uzluga.ru
добавить свой файл


  • Сергей В. Захаров

  • Институт демографии

  • ГУ-ВШЭ

  • Москва

  • szakharov@hse.ru


Очевидно влияние политики на поведение конъюнктурных показателей рождаемости (показателей для календарных лет или показателей для условных поколений).

  • Очевидно влияние политики на поведение конъюнктурных показателей рождаемости (показателей для календарных лет или показателей для условных поколений).

  • Сомнительно влияние политики на динамику показателей рождаемости для реальных поколений).

























Если опираться на результаты для условных поколений, то максимальное увеличение PTFR составило 0,36 рождений в расчете на одну женщину (1.87 в 1980 г. и 2,23 в 1987 г.). В итоге в 1981-1990 гг. было получено дополнительно 2,28 млн. рождений (прирост на 9,8-10,8%).

  • Если опираться на результаты для условных поколений, то максимальное увеличение PTFR составило 0,36 рождений в расчете на одну женщину (1.87 в 1980 г. и 2,23 в 1987 г.). В итоге в 1981-1990 гг. было получено дополнительно 2,28 млн. рождений (прирост на 9,8-10,8%).

  • Если опираться на результаты для реальных поколений, то максимальное увеличение CTFR составило 0,09 рождений на одну женщину (1,81 для когорт 1945-1947 г.р. и 1,90 для когорты 1954 г.р.). В итоге поколения 1948-1960 гг. р. произвели на свет дополнительно 1,04 млн. детей (прирост на 3,6-3,7%).

  • С точки зрения общего повышения рождаемости эффект семейной политики 1981-1990 гг. можно оценить как очень скромный положительный (т.е. едва отличающийся от нуля со знаком плюс). Возможно, для когорт 1955-1965 гг. р. эффект был бы выше, если бы они свой третий десяток лет прожили в более спокойной социально-экономической атмосфере (прирост итоговой рождаемости реальных поколений мог бы составить, по нашей оценке, не 0,1, а 0,15 рождений на одну женщину).













Усиление тенденции к омоложению рождаемости и временного повышения темпов формирования семьи – главный результат политики: временная дестабилизация календаря рождений (снижение возраста материнства, сокращение интервалов между рождениями) оказалась очень сильной.

  • Усиление тенденции к омоложению рождаемости и временного повышения темпов формирования семьи – главный результат политики: временная дестабилизация календаря рождений (снижение возраста материнства, сокращение интервалов между рождениями) оказалась очень сильной.

  • Политика вызвала усиление позиций двухдетной семьи в качестве идеальной модели.

  • Доля бездетных женщин едва ли сократилась сколько-нибудь существенным образом.

  • Популярность семей с тремя детьми не увеличилась.

  • Доля женщин, изменивших свой статус по числу рожденных детей, может быть оценена приблизительно в 10%



Доля женщин с двумя детьми, особенно в молодом возрасте (до 25 лет) повысилась очень значительно. В результате к началу рыночных реформ необычно высокая часть молодых женщин была обременена маленькими детьми и находилась в отпусках по уходу за ними. Трудности в адаптации населения к изменившейся соц.-эк. реальности были усилены.

  • Доля женщин с двумя детьми, особенно в молодом возрасте (до 25 лет) повысилась очень значительно. В результате к началу рыночных реформ необычно высокая часть молодых женщин была обременена маленькими детьми и находилась в отпусках по уходу за ними. Трудности в адаптации населения к изменившейся соц.-эк. реальности были усилены.

  • Более одной трети всех женщин становились беременными в период отпуска по уходу за первым (отпусками пользовалось подавляющее большинство) и рожали второго ребенка, на законных условиях продлевая отпуск по уходу маленькими детьми. Последствия для здоровья матери и детей столь коротких интервалов – вопрос для изучения.



Характер изменения календаря рождений и социальный состав, продемонстрировавших эти изменения, подтверждают, что наиболее значимым инновационными инструментами политики было увеличение отпуска по беременности и родам и учреждение отпусков по уходу за ребенком (до 1.5, а затем и до 3-х лет).

  • Характер изменения календаря рождений и социальный состав, продемонстрировавших эти изменения, подтверждают, что наиболее значимым инновационными инструментами политики было увеличение отпуска по беременности и родам и учреждение отпусков по уходу за ребенком (до 1.5, а затем и до 3-х лет).

  • Политика повлияла на рождаемость, в первую очередь, жителей городов и женщин с высоким образовательным статусом. По темпам формирования семей жители городов временно стали напоминать жителей села, а лица с высоким образовательным статусом лиц с низким образовательным статусом.



В соответствии с «Концепцией демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 г.» было резко усилено финансирование всех видов пособий, особенно существенно в отношении единовременных пособий и ежемесячных пособий в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

  • В соответствии с «Концепцией демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 г.» было резко усилено финансирование всех видов пособий, особенно существенно в отношении единовременных пособий и ежемесячных пособий в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

  • Инновационной мерой явилось введение «материнского капитала» целевого назначения (250000 руб., с 1 августа – 275000 руб.), начисляемого на 2-го ребенка.







Показатель итоговой рождаемости условных поколений (для календарных лет) сближается с показателем итоговой рождаемости реальных поколений (по году рождения).

  • Показатель итоговой рождаемости условных поколений (для календарных лет) сближается с показателем итоговой рождаемости реальных поколений (по году рождения).

  • Остается надежда, что снижение рождаемости в реальных поколениях прекратится и произойдет стабилизация на среднем уровне 1,6 рождений в расчете на одну женщину.

  • Вероятность третьих и четвертых рождений увеличивается с 1994 года, второго рождения – с 2000 года.

  • В 2007 г. на фоне восходящего тренда произошел резкий скачок в повышении вероятности повторных (2-х и последующих) рождений.

  • Вероятность первых рождений остается неизменной с 1999г.









Заведут детей столько же, сколько и хотели, но раньше, чем планировали – 10%

  • Заведут детей столько же, сколько и хотели, но раньше, чем планировали – 10%

  • Заведут, возможно, больше детей, чем планировали – 8%

  • Обязательно заведут больше детей, чем планировали – 1%

  • Меры никак не скажутся: будут следовать прежним намерениям когда и сколько заводить детей – 81%







  • Увеличение конъюнктурных (ежегодных) показателей может продлиться несколько лет.

  • В среднесрочной перспективе (не позднее 2012 г.) можно ожидать резкое падение конъюнктурных показателей рождаемости по причине стимулирования ранних сроков появления повторных рождений у целого ряда реальных поколений.



Падение конъюнктурных показателей произойдет раньше, чем через 5 лет (т.е. раньше, чем в 1980-х гг.)

  • Падение конъюнктурных показателей произойдет раньше, чем через 5 лет (т.е. раньше, чем в 1980-х гг.)

  • Модернизация российской модели рождаемости ускорится.

  • Рационализация репродуктивного поведения усилится.

  • Доверие государственным институтам и проводимой патерналистской государственной политике еще более ослабится.