uzluga.ru
добавить свой файл


  • Шубаркудукская с/р школа №2

  • Тема: Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи.

  • Подготовила: Базарбаева К.Б.

  • 2011 у/г.








Содержание:

  • Ходжа Ахмед Яссауи

  • жизненный путь

  • учения Яссауи

  • последние годы жизни

  • Мавзолей – место паломничества и поклонение мусульман

  • реставрация мавзолея ханом Тимуром

  • внешний фасад здания

  • внутреннее оформление

  • Мавзолей в наши дни

  • Народная поговорка:

  • “Прежде, чем ехать в Мекку посети сначала Туркестан»



Жизненный путь Ходжа Ахмеда Яссауи.

  • Ходжа Ахмед Яссауисуфиский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, один их первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире.

  • Его биография достоверно не известна, однако о нём существует множество легенд. Его отец Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арслана - Боб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.



Учение Яссауи.

  • Ахмед Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Речь идет о его сборнике мистических духовных стихов «Диван-и-Хикмет» («Сборник мудрых высказываний»). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. В стихах излагаются основные правила и догмы ислама. Поэт призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, убеждая, что это якобы обеспечит блаженство в загробном мире. В то же время он выступает и как гуманист, призывая людей к справедливости, честности, доброте.



Учение Яссауи.

  • Главная заслуга Ахмеда Яссауи как поэта состоит в том, что при господстве языка фарси в литературе и общественной жизни он обратился к родному тюркскому языку, ввел его в литературный обиход. Он посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.



Последние годы жизни.

  • Яссауи решил уйти из мира в возрасте пророка Мухаммеда в 63 года, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал он никто не может быть выше пророка Мухаммеда и соответственно он как человек преданный учению Ислама не может больше видеть солнце.

  • Он умер в 1167 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман.



Мавзолей – место паломничества и поклонение мусульман.

  • Хан Тимур (Тамерлан), защитник ислама, очарованный учением Яссауи и его гуманизмом, в конце XIV века, спустя 233 года после смерти Ходжа Ахмеда, приказал построить новый мавзолей. Строительство осуществлялось под непосредственным руководством Тимура: указания строителям, зодчим, мастерам он отдавал лично.



Реставрация мавзолея ханом Тимуром.

  • Учитывая огромные размеры мавзолея, его архитектурную сложность и монументальность, и зная, что он является одним из самых больших исторических памятников Средней Азии, можно лишь поражаться тому короткому сроку, за который он был создан, — не более десяти лет. Мавзолей строили по самым передовым технологиям того времени. Работа средневековых зодчих, не имевших привычных для нас современных строительных инструментов и техники, не может не вызывать восхищения.



Внешний фасад здания.

  • На подходе к мавзолею расположены оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы, большая часть которых была восстановлена реставраторами в 1976 году. Первоначально эта стена была воздвигнута в XIX веке по приказу кокандского хана. Благодаря ей мавзолей превратился в настоящую крепость.



Внешний фасад здания.

  • Мавзолей Яссауи — удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола — более 40 м, окружность — 130 м, высота минаретов — 12 м.



Внешний фасад здания.

  • Купол мечети возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов.



Внутреннее оформление.

  • Арка грандиозного портала – рештак ведет в центральный зал – казанлык. Здесь стоит бронзовый котел - казан емкостью 60 ведер и весом 2 тонны. Когда-то его наполняли сладкой водой, которую раздавали верующим после пятничной молитвы. Если верить преданиям, то этот огромный казан, который был для древних тюрков символом единения, творил чудеса. Говорят, что если помещенный в него жертвенный баран принимался Аллахом, то его мясом можно было наполнить котел-великан до краев и накормить всех прихожан.



Внутреннее оформление.



Внутреннее оформление.

  • Помимо центрального зала и усыпальницы Яссауи под куполами мавзолея есть другие помещения, в которые ведут двухэтажные коридоры. Через них можно попасть в Ак-Сарай — место, где когда-то собирались казахские ханы на курултаи для решения государственных дел, приема послов и просителей. Здесь же, в мавзолее, находятся мечеть и ха-лимхана — место, где когда-то готовили ритуальную пишу, а в стенных нишах стояли на огне казаны с похлебкой.



Внутреннее оформление.

  • Внутренние стены центрального зала и мечети покрыты голубой плиткой и украшены мозаичными розетками-медальонами. Пытливый взгляд сможет обнаружить здесь и оригинальные старинные плитки — не такие яркие и гладкие, как новые, но их оцарапанная, выщербленная поверхность хранит частичку души средневековых зодчих, создавших эти шедевры. Наружные стены мавзолея расписаны орнаментированной вязью, на каменных плитах — майоликовые вставки.



Внутреннее оформление.

  • На территории комплекса находится подземная келья, сооруженная еще при жизни Ходжа Ахмеда Яссауи. Здесь, под землей, собирались проповедники и дервиши и, сидя на циновках и кошмах, при свете мерцающих огней возносили свои молитвы. Глубоко под землю уходят таинственные ходы, здесь царят мрак и сырость, и именно здесь приходишь к осознанию святости этих людей, ибо жизнь, проводимая в постоянных молитвах и ночных бдениях, была под силу только сильным духом.



Мавзолей в наши дни.

  • Мавзолей является местом паломничества и поклонения мусульман. Считается, что дорога паломника, посетившего Туркестан, обязательно должна лежать через мавзолей. Его трехкратное посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Не так давно Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи включен в список всемирного наследия. Он стал первым историческим памятником Республики Казахстан в перечне величайших творении человечества.