uzluga.ru
добавить свой файл


Пореформенное развитие России


Землевладение и землепользование

  • С/х – доминирующая часть экономики

1878 – 1879 гг. – земельный фонд России 391 млн. десятин (в том числе 100 млн. десятин – неиспользуемые земли)

102 млн. – частновладельческие

139 млн. – крестьянские

50 млн. – казенные

Пути эволюции аграрного строя



Основные тенденции

  • Рост малоземелья

  • Увеличение численности крестьянского населения в 2 раза – 44 млн. душ м.п.

  • Сокращение размера надела – в 2 раза – до 2,5 дес. земли

  • Сокращение удельного веса дворянского земле-владения в 1,5 раза с 80% до 50%

1870 г. – в залоге 2,1 млн. дес. земли

1880 г. – 12,5 млн. дес.

1895 г. – 37,5 млн. дес.
  • 1-е место в мировом экспорте хлеба Россия



Рост крестьянского землевладения с 5% до 20% (в 4 раза)

  • Рост крестьянского землевладения с 5% до 20% (в 4 раза)

  • Рост стоимости земли ( с 5 до 10 рублей) – за счет втягивания земли в торговый оборот

  • Основные крестьянские проблемы – чересполосица и многополосица

  • Социальное расслоение крестьянства:



Типы помещичьих хозяйств



Новые тенденции

  • Увеличение посевов хлебов и картофеля в 1,5 раза, чистых сборов – в 2 раза

  • Увеличение численности наемных рабочих (отходники) с 700 тыс. до 3,6 млн. человек

  • Использование

инвентаря и с/х

техники (жнейки,

локомобили)

Развитие промышленности

  • Рост крупного товарного производства

  • Экспроприация мелких товаропроизводителей

  • Развитие мелкотоварного и мануфактурного производства



Новые отрасли промышленности

  • Угольная

  • Нефтедобывающая

  • Химическая

  • Машиностроение



Машиностроение

  • Центры транспортного машиностроения – Сормово, Луганск, Коломна

  • Центры с/х машиностроения – Харьков, Одесса, Елисаветград



Транспорт

1857 г. – учреждение Главного общества российских ж/д.

Разработка программы ж/д строительства: соединение хлебопроизводящих районов с судо-ходными реками и портами Черного и Балтийского морей.

Решение стратегических задач – доставка войск к западным границам.

Переход от частной к казенной постройке ж/д (причина – огромный долг перед государством)

  • Переход от частной к казенной постройке ж/д (причина – огромный долг перед государством)

  • К.1860 – н.1870 гг. – введение новых линий – «Москва - Курск», «Курск - Харьков», «Харьков - Одесса», «Москва - Ярославль», «Москва - Саратов», «Москва - Тамбов».

  • К. 1870 – н.1880 гг. – строительство ж/д в Закавказье, в Средней Азии и на Урале (линии «Пермь - Екатеринбург», «Самара - Уфа»)

  • В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс.



Ж\Д способствовали:

  • Углублению специализации районов

  • Развитию внутреннего и внешнего рынка

  • Росту подвижности населения

  • Развитию ряда отраслей тяжелой промышленности



Внутренний и внешний рынок

  • Во второй половине XIX века в 3 раза увеличился объем внешней торговли России (1860-е гг. – оборот 430 млн. руб., в к.1890 – х гг. – 1306 млн. руб.).

  • Вывоз: с\х продукция (хлеб), лес, лен, сахар, продукцию животноводства

  • Ввоз: сырье (хлопок, различные металлы), горючее для промышленности (уголь, нефть), продукция машино-строения, «колониальные товары» (чай, кофе).

  • Торговые партнеры: до 80 % внешней торговли России приходилось на передовые западные страны (Германия (25%) и Англия (22%); в страны Азии и Африки – 20%.



Финансовый рынок

  • 1860 г. – Государственный банк (эмиссия денег)

  • 1882 г. – Крестьянский банк (ссуды под залог покупаемых земель)

  • 1885 г. – Дворянский банк (льготные ссуды под 1 – 2% под залог земельной собственности)

  • 1864 г. – первый акционерный коммерческий банк (Петербург). К сер.1870–х гг. – более 40 КБ



Иностранный капитал

  • С 1880-х гг. – рост влияния иностранного капитала



Иностранные предприниматели

  • Англичанины Юз (угледобыча, металлургия) и Бромлей (металлообработка)

  • Шведы Нобели (нефтедобыча)

  • Германская фирма «Зингер» (производство и продажа швейных машин)

  • Шведская фирма «Эриксон» (телефонная сеть)

  • Француз Гужон (металлобработка)



Социальный состав населения



Классовая структура общества



Занятия населения

  • сельскохозяйственное - 97 млн. (77,2%),

  • торгово-промышленное - 21,7 млн. (17,3%)

  • "непроизводительное" - 6,9 млн. (5,5%).



Отходничество

  • Н.1860-х гг. ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на срок от полугода до трех лет,

  • В 1890-х гг. – более 7 млн. паспортов.

  • Еще большее число отходников направлялось на сезонные работы по краткосрочным "билетам" (на срок от одного до четырех месяцев).



Первые промышленные объединения

В 70 - 80-е годы возникают организации русской буржуазии для защиты ее предпринимательских интересов.
  • «Совет съездов представителей коммерческих банков» (Петербург)

  • «Совет съездов горнопромышленников Юга России» (Харьков)

  • «Совет съездов нефтепромышленников» (Баку).

Союзы предпринимателей действовали на основании уставов, утвержденных правительством. Регулярно, собирались их съезды, которые занимались вопросами тарифов, налогов, рабочим законодательством и другими делами торговли и промышленности.