uzluga.ru
добавить свой файл

Игра «Ключи от замка Математика»

(8-9 классы)

Цель: Развитие познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление;

  2. Воспитывать любовь к математике через игровые формы работы.


Форма занятия: дидактическая игра.


Оборудование: карточки №1, №2, №3 , ключи с подсказками, вопросы на слайдах.

Цели: развивать интерес к предмету, укреплять память учащихся, развивать и укреплять интерес к математике, познакомить учащихся с известными математиками.


^ Правила игры:

Играют две команды. Из каждой команды по одному человеку решают задачу за определенное время. За правильный ответ получают ключ, одна команда собирает красные ключи, а другая – синие ключи. Собрав ключи, нужно отгадать ключевое слово в кроссворде. Если не хватает слов – подсказок, то можно их заработать, решив задачи (карточки №2 и №3).


  1. Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 12.

  2. 60 листов книги имеют толщину 1 см.. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2см)

  3. Хорошо известно, что пять в квадрате - 25, десять в квадрате - 100, половина в квадрате - 1/4, треть в квадрате - 1/9. А чему равен угол в квадрате? (900)

  4. Какой знак нужно поставить между 0 и 1, чтобы получить число, большее 0, но меньше 1? (запятую)

  5. Четырьмя прямолинейными разрезами раздели прямоугольник на 8 равных частей:





  1. Тремя прямолинейными разрезами раздели круг на 7 частей





  1. Попытайтесь исправить ошибку в уравнении, передвинув только одну спичку (обратите внимание на римские цифры).

XI - V = IV
Ответы:

1. X - VI = IV
2. XI - V = VI
3. XI - VI = V

  1. Попытайтесь исправить ошибку в уравнении, передвинув только одну спичку (обратите внимание на римские цифры).

X + V = IV
Ответы:

1. IX - V = IV
2. X - VI = IV


  1. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 6 кур за 6 дней? (24)

  2. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 ч выкопают 100 м канавы? (5)

  3. Две головы, две руки, шесть ног. (всадник на коне)

  4. Пять чуланов – одна дверь. (перчатки)

  5. Какая скорость больше: 15 м/сек или 36 км/ч. (15 м/сек)

  6. Найди зашифрованное число в слове: «растит», «сядьте». (триста, десять)

  7. Вставьте согласные буквы так, чтобы получилось слово: МТМТК, ГМТР (Ответ: математика, геометрия).

  8. Отгадайте ребус: (числитель, сокращение).

А)б)

  1. Сколько граней имеет неочищенный шестигранный карандаш?

  2. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 м. Сколько было учеников?

  3. Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?



Кроссворды:

Для первой команды с синими ключами:










1


































2











































3











































4














































5































6





































7











































8

















































9





































10




























11









































Для второй команды с красными ключами:




















1

























2














































3








































4































5














































6




















































7




























8











































9





































10














































11






























Здесь зашифрованы слова - ЛОБАЧЕВСКИЙ (фамилия величайшего русского геометра) и КОВАЛЕВСКАЯ (фамилия выдающейся русской женщины-математика).

Первым усомнился в абсолютной однозначности законов Евклида и Нью­тона величайший русский геометр Ни­колай Иванович Лобачевский. После смерти отца осиротевший Николай был определён благодаря стараниям матери в Казанскую гимназию. По окончании гимназии 16-летним юношей был зачислен студентом незадолго перед тем открытого Казанского университета. Его та­лант признали довольно рано. В 24 года. Уже в качестве профессора он читал в университете специальные курсы элементарной математики, дифференциального и интегрального исчисления. В 34 года он стал ректором Казанского универси­тета и исполнял эту должность в тече­ние 19 лет. В 1824 г. с учетом рекомен­дации К.Ф. Гаусса Н.И. Лобачевский был избран членом-корреспондентом Геттингенского Королевского общества, но за границу он никогда не ездил. Гаусс же отклонил при­глашение работать в Петербурге. Встреча их, столь необходимая, так и не состоялась. Уже после смерти Гаусса стало ясно, что уму его открылись труды русского геометра, но столь дерзки были они, столь сокрушительны по новизне своей, что даже у Гаусса не хватило сме­лости открыто признать их.

Жизнь шла обычно: университет (лекции, преданные глаза уче­ников), дом (большая семья - 15 детей). С годами ухудшилось зре­ние, Лобачевский скрывал слепоту от жены и детей; учился узнавать людей по шагам.

Умер он в 63 года от паралича легких. Понимая, что умирает, сказал просто: «Человек родится, чтобы умереть». И ушел из жизни так тихо, что даже доктор не поверил, все щупал пульс, капал на лицо свечной воск, следил, не дрогнут ли мускулы. В имении своем посадил Николай Иванович молоденькие кедры и потом часто гова­ривал: «Ничего, доживем до кедровых шишек!» Первые шишки по­явились в год его смерти. Не дожил.


Всего 41 год прожила эта заме­чательная женщина, талантливая писательница, выдающийся матема­тик. Труды Софьи Васильевны Ко­валевской в одной из сложных об­ластей механики обогатили науку и поставили ее имя рядом с именами величайших математиков того вре­мени - Леонарда Эйлера и Жозефа Луи Лагранжа. В условиях старой России ее талант не мог быть рас­крыт полностью, так как высшее образование оказывалось практически недоступным для женщин. Получив блестящее образование за границей, Ковалевская достигла мировой славы.

В 1888 г. Парижская, а через год Шведская академии наук высо­ко оценили математические исследования Ковалевской, удостоив ее высоких премий и ученых степеней. Награждая СВ. Ковалевскую, президент Парижской академии наук сказал: «Между венками, ко­торые мы даем сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины, труд которой является не только свидетельством глубокого и широкого знания, но и призна­ком ума великой изобретательности».

Одаренность Софьи Ковалевской проявилась еще в детские годы. С исключительной легкостью она самостоятельно овладела основа­ми математических знаний. Ковалевская так описывает случай, ко­торый ее особенно заинтересовал и заставил заниматься высшей математикой в 14 лет.

При ремонте стены в доме Ковалевских предварительно оклеили листами использованной бумаги с дифференциальными и интеграль­ными вычислениями. Эти непонятные математические символы за­хватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед эти­ми таинственными записями. «Листы эти, - вспоминала Ковалевская, -исчерпанные странными непонятными формулами, скоро обратили на себя мое внимание. Я проводила целые часы перед этой таинствен­ной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот по­рядок, в котором листы должны были следовать один за другим».

Впечатлительная, трудолюбивая, обладающая от природы осо­бым дарованием, девочка увлеклась математическими идеями, и для нее открылся новый, чудесный мир.

«Я действительно серьёзным образом и небезуспешно занималась математикою, которую изучала исключительно по любви, без всяких посторонних целей»- говорила Софья.

Математик Софья Ковалевская навсегда останется гордостью русской науки.


Карточка №1

Для первой команды Для второй команды

Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 12.

60 листов книги имеют толщину 1 см.. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

Хорошо известно, что

пять в квадрате - ^ 25,

десять в квадрате - 100, половина в квадрате - 1/4, треть в квадрате - 1/9. А чему равен угол в квадрате?

Какой знак нужно поставить между 0 и 1, чтобы получить число, большее 0, но меньше 1?


Четырьмя прямолинейными разрезами раздели прямоугольник на 8 равных частей:






Тремя прямолинейными разрезами раздели круг на 7 частей





Попытайтесь исправить ошибку в уравнении, передвинув только одну спичку (обратите внимание на римские цифры).

XI - V = IV

Попытайтесь исправить ошибку в уравнении, передвинув только одну спичку (обратите внимание на римские цифры).

X + V = IV

Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 6 кур за 6 дней?

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 ч выкопают 100 м канавы?

Загадка:

Две головы, две руки, шесть ног.

Загадка:

Пять чуланов – одна дверь.

Найди зашифрованное число в слове: «растит».

Найди зашифрованное число в слове: «сядьте».

Вставьте согласные буквы так, чтобы получилось слово:

МТМТК

Вставьте согласные буквы так, чтобы получилось слово:

ГМТР

Отгадайте ребус:



Отгадайте ребус:



Какая скорость больше:

15 м/сек или 36 км/ч.

Сколько граней имеет неочищенный шестигранный карандаш?


На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 м. Сколько было учеников?

Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?




Карточка №2 для команды с синими ключами

1. Цифра та не колобок, а просто он пустой кружок.

2. Параллелограмм, у которого все углы прямые

5. 60 минут

7.

8х≥56

3. Традиционное название десяти математических знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, с помощью которых по десятичной системе счисления записываются любые числа.

4. Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти.

6. Раздел элементарной математики, в котором арифметические операции производятся над числами, значения которых заранее не заданы.

8. Один из знаков действия на числами

9. Ромб, у которого все углы равны.

10. Что является графиком функции у=?

11.Угол меньше 900





Карточка №3 для команды с красными ключами

1. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

6. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»?

2. А

ВС

7. Что показывают часы?

3. Угол, равный 1800

8. Один из знаков действия на числами

4.

6а≥48

9.Сговорились две ноги делать дуги и круги.

5. Что является графиком функции у=х2?

10.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны




11. _________

а



Синие ключи:


1 ноль

2 прямоугольник

3 арабские

4 уравнение

5 час

6 алгебра

7 неравенство

8 плюс

11 острый

9 квадрат

10 гипербола






Красные ключи:



2 треугольник

1 квадрат

5 парабола

3 развернутый

4 неравенство

8 минус

6 землемерие

7 время

9 циркуль

10 медиана



11 прямая