uzluga.ru
добавить свой файл

Конспект занятия по математике в старшей группе по сказке «Цветик-семицветик» В. Катаева

Программное содержание:

I 1.Упражнять в количественном счете.

2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.

3.Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя.

4.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств.

5.Продолжать учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет, равный условной мерке).

6. Продолжать учить называть двузначные числа на числовых карточках, моделировать их.

II. 1 .Побуждать обозначать соотношения по величине словами : выше, ниже, короче, длиннее, шире, уже. Употреблять слова, обозначающие пространстве­нные направления.

2.Продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки.

3. Закреплять умение называть двузначные числа, употреблять слова: «десятки», «единицы»

III. 1.Побуждать отыскивать разные способы решения познавательных задач, Поощрять самостоятельность детей, инициативность.

2. Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.

Материал: ковер-самолет, на нем 6 квадратов, 11 прямоугольников, 5 кругов, 7 треугольников; Числовые карточки из пособия Н.А. Зайцева «Стосчет» или «Тысяча плюс», карточки для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета, пластмассовые цифры; аудиозапись; плоскостные изображения 7 цветов ( на трех из которых задачи), свиток- рисунок волшебной палочки 20 см., шапка, сапоги, скатерть, 4 полоски ( 19, 19,5, 20, 21 см.), сумочка, в которой веревка-тесьма, ножницы, полоска бумаги 25 см., табличка-указатель. Домик, на наличниках которого 3 условных знака, обозначающих свойства фигур, блоки Дьенеша, панно с изображением 3-х елочек высотой 20, 20,5, 19 см., ключик-плоскостное изображение, сундучок, цветик-семицветик с одним лепестком .

Заранее готовятся дети, исполняющие роли Жени и Вити, фокусника.


Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Создание игровой ситуации


звучит музыка


^ Слышен голос:

Путь ваш в гости был далек,

С вами говорит хозяин этого острова.

Мой остров непростой-

Здесь загадок целый рой.


Голос:

Нет, не видел здесь такого-

Ни хочу вас огорчать.

Но дальнейшую дорогу

Вам без отгадок не видать.

Найдите сначала мои загадки, а потом их отгадайте, иначе останетесь здесь

навсегда.


Постановка игровой и учебной задач


проблемный вопрос


показ и объяснение воспитателя


звучит музыка


Волшебная палочка указывает направление полета ( звучит музыка).


Постановка задачи

надо поставить логические блоки - фигуры так, как показывают значки


Выходит фокусник


постановка учебной и игровой задачи и вопрос


вопрос


показ способа выполнения воспитателем


Звучит музыка


постановка игровой и учебной задач


Звучит музыка, дети летят в дет.сад


итог занятия

Воспитатель приглашает детей в зал, где сидит девочка Женя.

  • К нам гостья пришла. Как тебя зовут, девочка? Откуда ты пришла?

  • Я Женя из сказки « Цветик-самоцветик».

Потеряла я его - последний лепесток. Я так хочу, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать. Помогите мне, пожалуйста, найти волшебный лепесток.

Ребята, поможем Жене?

Но на чем же мы отправимся в путь?

На пароходе - глубоко,

Пешком - как?

На поезде - как?

А знаете что, давайте полетим на ковре -

Самолете

Вот он раскинулся. Посмотрите, какой он необычный.

1,2, 3, 4, 5 - мы готовимся взлетать,

Но при этом все фигуры мы должны пересчитать.

Здесь квадратов сколько? - ровно

прямоугольников?

про круги мы не забыли?

на ковре их ровно

треугольников

Приготовились совсем!

Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:

Чтобы наш самолет поскорей летел вперед!


Вот летим мы над полями

Вот и море перед нами

Вижу лодку рыбака,

Море шире... иль река?Один, 2, 3, 4 - ну, конечно, море шире.

Вот под нами темный лес

Ветки тянет до небес.

В нем дровишек целый груз,

Выше дерево иль куст?

Дерево выше, а куст ниже. Один,2,3, 4,5 - не ошиблись вы опять

Справа горы высоки. Покажите и скажите где?

Слева - реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?

Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.

Ой! Ковер клонится назад!

Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.

Все опасность миновала, продолжаем мы полет.

Вижу остров я, ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет.

Интересно, куда мы попали?

Таких цветов мы давно не видали.

Встаньте между цветами,

не топчите их ногами.

Верно здесь наш лепесток.


Воспитатель: Дорогой хозяин острова, не попал ли сюда лепесток от волшебного цветика- семицветика?


Воспитатель: нам нельзя здесь оставаться,

Загадки искать давайте приниматься!

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?


Вдруг упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Игнат Сколько здесь всего ребят?


У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, Если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек?


Молодцы, справились с загадками. Теперь дальше пойдем за цветиком-семицветиком. А куда, нам укажет волшебная палочка. Вот ее рисунок -показывает свиток, на кот. написано: Посетите наш сказочный магазинчик, в Нем среди чудесных вещей найдете волшебную палочку. Но есть одно условие! Палочку надо найти сразу. Она должна быть точно такой же длины, как на рисунке. Если кто-то из вас возьмет в руки другую палочку, то волшебная палочка потеряет свою силу! Запомнили? В руки надо взять только нужной длины палочку!


  • А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются?

  • А сколько палочек, не одна, а целых 4. И все почти одинаковой длины. И брать-то их в руки нельзя, примерять вот с этой нарисованной. Как же нам быть? Как найти нужной длины?

  • Может нам что-то может помочь? Открывает сумочку, чем бы померить? А вот у меня есть веревочка. А вот и ножницы. Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать?

  • Я сейчас вам покажу, как можно с помощью этой веревочки найти нужную палочку. Я приложу веревочку к нарисованной палочке и отрежу вот тут. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это будет мерка..

  • Кто догадался, что я буду делать дальше?

  • А сейчас я приложу свою мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине. Как веревочка. Эта короче, эта чуть длиннее, эта тоже. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как мерка. А значит, она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку - вот она!




  • Точно такой же длины, мы не ошиблись!

Ну, теперь летите дальше

За волшебным лепестком.

На большой лесной поляне

Вы найдете чудный дом.

Не встречал ли лепесток

Тот, кто в домике живет?

  • Вот лес начал появляться - здесь пора нам приземляться.

  • Елка где?

  • мостик где ?

Лучше под ноги гляди, Вот он домик ... впереди.

Воспитатель читает с детьми табличку

« Домик фокусника. Расколдуйте домик, а потом стучите»

Значит фокусник здесь живет. И домик-то необычный с фокусом, как же его

  • расколдовать? Вот тут какие-то значки на наличнике, а на земле фигуры лежат. Что бы это значило?

Воспитатель читает с

детьми значки,


Ф.: задремал я, задремал . Только стук и услыхал. Здравствуйте, ребята, садитесь на полянке.

Дорогой фокусник, не встречал ли ты цветик- самоцветик?

Ф.: Как же, как же не встречал? На дорожке подобрал, положил в свой сундучок, сохранил и приберег ( показывает сундучок). Но ключик к нему я припрятал под елкой. Найдете его - откроете сундучок ( показывает нарисованные елки)

Обязательно найдем. Да , ребята?


Ф.: Ключ спрятан не под самой высокой и не под самой низкой елкой.

Воспитатель спрашивает, сколько елок нарисовано? Они разной высоты. Как сказал фокусник, где лежит ключик ?


А где же она?

На глаз, кажется, что они все одинаковые и не приставить их одну к другой. Как же узнать, какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться?


  • Что же у нас еще в сумочке есть? Хотя и веревочкой можно. А у меня еще есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту елок?А как? Воспитатель показывает:

  • Я приложу к этой елке, согну ее вот так ( просит ребенка разрезать по линии сгиба)

  • получилась мерка. Она равна высоте этой елки. Что дальше надо сделать?



Фокусник отдает ключик: - Ай, да, ребята, смекалистые какие- мерку придумали!

Пора просьбу выполнять, сундучок свой открывать.


воспитатель открывает сундучок и достает цветок с одним лепестком, дает его Жене.

Вот Женя твой заветный цветок, береги его, дружок.


Воспитатель: Ребята! А наш ковер – самолет заколдовали! В каждом углу ковра самолета лежат цифры. Ими обозначено какое-то число. Чтобы ковер – самолет взлетел, надо составить число с помощью кружочков под цифрой.


Воспитатель проверяет работу, прикладывая к модели числовую карточку из «Стосчета».


Вот и садик между нами, приземляемся, друзья Мальчика из сказки исцелять пришла пора.

(Выходит, прихрамывая мальчик Витя) Женя берет лепесток, отрывает его и загадывает желание:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтоб Витя стал здоровым.

(Витя радуется, ходит, подпрыгивает)

Витя : спасибо вам, ребята и Женя. Теперь я могу прыгать, бегать, играть,

скакать. Воспитатель предлагает детям, Жене и Вите поиграть в игру « Если нравится тебе..»  Молодцы, дети, вы сегодня смогли помочь Жене и Вите.

 



Да


долго

шумно


шесть

одиннадцать


пять

семь


море


подходят к цветочной поляне


4


3


5


шапка-Невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка...

ответы детей


ответы детей


дети отвечают


Дети сравнивают волшебную палочку с рисунком


дети идут к домику


справа

слева


дети подбирают фигурки и помещают их на наличник

1 - толстый, маленький

2- нетолстый, немаленький, круглый

3-тонкий, большой, красный.

Затем стучат в домик..


Да


... под средней елкой


веревочкой, меркой


можем


Дети примеряют полоску к другим елкам, находят самую высокую, пониже, низкую елочку. Отмечают среднюю елочку.


Дети прощаются с фокусником.


Дети разбиваются на 4 группы, моделируют число, называют его, говорят, какое количество десятков и единиц в нем содержится.