uzluga.ru
добавить свой файл


Vadības ekonomika

Тема 7. Оптимизация производственного процесса в условиях совершенной конкуренции

М.Володина


Вопросы лекции

1. Конкурентная структура рынка

2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие конкурентного рынка

3. Использование дифференциального исчисления для принятия решений по поводу цены и объёма производства

4. Анализ безубыточности

5. DOL метод

Рыночная структура

Рыночная структура отражает наиболее важные аспекты рынка:

- количество фирм в отрасли;

- характер производимого продукта;

- возможность входа и выхода с рынка;

- способность фирмы воздействовать на цены.

Количество фирм в отрасли

Считается, что фирм в отрасли много, если объём производства каждой относительно невелик и ни одна фирма не занимает лидирующих позиций в отрасли. Степень концентрации производства в отрасли оценивается коэффициентом Херфиндаля-

Хиршмана:

Н = S1² + S2² + … Sn² где

S1, S2, Sn – удельные веса в отрасли.

Сильно монополизированным принято считать рынок, на котором Н = 1800.

Характер производимого продукта

Если покупатели не отдают предпочтения какому-либо товару, то такие товары относятся к группе однородных товаров.

Если товары различаются по качественным, техническим или др. параметрам, то такие товары – дифференцированные.

Если у товаров нет заменителей, то эти товары уникальны (монополия).

Степень взаимозаменяемости товара

Степень взаимозаменяемости товара определяется коэффициентом перекрёстной эластичности спроса:

Exy = Qx’(Py) x Py/Qx.

Чем выше коэффициент перекрёстной эластичности спроса, тем выше взаимозаменяемость и однородность выпускаемых товаров. При коэффициенте = 0 товар вообще не имеет заменителей.

Степень влияния на рыночные цены

Определяется с помощью коэффициента

Лернера:

L = (P – MC) / P.

Значение коэффициента колеблется от

0 до1.

Чем выше этот коэффициент, тем в большей степени фирма может влиять на рыночную цену и получать дополнительную прибыль.

Возможность входа на рынок и выхода из бизнеса

Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров:

- искусственные барьеры, связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий, патентов, нормативно-правовая база и др.;

- естественные барьеры, причина которых заключается в экономии на масштабах производства.

Типы рыночных структур

1. Совершенная конкуренция

2. Монополия

3. Монополистическая конкуренция

4. Олигополия

Совершенная конкуренция

Рыночная власть отсутствует:

1.Большое число мелких фирм;

2.Стандартизированные товары;

3.Лёгкая возможность проникновения на рынок и ухода с него;

4.Отсутствие неценовой конкуренции.

Монополия

Абсолютная рыночная власть, подлежащая государственному регулированию:

1.Одна фирма;

2.Уникальный товар, у которого нет заменителей;

3.Проникновение на рынок и уход с него затруднительны или запрещены законодательно;

4.Неценовая конкуренция необязательна.

Монополистическая конкуренция

Рыночная власть основана на дифференциации продукта:

1.Большое число относительно мелких фирм;

2.Дифференцированный товар;

3.Относительно лёгкий вход на рынок и выход с него;

4.Неценовая конкуренция очень важна.

Олигополия

Рыночная власть основана на дифференциации товара и / или доминировании фирмы на рынке:

1.Большое количество крупных взаимозависимых фирм;

2.Дифференцированный или стандартизированный товар;

3.Проникновение на рынок и уход с рынка затруднены;

4.Неценовая конкуренция для фирм, продающих специализированные товары.

Методы максимизации прибыли (минимизации убытков).

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки, сокращая издержки или оптимизируя объём выпуска.

2 метода максимизации прибыли (минимизации убытков):

1.Сопоставление TR и ТС и нахождение максимальной разницы.

2.Сопоставление MR и МС.

Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде:

1.TR – TC = max

2.MR = MC.

Так как в условиях совершенной конкуренции MR = P = ATR = МС, то условие максимизации прибыли (условие краткосрочного равновесия фирмы):

Р = МС

Долгосрочное равновесие фирмы.

В долгосрочном периоде фирмы работают с нормальной прибылью, поэтому условие долгосрочного равновесия фирмы:

Р = АТС

Использование дифференциального исчисления для принятия решений по поводу цены и объёма производства

Функция издержек: TC = 2000 + 10Q + 0,02Q²

P = 25; TR = P x Q = 25Q;

Π = 25Q – (2000 + 10Q + 0,02Q²) =

-2000 + 15Q – 0,02Q²;

П’ = 15 - 0,04Q; 15 – 0,04Q = 0; Q = 375;

375 – объём выпуска, максимизирующий прибыль.

Прибыль = -2000 + 15х375 -0,02х375²= 812,5 – максимальная прибыль. Или:

МС = 10 + 0,04Q

P =MC; 25 = 10 + 0,04Q; 15 = 0,04Q Q = 375.



Анализ безубыточности

Безубыточное количество - Qкр.:

Qкр. = FC / (P – AVC).

Пример: Qкр. = 20000 / (5 -3) = 10000

P = 5 Проверка:

AVC = 3 TR = 5 x 10000= 50000

FC = 20000 TC = 20000 + (3 x 10000) = 50000

Прибыль = 0

Безубыточный доход

Выразим VC как постоянную долю от TR:

VC = a x TR тогда

TR = FC x (1 – a)

Пример: TR= 20000 x (1 -0,6) = 50000

FC = 20000

a = 0,6



Целевая прибыль

Предположим, что цель компании получить прибыль 0,4 на единицу продукции. Тогда AVC = 3 + 0,4 = 3,4 и

Q = 20000 / ( 5 – 3,4) = 12500

Метод DOL

Существует метод, позволяющий оценить влияние изменения количества продукции на прибыль предприятия. Данный метод называется долей постоянных издержек в общих издержках (DOL) и фактически представляет собой коэффициент, измеряющий эффект, который оказывает изменение количества в % на изменение прибыли в %:

DOL = %∆∏ / %∆Q

DOL

Процентное изменение прибыли можно записать следующим образом:

%∆∏ = ∆∏/∏ = ∆Q(P –AVC) :[ Q(P – AVC) – FC];

Процентное изменение количества: ∆Q/Q.

Таким образом получаем результат:

DOL = ∆Q(P – AVC) : [Q(P –AVC) – FC]

Пример:

Предположим, что при производстве 15000 ед. продукции, прибыль составила 10000.

P = 5; AVC = 3; FC = 20000. Тогда:

DOL = 15000(5 - 3) : [15000(5 - 3) – 20000] = 3

DOL = 3 означает, что при Q = 15000 изменение количества на1% приведёт к изменению прибыли на 3%, а изменение Q на 10% приведёт к изменению прибыли на 30%.

Таблица



Комментарий к таблице

Из данных таблицы видно, что если объём производства сокращается на 10% с 15000 до 13500, то прибыль уменьшается на 30% с 10000 до 7000. И наоборот, при количестве 16500 ед. прибыль = 13000, что на 30% больше при 10%-ном увеличении производства.

Значение DOL

Важность доли постоянных издержек в полных издержках состоит в том, что она демонстрирует менеджерам влияние незначительных колебаний количества на прибыль.

Ограничения метода DOL

Метод DOL может использоваться только тогда, когда все переменные: цена, AVC, FC

остаются неизменными. Данный метод применим только для краткосрочного периода.

Использование метода DOL в принятии решений



Комментарий к таблице

Прибыль у ресторана быстрого питания –

80500, более высокая чем у ресторана с полноценным меню – 45300, но DOL у ресторана с полноценным меню – 10,8, а у ресторана быстрого питания – 4,2.

Вывод: увеличение дохода ресторана с полноценным меню вызовет намного более быстрый рост прибыли, чем аналогичное увеличение дохода ресторана быстрого питания.