uzluga.ru
добавить свой файл

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

как условие формирования профессиональной компетентности

Светлана Ивановна Глухих,

доцент кафедры социальной педагогики

Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург

По определению А.А. Калюжного в монографии «Психология формирования имиджа учителя», « имидж учителя – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, массового сознания. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые ему приписываются окружающими»…

Рассматривая профессиональный имидж как инструмент педагогического влияния и как условие успешной профессиональной деятельности, можно выделить такие важные структурные компоненты: соответствие внутреннего и профессионального образа, вербальные и невербальные средства общения, эстетика внешнего облика.

Соответствие образа профессии внутреннему образу считается основным компонентом педагогического имиджа, поскольку умение располагать к себе людей и создавать позитивный настрой в общении – необходимое качество в профессиональном общении. Внутренний образ это культура учителя, его обаяние, эмоциональность, общеобразовательная компетентность, ассоциативное видение, самообладание в условиях публичности, креативные личностные черты. Внешний образ – это особые формы отношения к материалу, способность к самопрезентации, умелая постановка всего хода урока, профессиональный подход к построению межличностных отношений с учениками, родителями, коллегами и другим социальным окружением.

^ Вербальные и невербальные средства общения – важные компоненты имиджа. По данным социологических исследований, при вербальном общении человек получает 35% информации, а при невербальном – 65%. Что и как говорит учитель, умеет ли он словом привлечь и удержать внимание аудитории, какие жесты, мимику и позы использует, как стоит, сидит, молчит – всё имеет значение. Учитель обучает, даже когда молчит. Внешний облик помогает создать или разрушить позитивный имидж педагога. Визуальная привлекательность – часть профессионального имиджа, эстетический компонент в виде аудиовизуальных и кинестетических характеристик педагога можно использовать как инструмент педагогического воздействия. Тембр голоса, пластика, мимика, одежда, обувь, причёска, макияж, украшения – всё несёт воспитательную нагрузку и влияет на формирование внешнего образа в глазах окружающих.

Социальная роль имиджа состоит в том, что самопрезентация позволяет создать образ, приближённый к идеальному «я», что способствует саморазвитию…Если с помощью одежды, причёски, аксессуаров, макияжа и доброжелательной мимики вы создаёте позитивный имидж, затем определённое время стараетесь ему соответствовать, то и сами не заметите, когда он перестанет быть чисто внешним проявлением.

Исследователи утверждают, что эффективное взаимодействие с профессиональным социальным окружением и управление результатами педагогического процесса может осуществлять только педагог с позитивной «Я-концепцией». В психологической и педагогической литературе эта концепция характеризуется как обобщённое представление о себе, системе взглядов, суждений, оценка собственной личности, существующая в сознании человека.

В структуре «Я-концепции» три компонента: когнитивный (что я знаю о себе: я – умный, я – общительный, я - неуклюжий и т.д.); оценочный (как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, раздражает, не беспокоит); поведенческий (как я веду себя с учётом того, что я знаю о себе). Главным в «Я-концепции» является оценочный компонент, который обычно и называют самооценкой. Это личностное суждение о собственной ценности и отношение ко всему, что входит в сферу «Я».

Для учителя с положительной «Я-концепцией» обычно характерно высокое чувство собственной значимости, уверенность в способности заниматься педагогической деятельностью. Убеждённость в том, что он импонирует всем участникам педагогического процесса. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель стремится к максимальной гибкости, эмпатии, эмоциональной уравновешенности, он жизнерадостен, уверен в себе и владеет неформальными методами общения.

Ученики обычно высоко ценят проявление таких качеств у учителя. Учитель с позитивной «Я-концепцией» готов к внутреннему пониманию школьника; необходимая предпосылка для этого – убеждённость в своей личностной ценности и профессиональной компетентности.

Данная концепция определяет демократический стиль преподавания и общения, формирует у школьников чувство защищённости, уверенности в доброжелательности и уважении к личности ученика со стороны учителя. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрытие творческого потенциала личности…

Профессиональная эрудиция, рефлексия, целеполагание, общеобразовательная компетентность, высокий уровень коммуникативных навыков – наиболее важные элементы построения профессионального имиджа.

…В психологической и педагогической литературе предлагаются специальные психотехники для конструирования личного имиджа…«Знакомство с собой и формирование представлений о себе», «Самомотивация – поддержка самого себя», «Привлекательность – создание положительного образа», «Методика личного обаяния», «Технология успеха».

…Имидж образовательного учреждения в целом будет определяться репутацией и имиджем педагогов, работающих в нём.

…Из чего складывается впечатление о вас...В визуальном отношении это внешний вид: стиль одежды, манеры, осанка, жесты. Наш внешний образ создаётся языком цвета, рисунка, линий силуэта; каждый цвет вызывает определённые ассоциации и имеет оптические свойства…Нецелесообразно использовать цветовую гамму насыщенных тонов: красного, зелёного, жёлтого, белого и чёрного цветов. Оптимальные оттенки для учительского костюма – приглушённые оттенки синего, серого, песочного, тёмно-красного. Костюм без блузки выглядит элегантно, а с блузкой – солидно. Хорошим вариантом для работы будет платье и жакет. У мужчин выбор меньше: костюм, рубашка без рисунка и галстук как украшение свидетельствуют о вкусе и социальном положении. Украшения, модные аксессуары должны быть сведены к минимуму, длина юбки и ширина брюк – близки к классике, а обувь, сумка, ремень – улучшают впечатление, если просты по форме и сделаны из натуральной кожи.

^ Вербальные характеристики – это то, как вы говорите, с какой интонацией и выражением лица; то, как вы ведёте уроки, проверяете тетради, пишете поурочные планы.

Оформление рабочего места, марка машины и масса мелочей – от ручки до портфеля – всё несёт информацию о вас. Немаловажную роль играет и ваш образ жизни, ваше окружение (родственники, знакомые, друзья).

Но иногда в имидже человека присутствуют, казалось бы, все необходимые элементы, но положительный образ не складывается, поскольку не хватает такого важного элемента, как привлекательность в глазах окружающих… Основные свойства привлекательных людей: привлекательные люди часто и охотно улыбаются, ведут себя естественно, дружелюбны, с ними легко общаться.

Имидж – это результат целенаправленных профессиональных усилий…Учителю важно осознать, что целью создания имиджа является не формирование образа учителя в театральной маске, а учителя с качествами творца, которые проявляются в зависимости от решаемых педагогических задач.

Народное образование №2, 2012