uzluga.ru
добавить свой файл


История и методология экономической науки

  • Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г.


Тема 1. Наука и ее роль в жизни человеческого сообщества

  • Что такое наука?

  • Цель науки, научные и ненаучные знания

  • Методы научного познания

  • Средства познания

  • Наука как социальный институт

  • Где и когда родилась наука?

  • Зачем нужна история науки?



Что такое наука ?

  • Наука – специфическая деятельность людей, как и любая

  • деятельность имеет:

  • цель

  • конечный продукт

  • методы и средства его получения

  • направлена на определенные объекты, выявляя в них

  • свой предмет

  • Наука – деятельность субъектов, которые решая свои

  • задачи, вступают в определенные социальные отношения

  • и образуют различные формы социальных институтов



Цель науки

  • Получение научных знаний о реальности, позволяющих достигнуть наиболее полного результата в различных областях человеческой деятельности

  • Область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, находящиеся во взаимодействии и единстве друг с другом



Ненаучные знания

  • Знания полученные людьми в процессе их

  • жизнедеятельности на основе эмпирических

  • наблюдений, передачи опыта поколений,

  • интуиции (кипяток – горячий, лед –

  • холодный, конфеты сладкие и т.д.)



Систематизация знания

  • Элементами научного знания являются:

  • факты

  • закономерности

  • теории

  • научные картины мира



Требования для обоснования теоретических концепций

  • непротиворечивость

  • соответствие эмпирическим данным

  • возможность описывать известные явления и предсказывать новые



Методы научного познания

  • индукция и дедукция

  • анализ и синтез

  • абстрагирование и обобщение

  • идеализация

  • аналогии и описания

  • объяснение, предсказание

  • обоснование

  • гипотеза



Уровни научного познания

  • В науке выделяются эмпирический и

  • теоретический уровни познания

  • Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя устойчивые связи и закономерности мира. Его методами являются наблюдение, эксперимент, измерение, изучение исторических документов, сбор информации



Теоретический уровень познания

  • Методы теоретического познания:

  • мысленные эксперименты в рамках

  • сложившихся познавательных тради-

  • ций

  • моделирование

  • математический эксперимент

  • рассмотрение изучаемого объекта в

  • контексте целостной картины мира



Способы изложения теорий

  • аксиоматическое построение теорий

  • генетическое построение теорий



Средства познания

  • Язык науки – определенность использования понятий и терминов

  • Математика (клиометрика, математичес-кая лингвистика)

  • Компьютерная техника

  • Опросы и обследования



Основные модели изображения процесса научного познания

  • эмпиризм

  • теоретизм

  • проблематизм



Современная наука

  • Наука и техника сегодня придала истории беспрецедентный динамизм, изменив среду обитания человека. Он освоил поверхность Земли, всю биосферу, создал «вторую природу» (искусственную). Наука изменила масштабы культурной и хозяйственной деятельности и превратила человечество в целостную систему



Численность ученых в мире:

  • Численность ученых в мире:

  • – рубеж XVIII – XIX вв. – около 1 тыс. чел.

  • – конец XIX в. – около 100 тыс. чел.

  • – конец XX в. – свыше 5 млн. чел.



Наука сегодня

  • В ХХ в. научная информация удваивалась за 10 – 15 лет

  • Если в 1900 г. издавалось около 10 тыс. научных журналов, то сегодня их несколько сотен тысяч

  • Свыше 90% всех важнейших научных открытий приходится на ХХ в.



Наука как социальный институт (1)

  • Наука это особый вид профессиональной деятельности, осуществляющийся в рамках специальных институтов, как временных, так и постоянных

  • Современная наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций

  • В развитых странах в науке и инженерных разработках занято около 0,3% населения



Наука как социальный институт (2)

  • Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой и обществом, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм (патентное право, хозяйственное право, гражданское право и т.д.)



Наука как социальный институт (3)

  • Одна из экспликаций норм научного этоса была предложена в 30-х гг. ХХ в. основоположником социологического изучения науки Р. Мертоном

  • Он считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скепцицизм

  • Позднее Б. Барбер добавил еще два императива: рационализм и эмоциональную нейтральность



Где и когда возникла наука?

  • V в. до н.э. Древняя Греция

  • XII-XIV в. Западная Европа

  • Большинство историков считают, что наука в современном понимании возникла в

  • XVI-XVII вв., ибо именно тогда она превращается в особый социальный институт (научные общества, академии наук, университеты)

  • В каменном веке, когда начали накапливать и передавать знания о мире



Проблема «Европоцентризма»

  • Ни один географический регион не в праве считать себя творцом современной науки. Наука глубоко наднациональна и впитала в себя в конечном счете завоевания в области познания всех эпох и народов