uzluga.ru
добавить свой файл


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • МОУ «Богашёвская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Федорова»

  • Деловые бумаги

  • (пособие для учащихся)

  • Автор-составитель

  • Данилова Т.Б.

  • Томский район 2007 г.


Предисловие

  • Для того, чтобы приобрести свой индивидуальный стиль учебной деятельности, необходимо сформировать теоретические и практические навыки.

  • Деловые бумаги, представленные в пособии, помогут вам в решении определенных проблем; четко и адекватно выражать свои мысли, точки зрения; грамотно составлять документы; достигать взаимопонимания и взаимодействия через речевые акты, а также помогут при дальнейшей профессиональной коммуникации.

  • Основной задачей пособия является развитие вашего творческого потенциала, интеллектуальной, культурологической, организационной активности.

  • В центре предлагаемого пособия – правила составления, оформления деловых бумаг.

  • Предполагаемый результат:

  • Ъуглубленно изучить официально-деловой стиль;

  • Ъвооружиться четкими ориентирами в различении основных видов

  • документов и сферы их применения;

  • Ълаконично и четко составлять собственные тексты документов.



Стиль – от греческого стилос – палочка.

  • Стиль – от греческого стилос – палочка.

  • «Часто перевёртывай стиль» (Гораций), то есть исправляй, «отделывай сочинение» (Н.Кошанский).

  • Стилистика – наука о стилях



1 этап – X век Древнерусское государство

  • 1 этап – X век Древнерусское государство

  • Документируются правовые отношения:

  • Ъ грамоты жалованные, отпускные,

  • Ъ завещания,

  • Ъ заёмные, закладные кабалы.

  • 2 этап – XV – XVII века – формирование русского централизованного государства. Устойчивые формы документов и приёмы их составления

  • 3 этап - XVIII век – введена коллежская система делопроизводства. Векселя, облигации, рапорты, протоколы, инструкции.

  • 4 этап – XIX век – обширная делопроизводственная литература – письмовники ( сборники образцов документов).



5 этап – XX век СССР. Циркулируют разнообразные документы. В 1926 году создан Комитет стандартизации, разработавший стандарты служебных документов. Создана ЕГСД – единая государственная система документации, изданы ГОСТы на документы.

  • 5 этап – XX век СССР. Циркулируют разнообразные документы. В 1926 году создан Комитет стандартизации, разработавший стандарты служебных документов. Создана ЕГСД – единая государственная система документации, изданы ГОСТы на документы.

  • 6 этап – последнее десятилетие XX века и начало XXI века. Новые типы деловой корреспонденции:

  • Ърекламные деловые письма,

  • Ърезюме,

  • Ъписьма – представления;

  • речевых моделей, жанровое разнообразие.



Характеристика официально-делового стиля

  • ЪСжатость, компактность изложения;

  • Ъотсутствие эмоциональных, экспрессивных средств;

  • Ъбезличность;

  • Ъстрогость изложения;

  • Ъиспользование терминов, номенклатурных названий;

  • Ъвысокая регламентированность речи.

  • Цель высказывания

  • Сообщение, передача информации





Требования, предъявляемые к служебной информации

  • Ъдостоверность

  • Ъактуальность

  • Ъубедительность

  • Ъполнота.

  • Общие функции документа

  • Ъинформационная

  • Ъсоциальная

  • Ъкоммуникативная

  • Ъкультурная



Характеристика социальной функции документа

  • 1. Управленческая

  • 2. Правовая

  • 3. Функция исторического источника

  • 4. Официальность и регламентированность

  • 5. Лаконизм

  • 6. Достоверность

  • 7. Стандартизация и унификация

  • 8. Ясность и недвусмысленность

  • 9. Коммуникативная точность



Принципы выделения типов и видов документов

  • По фактору адресации:

  • - внутренняя деловая переписка,

  • - внешняя деловая переписка.

  • По содержанию и назначению:

  • - распорядительные,

  • - отчетные,

  • - справочные,

  • - плановые документы.

  • По сфере деятельности:

  • - управленческие,

  • - научные,

  • - технические,

  • - производственные,

  • - финансовые.

  • По срокам исполнения:

  • - срочные,

  • - второстепенные,

  • - итоговые,

  • - периодические.

  • По критерию первичности происхождения:

  • - оригинал,

  • - копия.



Стилевые черты официально-делового стиля.

  • Императивность – долженствующе-предписывающий характер; точность, не допускающая инотолкования; стандартизованность – строгая композиция текста; точный отбор фактов и способов их подачи, безэмоциональность.

  • Итак, основные стилевые черты официально-делового стиля:

  • Ъточность, не допускающая иного толкования;

  • Ънеличный характер;

  • Ъ стереотипность построения текста;

  • Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенном значении. Кроме того, часто употребляемы собирательные существительные: выборы, граждане, войско.



Особенности официально-делового стиля.

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • 1. Специальные слова и термины, употребление канцеляризмов и штампов.

  • 2. Отглагольные существительные, цепочка имен в родительном падеже, краткие прилагательные со значением долженствования, инфинитив, глаголы в форме 1 и 2 лица отсутствуют, отсутствие личных местоимений 1 и 2 лица, мало наречий.

  • 3. Использование повествовательных предложений (простые, полные, чаще двусоставные), частое употребление причастных и деепричастных оборотов, характерна рубрикация, употребление условных конструкций с повелительным значением, использование вводных слов.

  • ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

  • 1. Деловая и правовая сфера общения.

  • 2. Строгость, объективность.

  • 3. Безличность, выражает безличный характер.

  • 4. Точность, полнота мыслей, ясность.

  • 5. Стереотипность, стандартизованность.



--- Языковые средства официально-делового стиля

  • --- Языковые средства официально-делового стиля

  • Лексические

  • Морфологические

  • Синтаксические

  • --- Текстовые средства











Унификация языка деловых бумаг





Справка

  • Дана… в том, что она действительно является ученицей… класса… школы… города…

  • Справка дана для предъявления в …

  • Дата выдачи… ________ Директор

  • P.S. ФИО в дательном падеже



Заявление

  • Заявление – официальное изложение какой-либо просьбы, предложения или жалобы. Автор – частное лицо, работник учреждения. Адресат – учреждение, руководитель учреждения. Цель – изложить просьбу, предложение или жалобу. Композиция заявления: в правом верхнем углу наименование организации (руководителя), ФИО заявителя (в родительном падеже без предлога, точка не ставится), адрес (если требуется), наименование документа (пишется в центре со строчной/заглавной буквы, после наименования документа ставится точка), конкретное изложение просьбы и т.д., перечисление прилагаемых к тексту заявления документов (если это требуется), число слева, подпись справа.



Директору школы №1

  • Директору школы №1

  • Петрову П.П.

  • ученика 9 «Б» класса

  • Иванова И.И.

  • заявление.

  • Прошу принять меня в 10 класс с углубленным изучением химии.

  • 20 апреля 2007 г. (подпись)



Объявление

  • Объявление – это извещение о чём-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь.

  • Стандартные факты – кто, где, когда, что проводит; стандарт композиции жанра (заголовок – объявление; текст строится линейно, представляет ответы на вопросы что? где? когда? Концовка – подпись, стандартные конструкции).



1. С 10 октября ежедневно (кроме вторника) с 12 до 20 часов в Выставочном зале (ул. Хомутовского, 6)

  • 1. С 10 октября ежедневно (кроме вторника) с 12 до 20 часов в Выставочном зале (ул. Хомутовского, 6)

  • Открыта Всероссийская работ сельских самодеятельных художников (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

  • Проезд: автобус 2, ост. «Дом книги»

  • 2. Знакомая «Мелодия»?

  • Ну конечно! Как добрая фея она не раз входила в детскую комнату то в виде сказочника, то чтеца, то учителя.

  • Вот и сегодня магазин «Людмила» торговой фирмы «Весна» предлагает для детей дошкольного возраста более 200 наименований грамзаписей: сказок, инсценированных повестей, рассказов, стихов, басен. Для детей школьного возраста – поэзия, проза, драматургия и звуковые пособия изучающим английский язык.

  • Адрес магазина: ул. Ленина, 40.



Доверенность

  • Доверенность – документ, поручающий (разрешающий) кому-либо определенные правовые действия. Автор – частное лицо, адресат – частное лицо. Цель документа – разрешение одного частного лица другому совершить за первое лицо какие-либо правовые действия. Композиция доверенности: ФИО автора, его паспортные данные, указание на доверенное лицо, его паспортные данные – характеристика того, что доверяется, срок действия доверенности (не всегда), дата, подпись, заверение подписи (чаще – нотариальное).Клишированные формы: кто? + доверяю + кому? инфинитив.

  • По объёму полномочий различают три вида доверенностей:

  • 1. Разовая.

  • 2. Специальная.

  • 3. Общая.



Доверенность

  • Доверенность

  • Я, Зайцев Иван Петрович, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за апрель 2007 г. Зайцеву Петру Ивановичу.

  • Мой паспорт: (данные)

  • Паспортные данные Зайцева Петра Ивановича: (данные).

  • 21апреля 2007 г. (подпись)



Доверенность

  • Доверенность

  • (место и дата выдачи доверенности прописью)

  • Я, гр. __________________________,

  • Проживающий (ая) по адресу: __________________________,

  • Доверяю гр. ________________________,

  • Получить в кассе ______________________, находящегося (наименование предприятия) по

  • адресу: _____________________________, причитающуюся мне заработную плату за

  • __________________________ (период времени прописью)____________________,

  • расписаться за меня и совершить все действия, связанные с выполнением этого поручения.

  • (подпись)

  • «___»_________200__года настоящая доверенность удостоверена мною, _____________________, нотариусом ______________ (наименование нотариальной конторы, №, дата выдачи лицензии)

  • Доверенность подписана гр. _____________________________ в моем присутствии. Личность доверителя установлена, дееспособность его проверена.

  • Зарегистрировано в реестре за № ________________

  • Взыскано по тарифу: _______________________руб.

  • Нотариус: ______________(подпись)



Объяснительная записка

  • Объяснительная записка

  • Я измазал Морозова Алексея штукатуркой по спине, так как он оскорбил меня.

  • (число) (подпись)



Докладная записка

  • Директору Управления

  • информационных

  • технологий Иванову А.И.

  • программиста Леонтьева В.В.

  • докладная записка.

  • Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

  • Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

  • 6 октября 2000 г. Леонтьев



Приказ

  • Руководителям

  • подразделений

  • компании «__________»

  • Приказ № 12

  • от 22 апреля 200__г.

  • В связи с производственной необходимостью объявить 2 мая рабочим днем.

  • С приказом ознакомить всех сотрудников вверенного вам подразделения.

  • Генеральный директор (подпись)



Резюме

  • Резюме – жанр деловой переписки, одно из самых эффективных средств саморекламы, самомаркетинга на рынке труда. Автор – частное лицо. Адресат – руководитель фирмы или учреждения. Цель – заинтересовать собой руководителя фирмы, произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель – получение работы.

  • Композиция резюме: ФИО (слово резюме не пишется), основные личные данные – адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение, цель обращения: опыт работы – даты мест работы, занимаемые должности, выполняемые функции, профессиональные достижения; сведения об образовании – даты, учебные заведения, полученная специальность, присвоенная квалификация, награды, призы, звания. Дополнительная информация: владение иностранными языками (свободно, в совершенстве, читаю и перевожу, читаю и перевожу со словарём), владение навыками работы на компьютере, водительские права и опыт вождения, членство в профобъединениях, участие в работе конференций, сведения об общественной деятельности, сведения о воинской службе, хобби (лучше, если оно так или иначе связано с работой), готовность работать сверхурочно, ездить в командировки и т.д.; рекомендации, качества характера (аккуратен, трудолюбив, честен, энергичен, целеустремлен, лидерские качества).



Протокол

  • Протоколдокумент, составленный по определенной форме на основании записей, произведенных во время совещания (заседания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др.



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

  • (РОСАРХИВ)

  • ПРОТОКОЛ

  • ______Москва №______

  • Заседания комиссии по ….

  • Председательствующий – Смирнов С.С.

  • Секретарь – Антонова М.И.

  • Присутствовали: 30 человек (список прилагается)

  • Повестка дня:

  • 1. О разработке и принципах….

  • Доклад заместителя руководителя…2. О…

  • 1. Слушали:

  • Ивову А.И. – текст доклада прилагается

  • Выступили:

  • Иванов А.И. – краткая запись выступления Петров Н.И. – краткая запись выступления.

  • Постановили:

  • 1.1. Одобрить….

  • 1.2. …..

  • 2. Слушали: Выступили: Постановили:

  • Председательствующий (подпись) расшифровка подписи

  • Секретарь (подпись) расшифровка подписи



Характеристика

  • Характеристика

  • Смирнова Николая Федоровича, ученика 8 класса «Б»

  • средней образовательной школы № 1018

  • Смирнов Николай Федорович 1987 года рождения обучается в 8 классе «Б». Имеет прочные знания по всем предметам, учится на «хорошо» и «отлично». Особый интерес проявляет к точным наукам. Трижды участвовал в городских олимпиадах по физике, в классе является консультантом по математике. Николай – член редколлегии школьной математической стенгазеты. С поручением справляется успешно.

  • Смирнов Н. много читает, неплохо рисует.

  • Николай пользуется уважением учителей и одноклассников.

  • Характеристика дана для предъявления в заочную математическую школу Московского государственного университета.

  • 15 января 2001 г. Классный руководитель

  • Серова И.П.



Автобиография

  • Автобиография

  • Я, Леонидова Мария Федоровна, родилась 11 марта 19…года в Томске в семье служащего.

  • С 19…года по 19…год училась в 7 школе г.Томска. В 200…году поступила на факультет русского языка и литературы ТГПУ, где и учусь в настоящее время на4-м курсе. Являюсь старостой учебной группы.

  • Мои ближайшие родственники: отец – Леонидов Федор Иванович, 19…года рождения, инженер завода…, проживает по адресу:… Мать – Леонидова Ирина Ивановна, 19…года рождения, домохозяйка, проживает по адресу:…



Апелляция

  • Председателю

  • апелляционной комиссии

  • Томского района

  • Валяеву А.А.

  • ученика средней школы № 1

  • Сидорова С.С.

  • апелляция.

  • Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 2-й и 3-й страницах изложения.

  • 25 июня 2007 г. Сидоров (подпись)



Список использованной литературы

  • 1. Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: контрольно-тренировочные задания Томск. 2004.

  • 2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика М., 1993.

  • 3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.- 336 с.

  • 4. Гурьева Н.Ю. Деловое письмо: диалог и монолог// Русская речь. – 2004. - №4.

  • 5. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М., 1994.

  • 6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1973.

  • 7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1998.

  • 8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Учеб. пособие для общеобразовательных заведений: - М.: Дрофа, 1996. – 272 с.

  • 9. Толковый словарь русского языка. Составитель: Татьянченко Н.Ф. Москва. 2000