uzluga.ru
добавить свой файл

Емельянова Л.А.

Воспитание на положительных примерах на уроках истории


История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родной город, а значит, любили свою историю.

Я неравнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Думаю, лучшее знание истории своего народа, страны помогло бы оградить Россию от многих проблем и катаклизмов. “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеалогия исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. И как следствие – отсутствие патриотизма и толерантности. А для нашего многонационального региона это не просто проблема – это беда, грозящая в будущем стать катастрофой.

Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Я спрашивала у ребят, кого они могут выбрать в качестве примера для подражания. В ответ слышала имена футболистов, актеров, боксеров…К сожалению, для нынешнего поколения идеалы отцов, дедов, порой пустой звук. А можно ли устранить временной разрыв, сделать идеалы дедов, отцов близкими детям, понятными для их восприятия и осознания. Во всяком случае, попытаться стоит.

Базовые темы истории, такие, как Отечественная война 1812 года, ВОВ станут только тогда ближе для учащихся, когда они смогут проникнуться сочувствием, пониманием, гордостью за своих предков. Героические моменты Кавказской войны, понимание того, что наши предки принимали в этом самое живое участие – вот струны детских душ, на которые надо нажимать.

Так, рассказывая о Бородинской битве, я делаю акцент на том, что участником этой битвы был Н.Н.Раевский, уроженец г. Георгиевска. Правнук гениального Ломоносова Александр Раевский – первый георгиевский герой. Он родился 16 октября 1795 года в Георгиевске.

В Отечественную войну 1812 года Александр Раевский служил в корпусе своего отца – генерала Николая Николаевича Раевского и вместе с младшим братом заслонил грудью проход на плотине у Салтановки, через которую наступали французы. Он поднял упавшее из рук убитого знамя и увлек за собой других. Отличился он в боях и под Бородином. Здесь он был ранен, но продолжал драться и был удостоен ордена Святого Владимира. В числе лучших был отмечен Александр Раевский и высшим знаком воинской доблести – золотой шпагой с бриллиантами.

Понимание того, что наш маленький Георгиевск является родиной известного героя – очень мощный стимул воспитания наших детей. Они как бы чувствуют свою сопричастность.

Героическая оборона ст. Незлобной, Георгиевской крепости во время Кавказской войны. Осознание того, какие жертвы были принесены для освоения Кавказа, для создания здесь поселений и налаживания нормальной жизни – тема вызывает живой интерес у ребят, ведь это дело рук именно их предков. Так, ученицей 10 А класса Кочаковой Ангелиной была подготовлена исследовательская работа о казачьем роде Рогожиных. Изучаются страницы истории казаков, возводивших крепость Георгиевскую, ст. незлобную.

К сожалению, тема ВОВ стала какой-то формальной, «для галочки». Конечно, вина в этом лежит на всем обществе. В печати, по телевидению появляются новые интерпретации тех или иных эпизодов войны, что часто приводит почти к обесцениванию трагизма самой жестокой страницы нашей истории. Я стараюсь привить своим учащимся трепетное отношение к участникам войны, гордость за нашу страну, народ, победивший в этой войне, несмотря ни на что и независимо ни от каких новейших исследований и интерпретаций. Особое внимание уделяю человеческому фактору на войне: взаимоотношениям людей. Так, классный час, посвященный освобождению Северного Кавказа я посвятила истории Бесленея: маленького черкесского горного аула, жители которого, несмотря на приближение фашистских войск, спасли и усыновили русских и еврейских детей, эвакуированных из Блокадного Ленинграда. Их эшелон разбомбили, а жители аула на общем сходе решили забрать детей. Немцы прибыли на место крушения поезда на следующий день, нашли документы, удостоверявшие, какой «груз» перевозили в эшелоне. Проверяли каждый дом, сарай. Но никого не нашли. В ауле не нашлось не одного предателя. Детей быстро переписали жители аула на свои фамилии, дали им национальные имена. И стали Лены и Вани – Хавами и Анзорами. Несмотря на то, что в каждой семье было по 8-10 собственных детей, всех приемных вырастили, как родных.

Удивительно, но именно такие примеры находят отклик в душах наших детей. Именно такие примеры способствуют воспитание патриотизма и толерантности.

Не для кого из нас не секрет, что мы часто сталкиваемся с проявлением национализма, граничащего с невежеством и нежеланием это невежество искоренить. Часто зерно раздора выращивается в семье. А заниматься перевоспитанием – задача слишком трудная, и почти невыполнимая. И здесь надо действовать осторожно и нестандартно.

Одна из таких попыток вылилась в классный час «Семейные традиции Северного Кавказа». Я вместе с учащимися зажигаю домашний очаг, используя в качестве дровишек народные традиции, обычаи, которые, в обязательном порядке держатся на любви, взаимопонимании, уважении, взаимопомощи. Ребята узнают, каковы традиции живущих с ними рядом народов. Понятие толерантность должно формироваться на таких положительных примерах. Надеюсь никогда не услышать от наших учеников националистические выпады, неуважение к традициям представителей других национальностей.

И как важно сформировать осознание того, что историю России мы все делаем сообща, независимо от национальной принадлежности. А уж примеров героизма, самопожертвования в нашей истории великое множество. Самое важное суметь достучаться до сознания наших детей, помочь им осознать себя представителями единого, сильного народа с великой историей и с будущим, всецело зависящим только от нас..