uzluga.ru
добавить свой файл


Компьютерная полиграфия

  • Лекция 1

  • Введение. Примерный план курса

  • История полиграфии


План курса

  • История полиграфии

  • Система ТEХ

  • Язык PostScript и его использование

  • Изготовление шрифтов

  • Полиграфия on-line



История полиграфии

  • Полиграфия до Гутенберга

  • Гутенберг и его последователи

  • Различные виды печати

  • Офсетная печать

  • Фотографическое изготовление печатной формы

  • Компьютерный набор текста

  • Система ТеХ и ее предшественники

  • Язык PostScript

  • Дальнейшее развитие



Рукописи

  • Раньше книги писали вручную. Это была очень трудная и медленная работа, но зато книгу можно было делать очень красивой, с цветными иллюстрациями-миниатюрами.

  • Здесь вы видите фрагмент страницы из рукописи XIII века, хранящейся в нашей Публичной библиотеке.



Начало печати книг

  • Когда появилась бумага, книги начали печатать. Сначала форму для печати страницы целиком вырезали из дерева или из металла.

  • Конечно, это тоже было очень трудоемкое производство, занимавшее огромное время.

  • Посмотрите на следующем слайде кусок этой формы в увеличенном виде.



Начало печати книг - 2

  • Это левый верхний угол всей формы.

  • Ситуация в книгопечатании принципиально изменилась после изобретения Иоганна Гутенберга.



Иоганн Гутенберг (1400 - 1468)

  • Гутенберг изобрел метод изготовления печатной формы из отдельных (заменяемых) элементов – литер.

  • «Литера – первая стандартная деталь в истории европейской техники» (БСЭ)

  • Он изобрел способ изготовления этих литер , разработал рецепты гарта – типографского сплава и типографской краски.

  • Он первым применил пресс для получения оттиска



Комплект литер работы Гутенберга

  • Вы видите, что каждая буква имеет много вариантов, с разными диакритическими знаками и различной ширины.

  • По-видимому, Гутенберг не знал, как решать задачи подгонки текста под заданную ширину наборной полосы.



Пример набора, выполненного Гутенбергом

  • Это не полная страница, а только сравнительно небольшой фрагмент. Цветные вставки текста и так наз. буквиц выполнялись вручную.

  • Считалось, что книга в том виде, как она появ-ляется из-под пресса, выглядит слишком бедно.



Развитие полиграфии после Гутенберга

  • Создание новых шрифтов. В качестве примера можно назвать великого немецкого художника, Альбрехта Дюрера, который разработал варианты шрифта так-наз. антиквы (это шрифт, воспро-изводящий рисунок букв с древне-римских надписей, по английски он называется Roman) и готического шрифта.



Готический шрифт Дюрера



Дальнейшее развитие

  • Дальнейшее развитие шрифтов

  • Появление курсивного шрифта

  • Появление орнаментов и иллюстраций

  • Полиграфические единицы измерения – пункт и другие. (Дидо)

  • Достижения ХХ века – строкоотливная машина и монотип.

  • Прогресс в печатании – появление ротационных машин.

  • Наконец, использование других типов печати.



Основные типы печати

  • Высокая печать – печатаемые элементы выступают над фоном

  • Глубокая печать – печатаемые элементы углублены по сравнению с фоном

  • Плоская печать – печатаемые элементы находятся вровень с фоном



Высокая печать

  • Этот вид печати наиболее известен. Именно так работают обычные резиновые штампы и печати. По принципу высокой печати изготавливают гравюры на дереве и линолеуме – на ровной гравируемой поверхности удаляется белое.

  • Печатные формы Гутенберга готовились по принципу высокой печати.



Высокая печать

  • Вот деталь гравюры. Обратите внимание на штрихи – по ним хорошо видно, что вырезалась белая часть рисунка, а черные линии (например, завитки волос) тщательно вырезались.



Вот еще одна гравюра на дереве



Глубокая печать

  • При глубокой печати, напротив, печатаемые элементы тем или иным образом углубляются. Например, в офорте металичес-кая доска покрывается лаком, рисунок процарапывается по лаку, а затем доска травится сильной кислотой, которая разъедает процарапанные места. Они затем «набиваются» краской, а увлажненная бумага по давлением достает краску из углублений. Это офорт.



Глубокая печать-2

  • А здесь хорошо видно, что рисуются именно черные штрихи, они очень тонкие. Только в отдельных местах черная линия «с трудом» утолщается.

  • Обратите внимание на использование в офорте специальной техники создания серого фона (слева от лица).



Гравюра по металлу

  • «Резцовая» металличес-кая гравюра выполняет-ся также по принципам глубокой печати, но черные линии рисунка просто вырезаются в металле (обычно меди).

  • Посмотрите на следующем слайде, как пересекаются черные линии в штриховке на деталях этой фигуры.



Детали металлической гравюры



Плоская печать

  • В плоской печати изображение получается благодаря химической обработке поверхности. В результате обработки краска при-липает к элементам изображения и не прилипает к фоновым элемен-там. Типичным способом плоской печати является литография, изобретенная в начале XIX века.

  • В современной полиграфии плоская печать становится (или уже стала) важнейшим видом печати.



Плоская печать-2

  • В обычной художественной литографии черное изображение рисуется специальными карандашами.

  • Здесь мы хорошо видим, как художник Кибрик рисовал лицо Ласочки – героиней «Кола Брюньона» Ромен Роллана.



Еще одна литография. Эрнст Барлах, Призвание. 1922.



Развитие плоской печати

  • Первоначально формы для плоской печати готовились на специальном виде известняка, который называется литографским камнем.

  • Затем нашлись другие материалы. В настоящее время для изготовления форм используется очень дешевая алюминиевая фольга, а теперь и синтетические пленки. После того, как стала использоваться фольга, готовую форму удалось свернуть в цилиндр и благодаря этому печатать не на отдельные листы бумаги, а на непрерывную ленту (появились ротационные машины).

  • Для изготовления формы стала использоваться фотография.

  • Теперь важно приготовить только образец для фотографирования, который в русской типографской практике называется оригинал-макетом, а в англоязычной CRC – camera ready copy.



Способы изготовления печатной формы

  • Из новых средств полиграфии нем следует знать о ризографах и об устройствах прямой печати.

  • Ризограф произошел от старинного (теперь уже) ротатора, средства оперативной печати первой половины ХХ в. В ротаторе в качестве печатной формы использовалась восковка – бумага, покрытая тонким слоем воска, в котором литеры пишущей машинки проделывали углубления. Получалась форма для глубокой печати.

  • В ризографе форма делается из специальной пленки, в которой прожигаются мельчайшие отверстия. Форма надевается на барабан, и краска поступает изнутри, через эти отверстия. Печать на ризографе при очень высоком качестве становится экономически выгодной уже при тираже в 100-200 экз.