uzluga.ru
добавить свой файл


Современные технологии обучения русскому языку

  • Е.В. Воропай, зав. кафедрой гуманитарного образования ИРО


Технология

  • совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

  • Из энциклопедического словаря



Образовательная технология

  • – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.

  • М. Кларин

  • упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей

  • Н.Таланчук



Проблема терминологии

  • технологии в обучении,

  • принципы и приемы оптимизации учебного процесса,

  • образовательные технологии,

  • технологичность учебного процесса,

  • моделирование учебного процесса в рамках конкретной технологии,

  • совокупность приемов



Ключевые понятия педагогической технологии



Ключевые понятия педагогической технологии



Компоненты структуры технологии обучения

  • 1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.

  • 2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

  • 3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

  • 4. Контроль качества усвоения материала.



Принципы педагогических технологий

  • П. воспитывающего обучения

  • П. развивающего обучения

  • П. создания успеха в обучении, развитии, воспитании

  • П. стопроцентной обратной связи

  • П. регулярного повторения

  • П. оптимального психического напряжения

  • П. максимального участия учеников в учебном процессе

  • П. ориентации на зону ближайшего развития

  • П. объединения педагогов и учащихся едиными целями



Главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении, – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

  • Главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении, – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.



^ Предметно ориентированные технологии обучения

  • это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.



I. Предметно ориентированные технологии обучения

  • Технология дифференцированного обучения

  • Технология концентрированного обучения



Технология дифференцированного обучения

  • Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

  • Технология уровневой дифференциации была разработана московскими и петербургскими педагогами в середине 80-х годов XX века.



Внешняя дифференциация

  • создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

  • привела к созданию гимназий, лицеев, спецшкол



Внутренняя дифференциация

  • совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований

  • основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учеников

  • внимание направлено не только на детей, испытывающих трудности в обучении (традиционное направление), но и на одаренных детей



Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета

  • Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета

  • Особенностями технологии уровневой дифференциации являются: уровень повышенной сложности, усиление индивидуально-дифференцированного подхода, большая степень занимательности, профориентационная (гуманитарная) направленность.



Уровни подачи материала

  • базовый

  • профильный

  • углубленное изучение русского языка.



Три уровня сложности материала (пример)

  • А обучение в общеобразовательных классах или индивидуальная образовательная траектория в рамках естественнонаучного, математического, технического и других профилей.

  • В для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и речевых умений и т.п.).

  • С - уровень углубленного изучения материала.



Примеры заданий. Тема: «Повторение изученного в 5-8 кл.»

  • А

  • I. Определите способ связи в словосочетаниях.

  • открывая ключом; ключом с бородкой; изящным ключом; тяжело открывая;

  • II. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы.

  • III. Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

  • Жажда к славе была для героя самым важным качеством.

  • В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.

  • На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.



Примеры заданий. Тема: «Повторение изученного в 5-8 кл.»

  • В

  • I. Определите способ связи в словосочетаниях.

  • В нашей столовой; парень в кепке; внимательно смотреть; смотреть со вниманием; покрытый покрывалом; слегка качаясь.

  • II. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику.

  • 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор. 4. Позвоните в справочную или еще куда-нибудь. 5. Гроза над городом.

  • III. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.



Примеры заданий. Тема: «Повторение изученного в 5-8 кл.»

  • С

  • I. Определите способ связи в словосочетаниях, сгруппировав их в зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово.

  • Умный не по годам; восемь галок; что-то из газет; пяти воронам; его портфель; справа от нас.

  • II. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания.

  • 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается? 4. Сам не зная зачем Турбин побежал по плацу к пушкам. 5. Подошли оставили Гай в стороне и уже пересекши железнодорожное полотно по бревенчатому

  • III. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.



Другая модель дифференциации

  • класс предлагается делить на три группы по другим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями



Критерии деления учащихся на группы

  • объем имеющихся знаний;

  • культура умственного труда;

  • уровень познавательной активности;

  • способность к абстрактному мышлению;

  • умение анализировать и обобщать;

  • утомляемость от интеллектуальной деятельности;

  • уровень самостоятельности;

  • уровень работоспособности (желание и умение учиться).



Работа с сильными учениками

  • должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий:

  • составление текстов диктантов;

  • составление карточек-заданий по изучаемому материалу;

  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

  • сочинение лингвистических сказок (миниатюр);

  • работа с дополнительной литературой;

  • проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;

  • выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;

  • работа «учителем» (проведение фрагмента урока).



Технология концентрированного обучения («погружение в предмет»)

  • внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.



^ Первая модель

  • предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса.

  • В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

  • Во время третьего погружения ученики учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

  • На последнем этапе концентрированного изучения предмета дети обучаются умениям творческого применения знаний.



Вторая модель

  • укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного-двух.

  • Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними в сорок минут, во время которого ученики обедают и отдыхают. Вторая половина дня посвящается деятельности по интересам.

  • Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учеников, практическое занятие, зачет.



Средства достижения поставленных задач

  • Материал изучается крупными блоками.

  • Многократность вариативного повтора.

  • Опоры, которые применяются в обучении постоянно.

  • При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах.

  • Взаимообучение.

  • Дидактические игры

  • Словарная работа



Словарная работа при концентрированном обучении

  • Семь-девять слов, написанные каждое на отдельном листе, распределяются по классу. Например, карточка со словом вырастает может быть помещена около цветка, карточка со словом сделал – около поделки и т.д.

  • Место слова определяется вместе с ребятами.

  • На следующий день некоторые карточки меняются местами, ученики должны их восстановить.

  • На третий день один из ребят расставляет слова.

  • На четвертый день учитель подходит к тому месту, где было то или иное слово, а ученики записывают его.



II. Вузовские технологии

  • уроки-лекции: лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью

  • уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты



Типология школьных лекций в проблемно-развивающем обучении (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина)

  • 1. Проблемная лекция. В ней представляются противоречивые теоретические концепции. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний учениками.

  • 2. Лекция-визуализация – способ передачи информации с помощью разных знаковых систем. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).

  • 3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной теме и обсуждающих проблемный материал как между собой, так и со слушателями.

  • 4. Лекция–пресс-конференция. Содержание зависит от вопросов учеников, привлекаются разные учителя.



Типология школьных лекций в проблемно-развивающем обучении (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина)

  • 5. Лекция-консультация близка по типу к предыдущей. Консультация приглашенного специалиста (не учителя) позволяет активизировать внимание учащихся.

  • 6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.

  • 7. Лекция-диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, на которые ученик пытается ответить непосредственно в ходе лекции.

  • 8. Лекция с применением игровых методов (используются методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Слушатели – школьники – сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.



Семинары (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина)

  • Семинар – развернутое собеседование.

  • Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны.

  • Семинар-диспут. Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута.

  • Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся (вступительное слово учителя, знакомство с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и дополнительными сведениями; учащиеся или группы в течение 20 минут на выбор решают несколько различных по уровню сложности заданий, школьники могут обращаться за помощью к учителю; коллективное обсуждение результатов, выполнение упражнений на закрепление)

  • Урок – театрализованный семинар.



III. Технологии личностноориентированного образования

  • Приоритетные задачи – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.

  • учитываются возрастные, психологические особенности каждого ученика

  • Ребенок, рассматриваемый как субъект образовательного процесса, совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать, активно участвовать в образовательном процессе и анализировать достигнутые результаты.

  • переход от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению



Педагогические мастерские

  • в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету

  • создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе

  • работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят

  • учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием



Принципы работы мастерской

  • 1) равенство всех участников, включая педагогов;

  • 2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;

  • 3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);

  • 4) отсутствие соперничества, соревнования;

  • 5) чередование индивидуальной и групповой работы;

  • 6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;

  • 7) разнообразие используемого материала;

  • 8) ответственность каждого за свой выбор.



Модульное обучение

  • опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским

  • Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. Этого можно достигнуть если учебная деятельность организуется в разных формах – индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава; если ученик получает необходимую помощь от учителя.



Модульное обучение

  • Основной учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий для ученика и советы учителя по успешной ее реализации.

  • Во время учебного занятия роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации его деятельности, координировании, консультировании и контроле.



Модульное обучение

  • Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый из которых укладывается во временные рамки двухчасового занятия.

  • Для лучшего усвоения темы учитель следует жесткой структуре модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с указания цели и порядка действий; заканчивается – контролем, позволяющим установить успешность обучения.



Технология проектов

  • Этапы:

  • предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендаций учителя);

  • составление плана,

  • изучение литературы по данной теме и сбор материала,

  • создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме,

  • защита, которая предполагает устное выступление выпускника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.



Технология проектов

  • все более общепринятой становится точка зрения, что учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость

  • это решение задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска. Поэтому и предъявление результата проекта может быть различным:

  • научный доклад с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы;

  • создание словаря;

  • «Музей русского слова»;

  • создание Общества защиты русского языка и написание его Устава;

  • подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием «Лингвистические кроссворды» и т.д.



Обучение как исследование

  • Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.



Этапы научного исследования:

  • знакомство с литературой;

  • выявление (видение) проблемы;

  • постановка (формулирование) проблемы;

  • прояснение неясных вопросов;

  • формулировка гипотезы;

  • планирование и разработка учебных действий;

  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

  • анализ и синтез собранных данных;

  • сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;

  • подготовка и написание (оформление) сообщения;

  • выступление с подготовленным сообщением;

  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

  • проверка гипотез;

  • построение сообщений;

  • построение выводов, заключений.



Технология коллективной мыследеятельности

  • состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре такта.

  • Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий (потребностей) – определение внутренних целей, способов деятельности.

  • Второй такт – работа по творческим группам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей (потребностей), формирование новых способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме.

  • Третий такт – окончание рабочего процесса: защита (научное аргументирование) индивидуальных, коллективных позиций. Функция: систематизация, углубление позиций на основе сравнения их с научной.

  • Четвертый такт – постановка новой проблемы. Функция: определение перспективы дальнейшего процесса познания, логическое соединение изученного и непознанного (иными словами, обеспечение непрерывности, системности познания).



Диалоговые технологии

  • в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей

  • Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение).



Диалог на разных уровнях

  • На первом уровне диалог с собственным Я, общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.

  • На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.

  • Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.



Типы диалога и их характеристика



Типы диалога и их характеристика



IV.Игровые технологии

  • игра создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности



Компоненты игры

  • Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

  • Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.



Компоненты игры

  • Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

  • Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

  • Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.



Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры



Разновидности игр

  • учебно-ролевые (сюжетно-ролевые): ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

  • дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими: словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.



V. Компьютерные и интернет-технологии

  • презентации

  • информационно-обучающие

  • тестирующие

  • www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов



VI. Технология развития критического мышления

  • используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

  • Вызов

  • Реализация (осмысление)

  • Рефлексия



Основные методические приёмы

  • метод Инсерт

  • разбивка на кластеры

  • интерактивная стратегия "Таблица "Знаем-Хотим узнать-Узнаем" (З-Х-У)"

  • перепутанные логические цепочки

  • продвинутая лекция и т.д.



Метод Инсерт (insert)

  • I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал

  • N – noting: системная разметка "+" – новое

  • S – system: для эффективного "–" – думал иначе

  • E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе

  • R – reading

  • T – thinking



V – + ?

  • V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

  • – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

  • + если то, что вы читаете, является для вас новым;

  • ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.



Интерактивная стратегия



Творческая форма рефлексии – Синквейн

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  • Например:

  • Россия

  • Православная, самоубийственная

  • Убивающая и воскрешающая

  • Поцелуй на морозе

  • Жизнь