uzluga.ru
добавить свой файл


  • Сознание как парадокс. СПб., 2000

  • Пришла методологическая пора – психология, отворяй ворота. // Вопросы психологии, 2002, №4

  • Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003

  • Не пора ли нынче, братья-психологи, начать новые песни и не растекаться мыслию по древу? // Психология (журнал Высшей школы экономики), 2004, т.1, №4

  • Блеск и нищета эмпирической психологии. На пути к методологическому манифесту петербургских психологов.// Психология (журнал Высшей школы экономики), 2005, т.2, №1

  • Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии, 2006, т.1, вып.1.


Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива. М. ИП РАН, 2007

  • Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива. М. ИП РАН, 2007

  • Очерк о науке психологии с восклицательным знаком. // Самара, СамГПУ, 2007

  • Вера в психологию как науку. // Психология (журнал Высшей школы экономики), 2007, т.4, №4

  • In Search a Rational Answer to a Postmodernist Question // Culture & Psychology, 2008, v.14 (1)

  • Ностальгия по теоретической психологии. // Вопросы психологии, 2008, №6

  • Почти постмодернистский гипертекст, написанный в подражание О. Уайльду авторами, отнюдь не ласково относящимися к постмодернизму. // Методология и история психологии (в соавт., в печати)



Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. 1983 (не найдена единица психического)

  • Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. 1983 (не найдена единица психического)

  • Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. 1983 (ложно понимается предмет психологии)

  • Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984 (не удалось сложить полученные знания в систему)



Взрыв публикаций по методологии

  • Взрыв публикаций по методологии

  • Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. 2001

  • Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. 2002

  • Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. 2003

  • Мазилов В.А. Методология психологической науки. 2003

  • Юревич А.В. Психология и методология. 2005

  • Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. 2005

  • Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006

  • Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. 2007

  • Никандров В.В. Методологическое основы психологии. 2008

  • Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. 2008



ПЕРИОДИКА:

  • ПЕРИОДИКА:

  • Труды Ярославского методологического семинара (с 2003 г.)

  • Журнал «Постнеклассическая психология» (с 2005 г.)

  • Журнал «Методология и история психологии» (с 2006 г.)



Монизм: истина одна, но наука к ней лишь приближается (Карл Поппер: Ученый – не носитель истины, он ее искатель)

  • Монизм: истина одна, но наука к ней лишь приближается (Карл Поппер: Ученый – не носитель истины, он ее искатель)

  • Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше. (С.Д.Смирнов: Единой теории психического не может существовать).

  • Либерализм: истин много. Каждая из них верна для разных ситуаций.



В.В. Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного)

  • В.В. Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного)

  • А.В. Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.)

  • В.М. Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам



Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов: активности, развития, системности, причинности и дополнительности.

  • Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов: активности, развития, системности, причинности и дополнительности.

  • Д.В. Лубовский: детерминизма, развития и системности.

  • В.В. Никандров: дополнительности, инвариантности, относительности, самоогранизации, системности, соответствия, целостности, устойчивого неравновесия, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода, развития и др.



Наука – это субъективная деятельность, направленная на поиск истины. Методологические принципы – это правила научной деятельности (правила «игры в науку»).

  • Наука – это субъективная деятельность, направленная на поиск истины. Методологические принципы – это правила научной деятельности (правила «игры в науку»).

  • В.М. Аллахвердов

  • Перечень этих принципов варьирует, я сам использовал разные перечни.

  • Но в большинстве работ по методологии науки (Л.Б.Баженов, С.В.Илларионов, Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинников и др.) этот список хорошо согласован.



Принцип рациональности

  • Принцип рациональности

  • Принцип простоты

  • Принцип идеализации

  • Принцип независимой проверяемости

  • Принцип преемственности



1. Противоречие должно восприниматься как проблема, аномалия, «слабое место» теории.

  • 1. Противоречие должно восприниматься как проблема, аномалия, «слабое место» теории.

  • 2. Наука не признает чудес: чудо должно быть объяснено. Религия опирается на принципиально не объясняемые чудеса. Соединение науки и религии в непротиворечивой системе знания невозможно.

  • 3. Наличие множества теорий, описывающих одну и ту же реальность, обычно приводит к противоречиям. Плюрализм как методологическая позиция не согласуется с принципом рациональности.



4. В психологии сегодня сосуществует множество теорий, претендующих на целостное описание психического. Разные теории одного и того же не могут быть одновременно верными.

  • 4. В психологии сегодня сосуществует множество теорий, претендующих на целостное описание психического. Разные теории одного и того же не могут быть одновременно верными.

  • 5. Разные теории могут описывать разные аспекты реальности. Но если теории вступают в противоречие друг с другом, то и они неверны.

  • 6. Методологический либерализм (А.В. Юревич) объявляет возможным сосуществование таких «психологических империй», как психоанализ, бихевиоризм и когнитивизм (иногда Юревич добавляет теорию деятельности). Но эти теории противоречат друг другу. Поэтому они не могут быть вместе верными.



Из нескольких теорий, обладающих примерно равной объяснительной силой, предпочтительнее та, которая использует меньше допущений.

  • Из нескольких теорий, обладающих примерно равной объяснительной силой, предпочтительнее та, которая использует меньше допущений.



К. Птолемей: «Явления надо объяснять более простыми гипотезами, если они ни в чем не противоречат наблюдениям».

  • К. Птолемей: «Явления надо объяснять более простыми гипотезами, если они ни в чем не противоречат наблюдениям».

  • У.Оккам: «Не вводите сущностей превыше необходимого».

  • Ф. Бэкон: Тонкость природы во много раз тоньше наших рассуждений о ней. Как бы ни были блестящи наши умозрительные построения, они не могут соревноваться с соразмерностью и логической стройностью, присущей природе.

  • И. Ньютон: Природа ничего не делает напрасно, а было бы напрасно совершать многим то, что может быть сделано меньшим. Природа проста и не роскошествует излишними причинами явлений.



требование избегать гипотез ad hoc (букв. «для этого»). Так называют допущения, придуманные специально для защиты теорий от опровержений.

  • требование избегать гипотез ad hoc (букв. «для этого»). Так называют допущения, придуманные специально для защиты теорий от опровержений.

  • Самый опасный вариант – ГОРОПИЗИРОВАНИЕ – результат опровергающего эксперимента вводится в теорию в качестве дополнительного допущения. Таким путем можно согласовать с экспериментом любую гипотезу. (Любимый способ доказательства в психоанализе и когнитивизме)



отказ от конструирования монстров – гипотез о причинах, созданных природой исключительно для возникновения помехи и не имеющих иного обоснования. Таковы, например, гипотезы о разрушении следа, об интерференции как наложении процессов, об ограниченности ресурсов при переработке информации и т.д.

  • отказ от конструирования монстров – гипотез о причинах, созданных природой исключительно для возникновения помехи и не имеющих иного обоснования. Таковы, например, гипотезы о разрушении следа, об интерференции как наложении процессов, об ограниченности ресурсов при переработке информации и т.д.



  • Психика сложна и необходимо рассматривать ее сразу со всех сторон во всем многообразии.

  • Детерминация психического при этом «выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков».

  • «К сожалению», в психологии еще не разработаны критерии выделения разных уровней психики.

  • «К сожалению», не разработан вопрос о разных порядках психических свойств .



Всестороннее комплексное изучение человека и его связей с миром служит основой для материалистического подхода к объяснению природы психики… Успех психологического познания зависит от содружества психологии со смежными науками о человеке.

  • Всестороннее комплексное изучение человека и его связей с миром служит основой для материалистического подхода к объяснению природы психики… Успех психологического познания зависит от содружества психологии со смежными науками о человеке.

  • Индивидуальность может быть понята только при знании полного набора основных характеристик и свойств человека



Дробность психологических теорий явно не удовлетворяют критериям «внешнего оправдания» и «внутреннего совершенства» (Эйнштейн) … Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что такое обилие концепций является серьезным индикатором недостаточной теоретической зрелости.

  • Дробность психологических теорий явно не удовлетворяют критериям «внешнего оправдания» и «внутреннего совершенства» (Эйнштейн) … Опыт истории и логика развития науки ясно свидетельствуют о том, что такое обилие концепций является серьезным индикатором недостаточной теоретической зрелости.



Теории строятся не для реальных, а для идеализированных, заведомо не существующих объектов.

  • Теории строятся не для реальных, а для идеализированных, заведомо не существующих объектов.

  • Идеализированный объект – это объект, у которого некоторые обязательно присущие ему в реальности свойства объявляются отсутствующими.

  • Б.С. Грязнов: теории – это карикатура на реальность, а не реалистическое изображение.



Г.Т. Фехнер положил в основание психофизики постулат о субъективном равенстве едва заметных различий. Такая идеализация отбрасывает всё потенциально возможное разнообразие в переживании этих различий.

  • Г.Т. Фехнер положил в основание психофизики постулат о субъективном равенстве едва заметных различий. Такая идеализация отбрасывает всё потенциально возможное разнообразие в переживании этих различий.

  • С. Стивенс вводит другой постулат и получает другой закон.

  • В концепции З. Фрейда вводится идеализированное допущение: ничего из сознания не исчезает бесследно.

  • Согласно К. Левину, все существенные свойства психического могут быть описаны в терминах теории поля. Поведение он трактует как изменение в пространстве за бесконечно малое время (т.е. как непрерывное и дифференцируемое).



В основе любой психологической теории, претендующей на целостное понимание человека, именно человек должен быть представлен как идеализированный объект.

  • В основе любой психологической теории, претендующей на целостное понимание человека, именно человек должен быть представлен как идеализированный объект.

  • В.М. Аллахвердов: человек - это идеальная познающая система, на которую не наложено никаких ограничений на прием, хранение и переработку информации.

  • Тем самым предполагается, что реально существующие физиологические ограничения не могут использоваться для объяснения ограничений, наложенных на сознание.



Описание результатов любого эмпирического исследования всегда содержит в себе идеализацию.

  • Описание результатов любого эмпирического исследования всегда содержит в себе идеализацию.

  • Исследователь регистрирует только некоторые параметры, существенные, с его точки зрения, для описания результата исследования. Он (не всегда отдавая себе в этом отчет) предполагает, что воздействие всех остальных параметров равно нулю. Так появляются идеализированные эмпирические объекты.

  • Иногда встречающееся в психологической литературе требование учесть все факторы, влияющие на результат исследования, – утопия.



Идеализированные теоретические объекты опасны, потому что при неудачно выбранной идеализации построенная теория будет галиматьей. Однако идеализация, вводимая в теорию, позволяет выводить проверяемые в эксперименте следствия, а потому поддается независимой проверке.

  • Идеализированные теоретические объекты опасны, потому что при неудачно выбранной идеализации построенная теория будет галиматьей. Однако идеализация, вводимая в теорию, позволяет выводить проверяемые в эксперименте следствия, а потому поддается независимой проверке.

  • Введение идеализированного эмпирического объекта гораздо опаснее. Независимая проверка практически исключена. Любой полученный в эмпирическом исследовании результат необходимо многократно перепроверять в повторных испытаниях.



Научные утверждения должны проверяться иным способом, отличным от того, каким он был получен.

  • Научные утверждения должны проверяться иным способом, отличным от того, каким он был получен.

  • ВНИМАНИЕ: полученные в эмпирическом исследовании статистически «достоверные» результаты дают лишь основание не отбрасывать гипотезу. Еще требуется независимая проверка этой гипотезы.



Гетерометодическая проверка: Необходимо повторно провести исследование той же проблемы, но в иных условиях (иными методами, при иных параметрах объекта и т.д.).

  • Гетерометодическая проверка: Необходимо повторно провести исследование той же проблемы, но в иных условиях (иными методами, при иных параметрах объекта и т.д.).

  • Д. Кемпбелл: Гетерометодическая проверка в психологии – редкость, поскольку она привела бы к столь обескураживающим результатам, что у многих вовсе пропала бы охота проводить исследования.



Воспроизводимость результатов: Проверка, будет ли иметь место тот же факт при повторении всех условий.

  • Воспроизводимость результатов: Проверка, будет ли иметь место тот же факт при повторении всех условий.

  • Многие методологи отмечают: требование воспроизводимости не всегда реализуемо в гуманитарных науках, изучающих уникальные явления. К тому же, все условия не повторить.



Теории подлежат независимой эмпирической проверке (в порядке от слабых к сильным процедурам проверки):

  • Теории подлежат независимой эмпирической проверке (в порядке от слабых к сильным процедурам проверки):

  • 1) применение теории к уже известным, но не относящимся к ее первоначальному базису эмпирическим фактам;

  • 2) объяснение новых фактов, которые станут известными уже после ее создания;

  • 3) предсказание новых фактов, которые должны иметь место в действительности;

  • 4) предсказание того, какие явления, кажущиеся вполне вероятными, на самом деле не могут существовать.



Существуют две стратегии проверки:

  • Существуют две стратегии проверки:

  • верифицируемость (поиск подтверждений собственной гипотезы)

  • фальсифицируемость (поиск возможных опровержений)

  • Вторая стратегия предпочтительнее.



Новая теория должна давать объяснение старой так, чтобы все факты, на которых опиралась старая теория, не игнорировались, а интерпретировались в терминах новой теории.

  • Новая теория должна давать объяснение старой так, чтобы все факты, на которых опиралась старая теория, не игнорировались, а интерпретировались в терминах новой теории.

  • Создавая новую теорию, ученые должны оправдать устаревшую теорию, которую они отвергают.



И.П. Павлов: «страшный грех» психологов в том, что «вместо того, чтобы прибавлять, как во всем естествознании, к тому, что было раньше, они отбрасывают прошлые приобретения».

  • И.П. Павлов: «страшный грех» психологов в том, что «вместо того, чтобы прибавлять, как во всем естествознании, к тому, что было раньше, они отбрасывают прошлые приобретения».

  • Когнитивная наука в наибольшей степени выступает сегодня интегратором психологического знания. Не случайно во многих западных университетах курс когнитивной психологии даже заменил традиционный курс общей психологии.



Ученый строит догадки, а потом годами проверяет правильность угаданного.

  • Ученый строит догадки, а потом годами проверяет правильность угаданного.

  • Вопрос: Как мы узнаем, что научное знание прогрессивно развивается?

  • Ответ (И. Лакатос): Мы догадываемся.