uzluga.ru
добавить свой файл



Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым……

Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России»

  • Конвенция о правах ребенка

  • Рабочая концепция одаренности

  • Проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. «О методических рекомендациях по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»

  • Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

  • Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов







Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.

Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.

в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

 

- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

 

- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались

нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

 

- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

 

- по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

 Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны

Не менее любопытен и другой известный факт. Однажды А. Энштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. "Если люди ищут иголку в стоге сена, - ответил он, - то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку".

... список качеств, характерных для будущих творцов…

  • Рано овладели знаниями в избранной сфере.

  • Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

  • Были увлечены своим делом, энергичны.

  • Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

  • Умели контролировать себя.

  • Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

  • Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.



Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ

  • Неприязнь к школе.

  • Протестные формы поведения.

  • Перфекционизм (стремление к совершенству).

  • Переживание неудовлетворенности.

  • Конфликтность.

  • Повышенная чувствительность и уязвимость.

  • Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых.

  • Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание).



Одаренность

Это индивидуальное состояние способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Одаренность не сводится к сумме навыков и умений

Одаренный ребенок

Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет предпосылки)



Одаренный- творческий -креативный

Ребенок, выдающий творческий продукт, его критерий – нестандартность, но нестандартность осмысленная.

Одаренность многолика и многогранна

  • По широте проявления (общая, специальная)

  • По типу предпочитаемой деятельности (интеллектуальная, творческая, психомоторная, лидерская)

  • По виду проявления (явная, скрытая)



«Гений падает с неба… и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо.»

Дидро

Творческий взрослый –творческая среда- творческий ребенок!

Творческий взрослый –творческая среда- творческий ребенок!

В. Н. Дружинин

Творческая среда- это:

  • предметно-информационная обогащенность

  • условия для многообразной творческой деятельности

  • наличие образцов креативного поведения

  • отсутствие жестких рамок



  • Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается

в образец образцов.

Причины неуспешности учителя в работе с одаренными детьми (по опросу экспертов в 10- балльной системе)

  • Недостаточно владеет учебным предметом – 4, 7 балла

  • Отсутствует педагогический опыт - 5,9 балла

  • Методически беспомощен -6,3 балла

  • Нет достаточного опыта собственного развития ( интеллектуального, эмоционального, социального, личностного)- 8,3 балла

  • Находится в плену психолого - педагогических мифов по поводу одаренных -8, 4 балла



  • Не случайно , по мнению авторитетных ученых, всем , кто имеет отношение к воспитанию детей, остро не хватает знания по меньшей мере четырех наук: возрастной психологии, психологии развития, валеологии и тайм-менеджмента.



Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.



Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой):

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни. 



Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми (критерии американской программы “Astor”)

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.



Профессиональные компетенции учителя (по Н. В. Кузьминой):

глобальные личностные характеристики –

система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы:
  • специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

  • методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся;

  • психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

  • дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

  • аутопсихологическая компетентность, как основа рефлексии педагогической деятельности.



Учитель для одаренных детей (Л. Холлингуорт)

  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных.

  • представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек.



Все эти характеристики можно разделить на три группы

  • Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

 
  • В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

 
  • Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.



Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества

 
  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;

  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.



Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

  • Учителя одаренных больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа: " Что случилось, если бы..?" Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как "Что ты имеешь ввиду?"; «Если она права, то как это повлияет на..?" Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся. И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.



 

Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но, не оценивают, находя способы показать, что они их принимают.

  • В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей и одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.



А главное - это пассионарная среда, общение с людьми, у которых горят глаза от своего дела, которые своей одушевленностью наводят ребенка на мысль, что занятие наукой - это правильное жизнеупотребление и лекарство от вырождения.

Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек.

Итак, чтобы современные вундеркинды стали гроссмейстерами в различных сферах человеческой деятельности, необходимы определенные условия. Важнейшее место среди этих условий следует отвести созданию и постоянному обновлению продуктивной, творческой образовательной среды в каждой школе, где есть одаренные дети. А они, если верить известному изречению о том, что все дети талантливы, то они есть везде.



Спасибо за внимание!

Психологическое сопровождение программы «Одаренные дети»

  • Диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся

  • Консультативная деятельность

  • Профилактическая деятельность

  • Коррекционно-развивающая деятельность

  • Психологическое просвещение педагогов



Список литературы

  • «Все для администратора школы» нмж № 11 ноябрь 2012

  • ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ , Р.В.ОВЧАРОВА

  • Обучение и развитие одаренных детей, Н. Б. Шумакова

  • Теория и практика работы с одаренными детьми, В. В. Рубцов

  • Юлия Давыдовна Бабаева (официальный сайт)