uzluga.ru
добавить свой файл


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Условия формирования экономики знаний

  • Экономический и институциональный режим, обеспечивающий заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний.

  • Современная организация научных исследований и образования, приобретения навыков работающими по созданию, распространению и использованию знаний.

  • Динамичная информационная инфраструктура, создающая условия для эффективных коммуникаций и адресной передачи знаний.

  • Действующая инновационная система и управление знаниями в компаниях, исследовательских центрах, университетах, проектных и других организациях.



Специальные доклады Всемирного Банка

  • «Финляндия как экономика знаний» (2007)

  • «Индия и экономика знаний» (2005)

  • «Китай и экономика знаний: вызовы и возможности» (2007)

  • «Япония на пути к экономике знаний» (2008)

  • «Корея на пути к экономике, базирующейся на знаниях» (2008)

  • Ведется подготовка докладов по Швеции, Ирландии, Исландии, Мексике, Новой Зеландии и Бразилии.



Государственные программы и законы

  • Великобритания

  • 2001 г. – план действий «Science and Innovation Strategy»

  • 2004 г. – долгосрочная инвестиционная программа в области науки и инноваций (2004 – 2014 г.г.)

  • 2007 г. – «Стратегия интеллектуального предпринимательства»

  • Март 2008 г.- «Белая книга: Инновационная нация»

  • Франция

  • 1999 г. – Закон об инновациях

  • 2002 г. – «Инновационный план (до 2010 г.)»

  • 2005 г. – Общенациональная программа действий по коренным изменениям в инновационной среде страны (научно-технологическое развитие)

  • 2006 г. – Закон о полюсах конкурентоспособности (66 полюсов на мировом уровне)

  • Япония

  • 2006 г. – Третий план развития науки и технологий (до 2010 г.)



Система индикаторов экономики, основанной на знаниях (проект ОЭСР)

  • размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на все виды образования и НИОКР, а также на разработку программного обеспечения;

  • наличие информационного и коммуникационного оборудования и сетей, программного продукта и услуг;

  • численность занятых в сфере науки и высоких технологий;

  • инновационная активность, удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции промышленности и услугах;

  • объем и структура венчурного капитала как источника финансирования новых, высокотехнологичных фирм;

  • величина частного капитала в финансировании НИОКР;

  • межстрановые потоки знаний, международное сотрудничество в области науки и инноваций;

  • состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами и ряд других.



ПЕРЕХОД ОТ ЭКОНОМИКИ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, К ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ



Вызовы руководителям высшего звена в 2008 году

  • (обследование 769 компаний во всем мире, проведенное «Conference Board» ,США)



Новые ориентиры науки управления

  • 1. На протяжении всего ХХ века наука управления вырабатывала подходы к оптимизации и повышению эффективности управления:

    • человеческой деятельностью,
    • объектами,
    • функциями,
    • процессами,
    • программами и проектами,
    • организациями и отраслями.
  • 2. В последнюю четверть века и в наши дни мы являемся свидетелями формирования проблемно-ориентированных методов и форм управления:

    • управления в условиях неопределенности
    • управления стоимостью компаний
    • управления ростом компаний
    • экологического менеджмента
    • управления организационными изменениями
    • влияния информационных технологий на управление
    • психологии принятия управленческих решений
    • управления конкуренцией
    • репутационного менеджмента
    • организационного поведения
    • корпоративной культуры.


Новейшие теоретические разработки – обоснование систем управления знаниями:

    • концепция человеческих ресурсов
    • эволюционная теория фирмы
    • теория рассеянного знания
    • ресурсная теория организации
    • теория трансакционных издержек
    • теория лидерства
    • теория рынков с ассиметричной информацией
    • теория институциональной экономики
  • В самое последнее время развитие получили:

    • концепция динамических способностей организаций;
    • концепция ключевых сфер компетенции организации;
    • концепция сетевых организационных решений.
    • концепция «открытых инноваций»
    • концепция «образования в течение жизни»


Формула Дэвида Тисса:

  • «Сущностью фирмы является ее способность создавать, передавать, агрегировать, интегрировать и эксплуатировать актив «знания». Знание составляет базу компетенций, а компетенции лежат в основе рыночных предложений фирмой товаров и услуг».



Интеллектуальные ресурсы компании



Критерии оценки эффективности управления – измерители состояния ресурсов:

  • Интеллектуального капитала;

  • Инвестиционной активности;

  • Развития человеческих ресурсов;

  • Удовлетворенности потребителя;

  • Полноты и комплексности использования информационных технологий;

  • Возможностей адаптации к меняющейся среде.



«Третий европейский доклад о показателях развития науки и техники: к экономике, основанной на знаниях» (Европейская комиссия, 2003 г.)

  • Классификация знаний

  • научные знания

  • технические (технологические) знания

  • инновации

  • человеческий капитал

  • квалификации (компетенции)

  • ИКТ (информация)



Разновидности знаний:

  • формализованные и неформализованные;

  • явные и неявные;

  • кодируемые, привычные;

  • хорошо структурированные;

  • полуструктурированные;

  • неструктурированные.

  • практические, теоретические, стратегические;

  • общие и специфические;

  • научные, коммерческие;

  • о потребителях, продуктах, процессах, технологиях, конкурентах, законах, финансах;



Задачи "управления знаниями"

  • приобретение знаний - использование и приспособление для своих нужд уже имеющихся в мире знаний;

  • усвоение знаний - обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении всей жизни и развитие системы высшего образования;

  • передача знаний - использование новой информационной и телекоммуникационной технологии на основе конкуренции, соответствующего нормативно-правового регулирования и обеспечения доступа к информационным ресурсам.



"Управление знаниями" как функция и как вид управленческой деятельности включает:

  • а) практику добавления определенных ценностей к имеющейся информации;

  • б) организацию выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения, восстановления и распространения реальных знаний;

  • в) придание знаниям потребительского вида таким образом, чтобы они представляли собой нужную и пригодную к использованию информацию;

  • г) создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно делятся тем, что они знают, и используют все условия для усвоения новых знаний.



СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ





Восьмиэтапный процесс управления знаниями



РОСТ ДОЛИ СТОИМОСТИ ЗНАНИЙ

  • в цене отдельного товара – наценка за новизну, стиль, торговую марку, профессиональный дизайн, гарантии качества, страховки и т.д.;

  • в стоимости компании – оценка ее интеллектуальных активов (вложения в человеческий капитал и НИОКР, патенты, лицензии, ноу-хау) и управленческого потенциала (квалификация менеджмента, отношения с потребителями и поставщиками и др.);

  • в национальном продукте – рост вклада секторов, связанных с производством и управлением знанием (научные исследования и образование, финансовые, страховые и деловые услуги, консалтинг).



Альберт Эйнштейн:

  • «Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение безгранично»



Том Питерс

  • «Фирма, обладающая лучшими талантами в больших количествах, способна на большое количество неожиданных решений и, как следствие, имеет повышенные шансы на успех. Всё остальное (то, что называют «нормальный порядок вещей и его поддержание») даже сегодня может выполнять микропроцессор».



Доля творческих работников в общей численности занятых

  • Примечание. Данные по Российской Федерации относятся к 1999 г., по Нидерландам и Болгарии – к 2000 г., по США – к 2003 г., Все остальные данные за 2002 г.

  • Составлено по: Richard Florida. America’s Looming Creativity Crisis // Harvard Business Review. October 2004.



Виды обучения



Принципы организации обучения

  • обучаться быстрее, чем конкуренты;

  • обучаться внутри организации друг у друга, у групп;

  • обучаться за пределами организации у поставщиков и потребителей;

  • обучаться по вертикали от вершины до основания организации;

  • задавать правильные вопросы и применять "обучение в действии";

  • прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться по ним;

  • применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;

  • обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

  • обучаться в областях, ранее не известных.



Эволюция организационной структуры



Джон Несбит, «Мегатренды»



ПРОБЛЕМА НАРАЩИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  • ПРОБЛЕМА НАРАЩИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  • Число патентов на душу населения:

  • В Испании – в 10 раз больше, чем в России,

  • В Южной Корее – в 60 раз больше, чем в России,

  • В Германии – в 100 раз больше, чем в России.

  • В среднем, в течении последних трёх лет в США подано 376 тыс. патентных заявок, в Германии и Франции – 290 тыс., Южной Корее – 190 тыс., в России – только 29 тыс.

  • Доходы бюджетов от продажи наукоёмкой продукции:

  • США – 700 млрд. долларов;

  • Германия – 530 млрд. долларов;

  • Япония – 400 млрд. долларов;

  • Россия – 7 млрд. долларов, что составляет 0,3% от выпуска наукоёмкой продукции в мире.

  • Доля инновационно активных предприятий и компаний во всех отраслях экономики:

  • Россия – 9-11%,

  • Более развитые страны – 50% и более.



Опрос Института психологии РАН

  • «Верите ли Вы в то, что в нашей стране в обозримом будущем будет построена «экономика знаний»

  • 62% - не верят;

  • 19% - верят;

  • 13% - затруднились ответить;

  • 6% - предпочли другие, менее категоричные варианты ответа

  • Главные препятствия к построению «экономики знаний»:

  • Сырьевой характер рыночной экономики,

  • Неспособность использовать новые научные знания,

  • Отсутствие экономических механизмов, стимулирующих производство и внедрение нового знания,

  • Снижение образовательного уровня населения,

  • Низкие государственные расходы на науку,

  • Незначительная поддержка науки частным сектором экономики.