uzluga.ru
добавить свой файл


К вопросу о сетевой педагогике

  • Пак Н.И. КГПУ, Красноярск


С чего все начиналось?



Структура информационной сущности человека (его информационного потенциала)



Информационный потенциал (ИП)

  • ИП одного объекта = площади треугольной фигуры

  • ИП нескольких объектов = площади фигуры, полученной объединением множеств трех уровней каждого объекта



Предположение

  • Поток информации от одного субъекта к другому пропорционален разности их информационных потенциалов. Коэффициент пропорциональности зависит от условий и характера взаимодействия объектов обмена информацией.

  • Q = K (R1 – R2), K – коэффициент информационного обмена, R1 , R2

  • - информационный потенциал объекта 1 и 2 соответственно



Информация = код + носитель

  • Код - упорядоченный набор знаков, отображающий некую сущность бытия, который может быть распознан человеком с помощью органов восприятия.

  • Носитель – это объект (бумага, электронные носители) или физический процесс (речь, звук, видео), которые могут воздействовать на человека и наоборот



Информация = код + носитель

  • Жизненный опыт – накопление интеллектуальных, физических и духовных ресурсов.

  • Коммуникация – восприятие и продуцирование информации

  • Знания – высшая форма структурированной информации



Информационное взаимодействие субъектов



Виды отношений

  • Один-к-одному

  • Один-ко-многим

  • Многие-к-одному (сетевое взаимодействие)

  • Многие-ко-многим (сетевое взаимодействие)



Один-к-одному и Один-ко-многим



Многие – к - одному



Предположения

  • В образовательной сфере коммуникация в основном осуществляется на 2 и 3 –ем уровнях.

  • При очном непосредственном взаимодействии двух субъектов поток формируется по трем уровням и достигает максимального значения.



Как увеличить поток информации?

  • Увеличение потока связано с наличием и качеством носителей и кода (способа представления) информации, а также со средствами коммуникации.

  • Использование отношения Многие-к-одному и/или Многие-ко-многим



смотри как живу я и учись

  • Главным элементом коммуникации является первый уровень. Обмен опытом трудно формализуем, а сам опыт не всегда четко сформирован в виде информации. Поэтому обмен происходит на уровне деятельности, наблюдения и отражения



Жизненный опыт

  • Накопление жизненного опыта чаще всего происходит методом проб и ошибок, с помощью интуиции, при многообразии условий и динамики изменений внешней среды.

  • Необходимо многообразие сетевого взаимодействия



Вывод

  • Сетевое взаимодействие становиться новым ресурсом для более широкого и активного обмена информацией на первом уровне иерархии человеческого потенциала.



Основные принципы сетевого взаимодействия:

  • Создание повышенного человеческого и искусственного информационного потенциала

  • Повышение энтропии (создание многообразия вопросов, проблем, задач, неопределенностей)

  • Создание многообразия сетевого взаимодействия



Успешность сетевого взаимодействия

  • Актуальный заказ общества к некой деятельности (соц.заказ)

  • Общность цели для участников, но многообразие задач и подходов к их решению

  • Высокая ценность для каждого участника в совместной деятельности

  • Возможность решения каждому участнику собственных текущих и будущих задач



Модели сетевого взаимодействия

  • Один -к-одному (Обмен по электронной почте)

  • Один-ко-многим (Системы клиент-сервер)

  • Многие-к-одному (сетевое взаимодействие)

  • Многие-ко-многим (Сетевое взаимодействие)



Модели сетевого взаимодействия

  • WEB- иерархия

  • (многие – ко -многим)

  • В сети Интернет создается специализированный WWW –сервис со своим протоколом (CWWW)



Дистанционная передача информации в пространстве



Критическая дистанция

  • Расстояние между субъектами S*, когда еще возможно общение (обмен информацией) без вспомогательных средств

  • Дистанционное обучение (общение) начинается тогда, когда L>S*



Дистанционное по времени общение

  • Обмен в реальном времени (on-line)

  • Обмен с прошлым или будущим (off-line)



Иерархическая структура знаний

  • изучение структурированности человеческого знания показывает, что в основе многих его областей лежит древовидная структура, определяющая иерархию понятий конкретной предметной области



Семантическая сеть

  • структурами представления знаний могут служить семантические сети. Термин семантическая сеть применяется для описания метода представления знаний, основанного на сетевой структуре



Схема семантической структуры CWWW

  • Элементарный уровень – Модуль знаний



Схема семантической структуры CWWW

  • Первый уровень – WEB – сайт



Схема семантической структуры CWWW

  • Второй уровень – сеть (разные топологии: шина, звезда)



Примеры:

  • Сетевые научно-образовательные проекты: виртуальный музей истории информатики, электронные конференции и пр.

  • Учебные проекты в сети: телекоммуникационные учебные проекты, сетевые игры.

  • Сетевые олимпиады и конкурсы



Сетевое обучение:

  • Вопросно-ответный сетевой форум (Сетевой Сократовский метод).

  • Каждый участник обязан на форум выставить N вопросов по заданной теме, и ответить на другие K вопросов, размещенные на сервере



Задачный сетевой форум

  • То же, что и вопросный, но содержанием обмениваемых пакетов являются задания практического характера



Совместные образовательные сетевые проекты

  • Разные учреждения образования договариваются выполнять свои работы, результатами которых могут воспользоваться другие.

  • Пример: Проект профилизации школы путем интеграции школы, педколледжа и педвуза



Сетевая педагогика

  • (Киберпедагогика, педагогика открытого образования)

  • Проективная педагогика



проективная образовательная система

  • – это реально функционирующая система, представляющая совокупность развивающихся компонент, каждая из которых представляет образовательный проект.

  • - педагогическая система, которая формируется и развивается как проект, описывающий ее настоящее и будущее поведение.



Смена парадигмы образования



Философия образования будущего



Прошлый опыт человечества является средством для решения профессиональных задач

  • Обучение предметам уже не самоцель. Предметы встраиваются в информационную научно-образовательную среду и выступают как инструментарий, средство для достижения целей и решения задач в будущей профессиональной области.



Что характерно для сетевой педагогики

  • Интеграция

  • Открытость

  • Распределенность

  • Объединение ресурсов

  • Совместная деятельность



Методическая система в сетевой педагогике

  • Формы: локально-очное, заочное, дистанционное

  • Средства: сети, гипертекст, гипермедиа, сайты, порталы

  • Технологии: нелинейные (рекурсия, параллельность, проектность); сетевые (чат, форум, телеконференции)



Технологическая карта автоматизированного курса



Структура отдельного модуля



Структура раздела



Электронный журнал

  • Фио

  • Курс

  • Модули

  • Раздел

  • (методика кредитной системы)



Заключение

  • Дорогу осилит идущий!

  • Спасибо за внимание!