающемуся систематизировать и объективно оценивать индивидуальные достижения в контексте учебно-воспитательного процесса в системе среднего и далее профессионального образования;

  • преподавателю выстраивать и регулировать индивидуальные образовательные траектории, обеспечивающие индивидуализацию учебного процесса в системе «школа-колледж-вуз».