uzluga.ru
добавить свой файл


Шахматы – настольная игра

  • Исследовательская работа

  • Выполнил ученик 4-а класса

  • МБОУ СОШ № 1 села Чекмагуш

  • Арсланов Марсель


Цель работы:

  • Определить необходимость игры в шахматы для современного человека



Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:

  • Выяснить, что такое шахматы, когда и откуда они появились;

  • Умеют ли играть в шахматы ученики нашего класса;

  • Узнать, легко ли научиться играть в шахматы



Гипотеза исследования:

  • Допустим, что современному человеку шахматы не нужны.



Методы исследования

  • теоретическое исследование

  • наблюдение

  • анкетирование учащихся

  • собеседование



История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в VVI векешахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

  • История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в VVI векешахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.







Появление шахмат на Руси

  • Во второй половине XIII века шахматы появились и на Руси. Пётр I особенно любил эту игру и всегда брал её в свои походы, стараясь чаще упражняться в тактике ведения боя.



Правила игры в шахматы

  • Правила игры в шахматы

  • В шахматы играют два партнёра. Для игры используются шахматная доска и шахматные фигуры. У каждого игрока имеется свой набор фигур определённого цвета (обычно один игрок играет белыми фигурами, другой – чёрными). Фигуры расставляются со стороны игрока в две линии клеток. В первой линии ставят 8 пешек. На второй линии располагают две ладьи, два слона, два коня, ферзя и короля (по бокам ладьи, вторыми от них – конь, далее слон, ферзь на цвет клетки по своему цвету и рядом с ним король). Цель всей игры – взять короля соперника. Игру начинает игрок с белыми фигурами.



Как ходят фигуры?

  • Каждая шахматная фигура ходит свои образом:

  • король ходит на любую одну соседнюю клетку;

  • ферзь – в любом направлении на любое расстояние; слон по диагоналям, во все стороны на любое расстояние;

  • конь – ходит буквой «Г» (на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали), эта фигура может «перескакивать» через другие фигуры;

  • ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали;

  • пешка – на одну клетку вперёд, но при «взятии» другой фигуры - на одну клетку вперед по диагонали.

  • Рокировка, это смена положение короля и ладьи, если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то в один ход одновременно они могут сменить положение.



Опрос

  • Я опросил своих одноклассников: какие настольные игры они любят?

  • В результате получилось, что все любят играть в шашки.А в шахматы или не любят, или не умеют играть.

  • А зря…



Что дает игра в шахматы?

  • Шахматы - игра, которая способствует становлению личности, учит мыслить и планировать свои действия, развивает внимание, смекалку, воспитывает волю, характер.

  • Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества. А мы – будущее его и от нас будет зависеть многое в этой жизни.



Чему меня научили шахматы?

  • Я научился играть в шахматы.

  • Шахматы научили меня мыслить на несколько шагов вперед, быть более внимательным.

  • А, кроме того, это очень увлекательное занятие.



В результате своего исследования я пришел к такому выводу:

  • Шахматы положительно влияют на развитие мыслительной деятельности человека.

  • Игра в шахматы воспитывает твердость характера, уверенность в себе, формирует культуру поведения, которые нужны человеку в его жизни.

  • Таким образом, гипотеза, что шахматы современному человеку не нужны, опровергаются моими исследованиями.



Работая над темой, я познакомился со следующей литературой: